25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

– Желательно ли носить одежду чёрного цвета?

1. – Что делать с кусочком кожи, оставшимся после обрезания, а также с ампутированными частями тела? 2. – Желательно ли носить одежду чёрного цвета? 3. – Действительна ли молитва человека, у которого вживлены зубные импланты? (Некоторые учёные полагают, что они после установления становятся канонически нечистыми в силу соприкосновения с кровью.) 4. – Правда ли, что усопшего наказывают за то, что его громко оплакивают? 5. – Можно ли носить талисманы, на которых написаны аяты Священного Корана или молитвы? 6. – Можно ли перезахоронить останки покойного?

1.  – Что делать с кусочком кожи, оставшимся после обрезания, а также с ампутированными частями тела?

– Ампутированные части тела желательно завернуть в ткань и закопать в землю. Сделать это желательно и с пуповиной и кожей, удалённой во время обрезания.


Аргументация:

«Удалённые у живого человека части тела, например руку, а также ногти, волосы, сгустки крови (выкидыш на раннем сроке беременности), кровь, полученную в результате кровопускания, и т. п. желательно закопать в землю. При этом желательно завернуть руку или другие части тела в ткань» («Мугни аль-Мухтадж»).

 

«Что касается пуповины, то она считается частью человека, потому что отрезается у ребёнка. Что касается плаценты, в которой пребывает ребёнок (во время беременности), то она не является ни частью матери, ни частью ребёнка» («Хашия аль-Буджайрими»).

 

«Желательно закапывать в землю удалённые у живого тела части, даже кожицу, отсечённую при обрезании». «При захоронения (ампутированной) руки следует направить её ладонь в направлении киблы» («Тухфат альМухтадж»).
 

 

2. – Желательно ли носить одежду чёрного цвета?

– Носить такую одежду не является желательным действием (сунной), но это дозволено, как и ношение одежды любого другого цвета, кроме белого. Носить одежду белого цвета является желательным, согласно хадисам Пророка ﷺ. Постоянное ношение чёрного относится к непохвальным действиям (хиляф уль-авля), это подтверждают учёные.


Аргументация:

«Дозволено носить одежду белого, красного, жёлтого, зелёного цветов, в полоску, также одежду другого цвета, и нет в этом разногласия среди учёных-богословов. Также нет нежелательности в каком-либо из перечисленных цветов. Имам аш-Шафии и его ученики считают, что самым предпочитаемым является белый цвет.

 

При этом они ссылаются на хадис, который передал Ибн Аббас رضي الله عنه от Посланника Аллаха ﷺ, где он говорит: «Отдавайте предпочтение белой одежде, поскольку она является лучшей, и заворачивайте ваших покойников в белое (саван)» («Аль-Мажму»). «Постоянно носить чёрную одежду, даже туфли, не считается похвальным» («Хашия аль-Калюби»).

 

3.  – Действительна ли молитва человека, у которого вживлены зубные импланты? (Некоторые учёные полагают, что они после установления становятся канонически нечистыми в силу соприкосновения с кровью.)

– Молитва человека, который имеет зубные импланты, действительна. Канонически решение по поводу импланта подобно решению о занозе. И если занозу необходимо извлечь, так как её часть, находящаяся в теле, соприкасаясь с кровью, становится нечистой (мутанажис), то имплант целенаправленно устанавливают и закрепляют в силу необходимости. Что касается соприкосновения импланта с кровью, то это неизбежно, следовательно, это прощается.

Аргументация:

«Пятое из условий намаза – очищение одежды и тела (а также глаз, полости рта и носа) от нечистоты, которая не прощается» («Тухфат аль-Мухтадж»). «Что касается намаза, то он не засчитывается при наличии в теле занозы, конец которой выступает наружу, гранича с большим количеством крови, в отличие от той, которая соприкасается с малым количеством крови.

 

И в этом случае она (кровь) прощается» («Хашия аль-Буджайрамиаля аль-Хатиб»). «Малое количество – это количество, которого трудно избежать, и его различают в зависимости от времени и места. А то количество, в отношении которого есть сомнения (много это или мало), относится к малому количеству» («Хашия аш-Ширвани»).

 

4. – Правда ли, что усопшего наказывают за то, что его громко оплакивают?

 – Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат альМухтадж» сказал: «Можно плакать по человеку как до его смерти (и по этому вопросу мнения учёных совпадают), так и после». Далее Ибн Хаджар говорит: «Запрещается оплакивать покойного, перечисляя его достоинства (например, каким он был хорошим для семьи, для соседей и т. д.)».

 

«Запрещается громко стенать, перечисляя качества покойного, даже не сопровождая это плачем». «Запрещается также проявлять скорбь, ударяя себя в грудь, разрывая на себе одежду, распускать или рвать волосы, менять одежду или форму, отказываясь от обычной».

 

«Покойного не наказывают за то, что его родственники или близкие совершают эти или похожие действия, а то, что передано о наказании покойного (по причине воплей и стенаний по нему), то большинство учёных отнесли это к тому случаю, когда покойный завещал им такое поведение.

 

Некоторые учёные сказали, что покойный будет наказан, если он не запрещал этого при жизни, поскольку его молчание – знак согласия (с недозволенными проявлениями скорби). Поэтому крайне важно запрещать это (семье и близким) в силу спорности этого вопроса». 

 

5. – Можно ли носить талисманы, на которых написаны аяты Священного Корана или молитвы?

В хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Кто повесит на себя амулет, тот впадает в неверие» (Ахмад). Некоторые люди, неправильно понимая смысл этого и подобных хадисов, обвиняют мусульман в неверии и многобожии.

 

Предлагаем мнения учёных шафиитского мазхаба по данному вопросу. Имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму Шарх альМухазаб» пишет: «Под запретом заклинаний и амулетов имеется в виду запрет на всё, что написано не на арабском языке, смысл которого непонятен».

 

Имам аль-Байхаки пишет, что амулет – это бусины, которые они (арабы в доисламский период) вешали на себя и считали, что они отвращают от них беды (несчастья). Также говорят, что это ожерелье, на которое вешали палочки». От сподвижника Утбата бин Амира передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть Аллах ﷻ не доведёт до конца дело (то есть дело, ради которого человек повесил амулет) того, кто повесил на себя амулет.

 

Также пусть Аллах ﷻ не оставит в покое того, кто повесил (на себя) морскую раковину» (аль-Байхаки). Также аль-Байхаки пишет, что этот запрет возвращает нас к словам о тех людях, о которых говорил Абу Убайда: «Вероятно, запрет, нежелательность и тому подобное касается тех людей, которые вешают на себя талисманы, считая, что полное благополучие и избавление от болезней зависит от них, как в это верили люди доисламской эпохи.

 

А если носить талисман с целью получения благодати посредством написанного в нём имени Аллаха ﷻ, будучи убеждённым, что никто не избавляет его от бед и не защищает, кроме Аллаха ﷻ, то в этом нет ничего запретного».

 

Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни в своём труде «Фатх аль-Бари», после того как привёл хадисы Пророка ﷺ о запрете ношения амулетов, пишет: «Все эти запреты касаются ношения амулетов и т. п., в которых не написаны аяты Корана или подобного Корану (как имена Аллаха ﷻ и т. д.).

 

Что же касается тех (талисманов), в которых содержится поминание Всевышнего, то нет запрета на их ношение. Поистине, они для того, чтобы испрашивать баракат (благодать) у Аллаха ﷻ и прибегать к Нему с помощью Его имён и Его поминания».

 

Имам Абу Давуд в своём сборнике передаёт от Амра бин Шуайба следующий хадис: «Посланник Аллаха ﷺ обучал своих сподвижников, испытывая опасение, говорить следующие слова: «Прибегаю к защите Аллаха ﷻ посредством Его имён, эпитетов и всех Священных писаний, ниспосланных его пророкам, от гнева Его, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и их присутствия».


 
6. – Можно ли перезахоронить останки покойного?

– Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам, запрещено откапывать покойного после того, как могилу засыпали землёй. Исключением являются случаи крайней необходимости. Перезахоронение таким случаем не является, поскольку в результате него проявляется неуважение к покойному.

 

Аргументация:

«Запрещено вскрывать могилу покойного после захоронения для перевозки останков даже в такие места, как священный город Мекка, так как это действие порочит честь и вызывает неуважение к умершему» («Тухфат альМухтадж»). «Нельзя извлекать покойного из могилы после того, как её засыпали землёй» (Ибн Абидин. «Ад-дур аль-Мухтар»).