Как привить ребёнку любовь к благому?

Многие родители принимают самое активное участие в развитии у детей способностей. И им многое удаётся, но при этом они сами отмечают, что развитый интеллект не всегда сопровождается развитием нравственности и ответственности. На самом деле, между уровнем интеллекта и моральными качествами человека нет чёткой коррелирующей (взаимозависимой) связи. Далеко не всегда умный человек морально устойчив и благонравен. Достаточно вспомнить, что самые отъявленные преступники обладали незаурядным интеллектом. Если ребёнок искренне полюбит Всевышнего, то он начнёт развивать в себе такое качество, как доброта, а она, по моему мнению, лежит в основе благонравия.

статья опубликована в номере: 38 (579) / от 15 июля 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
83

Ваш ребёнок – ваша ответственность

Вот и возникает вопрос, как в погоне за успешной личностью не убить в личности самого человека. На самом деле всё не так сложно, и во многом задачу можно свести к тому, что в основе всего будет лежать личный пример родителя.

 

К сожалению, многие пренебрегают этим правилом, искренне веря в то, что чужой человек, пусть даже профессионал своего дела, сможет привить их чаду любовь к совершению благих поступков. Но ведь всё идёт из семьи, из отношений между всеми её членами.

 

Конечно, необходимо учитывать и генетику, поскольку ребёнок наследует по 50% генов от каждого родителя, и вполне очевидно, что ему будет психологически легче развить в себе те хорошие или отрицательные черты характера, которые доминируют у родителей.

 

Ваш ребёнок – ваше отражение

Конечно, сам характер не наследуется в чистом виде, но по наследству могут передаваться те анатомо-физиологические особенности, которые будут мешать или помогать развитию определённого характера. К примеру, если ребёнок унаследовал от родителя тихий и меланхолический темперамент, то ему будет сложно развить в себе решительность и силу воли.

 

Но легче будет развить мягкость, отзывчивость и добродушие. Попытки воспитать из такого ребёнка «брутального мачо» разовьют в нём кучу комплексов неполноценности и, как следствие, сильную внутреннюю агрессию, которую тот будет реализовывать и внутри своей семьи, и на тех, кто слабее.

 

Нередко при таком раскладе вырастает подросток, который реализует себя лишь в компьютерных играх, где выбирает для себя самых агрессивных персонажей. Ведь вполне очевидно, что если такого ребёнка направить в область искусства, то он там сможет добиться высоких результатов без всяких осложнений для своего характера.

 

Аналогичная ситуация может сложиться и с ребёнком, который унаследовал взрывной холерический темперамент. Если его всё время ругать за несдержанность и вспыльчивость, то плюс ко всему у него может развиться ещё и ярко выраженная агрессия в отношении тех, кто всё время делает ему замечания. В таких случаях следует умело направить его энергию в нужное русло.

 

Такие дети легко учатся контролировать свою необузданность, если добиваются хороших успехов в спорте. Их уверенность в себе позволит им контролировать свою силу и гнев, поскольку они всегда будут знать, на что они способны и что всегда смогут за себя постоять.

 

Любовь – путь к благонравию

Интересная картина возникает и тогда, когда родители или окружающие перегибают палку с религиозным воспитанием. Иногда с детства ребёнку внушают такой сильный страх перед Всевышним и Его наказанием, что в какой-то момент дети ломаются, причём в обе стороны.

 

Одни становятся настолько неуверенными в себе и запуганными, что вообще боятся что-то совершать в своей жизни, боятся брать на себя хоть малейшую ответственность и легко попадают под влияние других людей, фактически не имея своей воли.

 

Другие же, наоборот, устают бояться, начинают проявлять открытую агрессию и вовсе сходят с правильного пути. Им психологически легче отказаться от всего, что связано с соблюдением религии, чем жить в постоянном страхе. Возможно, не все разделят моё мнение, но я придерживаюсь того принципа, при котором в детях нужно больше делать упор на любовь к Богу, чем на страх перед Ним.

 

Если ребёнок искренне полюбит Всевышнего, то он начнёт развивать в себе такое качество, как доброта, а она, по моему мнению, лежит в основе благонравия. Именно через доброту и любовь ребёнок приобретает способность к развитию и других положительных качеств. Всё дело в том, что человек стремится ко всему, что приносит ему удовольствие, и вполне понятно, что добрый ребёнок, который чувствует, что его любят, и который любит сам, стремится к тому, чтобы творить благое.

 

Для меня несколько затруднительно дать ответ на вопрос, на что делать больший уклон в воспитании ребёнка: на привитие ему с детства религиозных знаний или на развитие благого нрава. Конечно, многие скажут, что нужно одинаково развивать и то, и другое, но отмечу, что на практике это довольно сложно осуществить и люди нередко делают перевес в одну сторону.

 

Лично я склоняюсь к тому, что если приходится выбирать, то акцент лучше делать на характер, поскольку от него и будет зависеть, в каком направлении ребёнок будет соблюдать религию: будет ли он из числа тех, глядя на которого люди захотят стать лучше, или будет тем, от действий которого будут страдать окружающие.

 

Ваш ребёнок – ваша гордость

Теперь ответ на главный вопрос: как же сделать так, чтобы ребёнок захотел быть благонравным? Для того чтобы достичь этой цели, вполне достаточно просто поощрять в своём чаде всё то хорошее, что оно совершает, и объяснять (именно рассказывать, а не просто ругать) недопустимость того или иного поступка.

 

Ребёнок должен понимать сложную причинноследственную связь, по которой один плохой поступок становится причиной для других плохих дел. У большинства детей, с проблемами которых ко мне обращались их родители, я обнаруживал одну и ту же закономерность – дети были убеждены в своей плохой натуре и считали себя хуже других.

 

С детьми надо разговаривать, отвечать на их многочисленные, порой неудобные вопросы, нужно уметь признавать свои ошибки перед ними и не давать им пустых обещаний. Надо с детства убеждать их в том, что они хорошие и умные дети, что если они и совершили что-то плохое, то это на них не похоже и они поскорее должны от этого избавиться. В общем, им нужно создавать хорошую репутацию, и тогда они сделают всё, чтобы доказать вам, что они именно такие, какими вы их видите.

 

АЛИАСХАБ МУРЗАЕВ
ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ 

Также в рубрике

Дети важнее всего?

Любовь и трепет, которые мы испытываем к ним в этом мире, трудно описать, и это неудивительно, ведь ребёнок –

Бить или учить?

Цель любого урока – знания. Но всегда ли учитель может донести их до учеников, а те – в состоянии их усвоить?

Я мама или яжемать?

В разговоре с молодыми женщинами, приходящими на консультацию к врачу или психологу, часто можно услышать

Школа – источник страхов?

Для многих родителей текущий год ознаменован тем, что их ребёнок впервые пошёл в школу. Пришла пора, когда