Тайны забытых мечетей

Деревянные мечети Аджарии, Грузии и северо-восточной Турции: документирование и сохранение ценного регионального исламского наследия . В 1980-х годах в турецком путеводителе было описано состояние Ислама в Оф, однои из районов провинции Трабзон на северо-восточном побережье Чёрного моря.

статья опубликована в номере: 37 (578) / от 01 июля 2019 (Шавваль 1440 г.)
121

«Он имеет давнюю традицию как один из сильнейших бастионов исламской духовности в стране. В прошлом веке в районах Оф и Чайкара насчитывалось не менее 350 медресе (богословских школ), в невероятном соотношении: одно учебно-духовное заведение на шестьдесят жителей. Их выпускники обладали высокой репутацией в области религиозного образования во всей Османской империи»... «С тех пор положение не сильно изменилось…

 

Почти каждая деревня с гордостью демонстрирует наличие своего Куран Курсу, современного эквивалента медресе, где дети от 6 до 18 лет учатся читать Коран. Ходжа (мусульманские учёные) и хаджи (узнаваемые по их густой бороде и белой шапке на голове), похоже, составляют большинство людей на улицах.

 

Самым ощутимым признаком духа этого места является удивительное количество мечетей. Некоторые из них, одиноко стоящие на заросшем зеленью склоне горы, обладают даже некой сказочной аурой. Можно только догадываться о происхождении религиозной культуры региона...

 

Некоторые предположили её связь с небесной красотой окружающей природы». В то время такие наблюдения ещё можно было сделать во многих сельских районах Трабзона и соседних провинциях Ризе и Артвин. Сегодня мусульмане, проживающие на Большом Кавказе, в Крыму и северном Причерноморье, привыкли к виду местных мечетей и других религиозных зданий.

 

Среди мусульманских земледельцев, живущих на плодородных южных склонах высоких гор Западного Кавказа, существовала также уникальная традиция построения простых мечетей из деревянных и глиняных материалов (см. «Уникальные утраченные исламские пейзажи Западного Кавказа», «Ас-салам». № 20, 2018).

 

Когда мусульманское население региона в 1860-х годах эмигрировало в результате регионального конфликта, в турецкий вилайет Трабзон (Требизонд), который занимал юго-восточный район Черноморского побережья (включая сегодняшний грузинский регион Аджария со столицей в Батуми). Многие нашли в пышном мире Черноморских окраин и долин высокого Малого Кавказа природу и образ жизни, близкие им по духу, и поселились в этом регионе навсегда.

 

По мере того как тюркоязычные носители послания и культуры Ислама продвигались на север через Анатолию, занимая эти дождливые прибрежные районы Чёрного моря в XI—XIII веках, они оказывались в таких населённых местах, где древесина являлась основным строительным материалом.

Очевидно, что для небольших общин переселенцев было естественно построить свои скромные мечети и медресе из дерева, используя привычную для местных жителей архитектуру в качестве модели. Таким образом, в XIII веке возникла региональная традиция строительства и поклонения в деревянных мечетях, которая продолжалась без изменений вплоть до XX века на территории, простирающейся от турецкой провинции Самсун на западе до Артвина на востоке и за её пределами до провинции Аджария в Грузии – в едином народном религиозно-архитектурном континууме.

 

Стандартная история исламской архитектуры в Анатолии и Закавказье долгое время полностью игнорировала существование этих маленьких мечетей и ту роль, которую они играли в исламском богослужении на протяжении веков. Однако в последние десятилетия этой богатой традиции уделяется всё больше внимания – сначала в Турции, а позже, после распада Советского Союза, и в Грузии.

 

В одной только провинции Самсун было зарегистрировано сто четырнадцать деревянных мечетей, в Трабзоне и его окрестностях – неопределённое, но значительное их число, и пятьдесят в Аджарии. Благодаря науке дендрохронологии в настоящее время известно, что некоторые из этих деревянных построек предшествуют любым другим исламским религиозным сооружениям на крайнем севере Анатолии, а также мечетям в районе Чаршамба около Самсуна, занимающих важное место в истории исламской архитектуры.

 

Таким образом, древесина, использованная при строительстве скромной Шейх Хабил Джами, датируется 1204 и 1205—1211 гг., что совпадает с появлением турецких поселений в этом районе. А начальная фаза строительства Гёкчели Джами датируется 1206 г. – годом, когда султан сельджуков Гийас ад-Дин Кей-Хосров Донеми открыл торговлю к побережью из Анатолии.

