Сможет ли терпение победить зло?

Мы должны быть в речи и в наставлениях мягкими и кроткими, чтобы слушающий нас воспринимал наши наставления. Ведь иначе наши слова нам вернут с упрёком: а так ли верно то, что вы говорите, если в вас самих нет терпения?

статья опубликована в номере: 38 (579) / от 15 июля 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
38

Поэтому стоит обратиться к примеру тех, чьё поведение стало для каждого мусульманина эталоном. Представители общины Пророка Мухаммада ﷺ всегда были готовы найти время для беседы с человеком с целью наставления его на праведный путь. Ведь зачастую только непонимание каких-то моментов может привести к греховному. 

 

 Во времена начала пророчества Мухаммада ﷺ арабы славились своей дикостью. И вот в один из дней, когда Пророк ﷺ находился вместе со сподвижниками в мечети, внутрь зашёл некий бедуин. Встав в угол, он начал справлять нужду. Увидев это, сподвижники вскочили с мест с намерением отчитать и выгнать бедуина из мечети.

 

Но Пророк ﷺ остановил их, сказав: «Оставьте его, пока не закончит». После сподвижники привели его к Пророку ﷺ. Он усадил его рядом с собой и объяснил, что мечеть – это святое место и что загрязнять её нечистотами не подобает никому. Бедуин был настолько удивлён мягкостью и терпением Пророка ﷺ, объяснявшего ему этику отношения к мечети, что он не только раскаялся, но и принял Ислам. 

 

А вот ещё одна история. По соседству с имамом Абу Ханифой жил молодой человек, который часто пил спиртное и пьяным гулял по ночам. При этом он распевал песни непристойного характера, задевая в них всех, кого встречал. Каждый раз, когда имам Абу Ханифа выходил на намаз, сосед доставлял ему 
много неудобств шумом и громким пением.

 

Но Абу Ханифа ничего ему не говорил, оставив это на более удобное время, чтобы тот полностью осознал свою ошибку. Но однажды, встав на утренний намаз, имам не услышал голоса соседа и, удивившись, стал расспрашивать про него. Это было время халифата, когда наказывали за пьянство, и имам узнал, что соседа арестовали.

 

Тогда Абу Ханифа отправился в тюрьму, где ходатайствовал за соседа. Видя заступничество великого имама Абу Ханифы, стражи отпустили пьяницу. Усадив соседа на свою лошадь, имам отправился домой, и по дороге не промолвил ни слова. Когда доехали, имам спросил его: «Разве мы оставили бы тебя пропасть?» Молодому человеку стало стыдно.

 

Осознав, какое беспокойство приносил своему соседу и как плохо поступал, он опустил голову. После чего поклялся именем Всевышнего, что больше никогда не возьмёт в рот спиртного. Вот так, найдя подходящее время и разумные слова, имам Абу Ханифа заставил человека, ведущего греховный образ жизни, обдумать своё поведение и встать на правильный путь.

 

И среди наших близких есть люди, ведущие себя неподобающе с позиции Шариата. Мы должны быть к ним добры и учитывать время и место для возможного порицания. Слово, сказанное спокойно, без высокомерия, а только с заботой и беспокойством, гораздо действеннее.

 

Когда Ислам только начал своё продвижение, многобожники Мекки устраивали козни и строили западни для мусульман, желая унизить их. Но что бы они ни делали, мусульмане твёрдо стояли на пути Аллаха ﷻ. Видя их стойкость, один из мекканских предводителей по имени Абу Валид, придя к Пророку ﷺ, сказал: «О Мухаммад ﷺ, я хочу сообщить тебе коечто, выслушаешь ли ты меня?» Пророк ﷺ ответил: «Хорошо, я послушаю тебя».

 

Абу Валид продолжил: «Если этим призывом ты добиваешься золота и серебра, мы дадим тебе их – и ты станешь самым богатым среди нас. А если нужно господство, то мы выберем тебя господином и не будем принимать ни одного решения без твоего согласия.

 

Если же ты болен, охвачен джиннами, и они не оставляют тебя в покое, то мы найдём лучшего лекаря». Дождавшись окончания речи Абу Валида, Пророк ﷺ сказал: «Утба, отец Валида, теперь послушай меня». И стал читать суру Корана «Ха Мим», которая была ниспослана незадолго до их встречи. Упомянутое в суре заставляло Абу Валида удивиться, и страх поселился в его сердце.

 

А Утба, не выдержав, попросил Пророка ﷺ остановиться. Потом Пророк ﷺ сказал ему: «О Абу Валид, теперь ты слышал то, что слышал, и лишь тебе решать, где истина». Тогда, не найдя что сказать, Абу Валид вернулся к многобожникам и поведал им: «Я услышал слова, равных которым никогда ранее не слышал. Клянусь Богом, это не стихи и не колдовство.

 

Курайшиты, прислушайтесь к тому, что говорит Мухаммад , и сделайте так, как я говорю вам. Не мешайте этому человеку, оставьте его в покое, ибо, клянусь Богом, слова, услышанные от него, – великие слова, и они разнесутся повсюду. Если арабы потеряют его и он уйдёт к другому народу, вы потеряете силу.

 

Но если он возвысится над арабами, то его величие станет и вашим величием. И вы станете избранными из народов». Многобожники подумали, что Утба тоже оказался под чарами слов Мухаммада ﷺ, и посмеялись над ним.

 

МУХАММАДАРИФ КУРБАНОВ

 

Также в рубрике

Грань искренности в поклонении

Разница между деяниями, совершёнными с искренностью (ихлясом) и напоказ (рия’), подобна разнице дня и ночи.

Покаяние сподвижников Пророка ﷺ

Есть вопросы, которые мы никогда не задаём сами себе, и оскорбляемся, если это делает кто-то другой. Были ли у

Благодарность раба Всевышнего

Передаётся, что один учёный как-то заметил пребывающего в печали бедняка и спросил у него: «Отчего ты

«Махач добро»

В этой истории сплелись жара и пост в Рамадан, столичные пробки, моя забывчивость и невероятная отзывчивость