20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Этические нормы путешествия (сафара)

Всем известно, что Пророк Мухаммад رضي الله عنه являет собой неподражаемый пример для всего человечества на все века. Шестьдесят три года, прожитые Пророком رضي الله عنه на этом свете, человечество растянуло на четырнадцать веков, и даже этого не хватило, чтобы понять мудрость, затаившуюся в его словах и действиях. Шестьдесят три года жизни не перестают поражать человечество и давать жизненные советы на протяжении свыше тысячи четырехсот лет. А иначе и быть не может, потому как Сам Всевышний Аллах описал его обладателем самых высоких нравственных качеств и прекрасным примером.

Этикет пути также не был обделён его вниманием. Светило человечества ﷺ, он дословно показал и описал нам, что делать и как вести себя в сафаре. Когда слышишь слово «сафар», на ум обычно приходит что-то связанное с укорачиванием, объединением намазов и т. д. Но в этой статье будет сказано не про это. Статья посвящается малоизвестным или вовсе забытым желательным действиям, которые соблюдал Пророк ﷺ.

 

Основным в этике сафара, конечно же, является правильная цель. Вторым по важности является приобретение знаний о совмещении, сокращении намаза, определении киблы и прочего. А прежде чем выйти из дома, следует совершить двухракаатный суннат-намаз.

 

Передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Лучшее, что оставляет человек своей семье при желании выйти в путь, – это два совершённых ракаата». В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры رضي الله عنه, говорится, что Пророк ﷺ сказал: «Когда выходишь из дома, соверши двухракаатный суннат-намаз, который будет защищать тебя от вреда того места, куда ты отправляешься, а когда вернёшься домой, также соверши двухракаатный суннат-намаз, который будет защищать тебя от зла того места, куда ты вернулся».

 

В книге «Ит-тихаф ас-садат альМуттакин» говорится, что если до выхода из дома совершить любой другой намаз, например, ратибат или обязательный намаз, то этого тоже достаточно, независимо от того, делал намерение на сафар или нет.

 

Имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет, что в первом ракаате желательно прочесть после суры «Аль-Фатиха» суру «АльКафирун», а во втором ракаате – суру «Аль-Ихляс». Выходя из дома, желательно оставить домочадцев вверенными Всевышнему Аллаху, прочитав мольбу, которая пришла от Пророка ﷺ (смысл): «Вверяю вас Аллаху ﷻ, у Которого не пропадает отданное Ему на хранение».

 

Всевышний сохранит вверенное Ему на хранение, ибо Он – лучший хранитель. Тому, кто провожает, тоже желательно прочесть мольбу за уходящего. Передаётся от Умара ибн Шуайба رضي الله عنه, что Пророк ﷺ, когда прощался с неким человеком, сказал: «Да сделает Аллах ﷻ богобоязненность провизией твоей, простит тебе грехи и направит на благое, куда бы ты ни шёл».

 

Ещё одним забытым желательным действием является чтение азана за идущего в сафар человека. Давайте представим, как прекрасно будет, если, отправляясь в путь, муж прочтёт мольбу за жену и детей, за родителей – и оставит их вверенными Всевышнему Аллаху; как прекрасно будет, если жена, дети, провожая мужа или родителей, обратятся к Аллаху ﷻ с мольбой за них и прочитают азан.

 

Ещё одно желательное действие в сафаре – это говорить «Аллаху Акбар» при подъёме и «Субханаллах» – при спуске. Сообщается, что Ибн Умар رضي الله عنه сказал: «Поднимаясь в гору, Пророк ﷺ и его сподвижники говорили: «Аллаху Акбар», а спускаясь, они говорили: «Субханаллах».

 

Значительную часть территории нашей страны составляют горы и предгорья, поэтому у нас есть прекрасная возможность оживить и соблюдать эту сунну Пророка ﷺ. Выходить в сафар желательно в четверг. В сборнике хадисов имама аль-Бухари передаётся хадис от Каба бин Малика رضي الله عنه, что Пророк ﷺ любил выходить в сафар в четверг.

 

Не следует отправляться в сафар в пятничный день, это даже запретно, если пропускается в пути пятничный намаз. Следующей сунной сафара является назначение кого-то одного главным, если в сафар отправляются вместе трое или более человек.

 

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Когда трое выйдут в сафар, пусть одного назначают главным».Нам, следуя сунне, рекомендуется, не проявляя гордыни, назначить более знающего, ответственного главным и слушаться его, ибо в этом для нас есть благо.

 

Передаётся, что Пророк ﷺ всегда брал с собой некоторые вещи, такие как зеркало, расчёска, сивак, сурьма и другие принадлежности. Нам тоже следует брать перечисленные вещи с собой в путь, следуя сунне Пророка ﷺ. Например, сивак нам необходим практически всегда: во время намаза, для чистки ротовой полости и т. д., так как сиваком рекомендуется пользоваться часто.

 

Так же и расчёска – мусульманин всегда должен выглядеть опрятно, поэтому расчёска – необходимый инструмент для путника, чтобы содержать в порядке волосы и бороду и не выглядеть неухоженным, отталкивая людей от себя.

 

После того как достигнем своей цели и решим дела, следует поспешить вернуться к семье, ибо в хадисе, приведённом в сборнике аль-Бухари, говорится: «Когда кто-либо из вас достиг цели своей поездки, пусть он поспешит с возвращением к семье».

 

Мы должны понять, что те, кого мы оставили дома, переживают за нас и хотят скорейшего нашего возвращения. Пророк ﷺ завещал, чтобы путник возвращался из сафара пусть даже с маленьким, но каким-то подарком, ведь для семьи, детей, родственников, друзей он будет значимым.

 

Многие из нас приносят подарки, но все ли мы это делаем с намерением исполнить сунну Пророка ﷺ? После того как уже прибыли домой, тоже следует совершить двухракаатный суннат-намаз. От Джабира رضي الله عنه передаётся: «Когда мы прибыли с Пророком ﷺ (из сафара), он спросил меня: «О Джабир  , совершил ли ты намаз?» Я ответил: «Нет».

 

Тогда он сказал: ‘‘Соверши двухракаатный суннат-намаз’’». Тому, кто находится в сафаре, не следует забывать помолиться за семью, близких, родственников, друзей и всех мусульман, попросить, чтобы Аллах ﷻ простил им грехи, направил на правильный путь и защитил их от смут и болезней, ведь путник входит в число тех, чьи мольбы не остаются без ответа Всевышнего.


СУЛТАН АЛИГАДЖИЕВ