 

Другие ранние деревянные мечети в этой западной части зоны включают Лалели (Эшки) Джами в Икицце, округ Юние, провинция Орду, чья самая ранняя фаза строительства датируется 1395 годом.Однако подавляющее большинство сохранившихся деревянных мечетей Черноморского региона датируются началом XIX века. Это мечети, построенные в регионе Трабзон с 1813 по 1877 год (дендрохронологические датировки) и в Аджарии (в Грузии) с 1817 по 1926 год, которая тогда, 1480-е годы, ещё была частью Османской империи, пока не перешла к России после русско-турецкой войны 1877—1878 гг.

 

Несмотря на наличие региональных, местных типологических, конструкционных и хронологических различий по всей зоне, деревянные мечети обычно имеют ряд характеристик. Мечети были построены исключительно из местной древесины (например, дуб в Самсунском регионе, каштан в Трабзоне). В строительстве не использовались гвозди.

 

Стены собирались одним из двух традиционных способов: с использованием обрезных брёвен, перекрытых по углам, или деревянного каркаса, обшитого досками. Наружные стены не были окрашены – строители полагались на прочность древесины для сохранности строения против влажных погодных условий. Часто мечеть имела солидное каменное основание.

 

По всему этому обширному региону деревенские мечети имели общий прямоугольный план земли (то есть молитвенный зал, приблизительно равный квадрату с крыльцом или верандой с одной или трёх сторон). На западе зоны они часто были одноэтажными, но дальше на восток преобладали двухэтажные здания.

 

Находясь в области, в которой бывают сильные дожди и снег, эти деревянные мечети имели наклонные шатровые крыши над молитвенным залом и верандой как единое целое, покрытые керамической плиткой. Внешний вид этих деревянных зданий мечетей всегда довольно плоский и неукрашенный, но их интерьер представляет совершенно другую картину.

 

Хотя местные жители с соответствующими навыками отвечали за строительство самого здания, создать интерьерную мебель и декоративные элементы часто поручалось специалистам – мастерам-ремесленникам из других мест. Результатом часто были великолепно украшенные минбары и михрабы, потолки, колонны и входные двери.

 

Процесс идентификации, изучения и сохранения этих деревянных мечетей в Турции и Грузии была различной. В течение последних десятилетий в Турции было приложено много усилий в этом направлении. Повышение осведомлённости привело к профессиональному восстановлению и защите ряда таких сооружений по всей северной Турции и даже к ностальгической тенденции строительства новых деревянных мечетей в историческом стиле. Тем не менее, многие обеспокоены тем, что для сохранения этих уязвимых местных памятников прикладываются недостаточные усилия.

 

В регионе Аджария в Грузии, помимо некоторого ограниченного интереса со стороны этнографов, советский период был периодом разрушения или общего пренебрежения всеми религиозными зданиями. Только после обретения независимости Аджарии возник новый интерес к документации мечетей, изучению и защите их как неотъемлемой части культурного наследия нации и как места возрождения религиозного поклонения.

 

В этой связи межконфессиональная группа иностранных исследователей и граждан Грузии в настоящее время вносит огромный вклад в документирование и предоставление широкого доступа к этому важному аспекту национального и международного культурного наследия посредством своих публикаций, выставок и онлайн-экспозиций.

 

Кроме того, они раскрывают и формулируют сложные практические, политические, религиозные и идеологические аспекты, связанные с продолжительным использованием этих мечетей в качестве мест поклонения. Эта продолжающаяся работа была представлена публике в прошлом году на выставках «Деревянные мечети: исламское архитектурное наследие в Аджарии» в Батуми и в Тбилиси.

 

Каталог выставки доступен бесплатно онлайн в формате PDF на английском и грузинском языках: Сюзанна Харрис-Брандтс, Анджела Уилер и Владимир Шиосвили, «Деревянные мечети Аджарии: исламское архитектурное наследие в Грузии», 2018. Несмотря на различные проблемы, в Турции и Грузии многое делается для содействия сохранению и дальнейшему использованию этих уникальных мечетей.

 

Открытия в различных областях науки, сделанные в ходе этого процесса, могли бы послужить отличным примером для аналогичных исследовательских работ, связанных с многочисленными местными мечетями и другими религиозными зданиями, имеющими историческое значение на Кавказе.
 
 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ

Также в рубрике

На таинственном озере Чад…

На таинственном озере Чад… Посреди вековых баобабов Вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов.

Король на год

Государство Тунис обрело независимость от протектората Франции в 1956 году. Во главе нового государства встал

Дальние пути: Ислам в колониальной и современной Латинской Америке

Когда христианская Испания колонизировала обширные районы Северной и Южной Америки в XV и XVI веках, она

Тайна Манаса раскрыта

Кыргызский каганат – государство енисейских кыргызов, существовавшее в период VI–X вв. на территории Южной