19 апреля
2024 года
поделиться

– Можно ли завещать имущество неродившемуся плоду?

1. – Можно ли мусульманам заходить в церкви, синагоги и т. д.? 2. – Если не возместил пропущенные дни прошлого месяца Рамадан и наступил следующий Рамадан, нужно ли за это выплачивать штраф, как по шафиитскому мазхабу? 3. – Если убивший человека договорится с родственниками убитого о денежном возмещении за их отказ от права аль-кисаса (возмездие равным), то каково положение? 4. – Если собака задушит животное и оно умрёт до того, как охотник его зарежет, можно ли его есть? 5. – Можно ли завещать имущество неродившемуся плоду? 6. – Если человек завещал совершить за него хадж, то что должны сделать наследники? 7. – Если принять душ без намерения и не сделать все действия малого омовения, будет ли принятие душа омовением? 8. – Можно ли хоронить мусульманина на христианском кладбище, если в данной местности не имеется мусульманского? 9. – Можно ли читать обеденный и предвечерний намазы вслух, если я совершаю намаз в одиночку? 10. – Может ли имам освободить супругу без вести пропавшего мужа от брачных уз? 11. – Разрешается ли слишком завышать цены на продукты питания и корма для животных? 12. – Есть ли дни, когда запрещено поститься? 13. – Если человек в намазе пропустил момент, когда надо было сидеть после двух ракаатов, и не прочёл «Ат-тахийят», а сразу встал на третий ракаат, нужно ли ему в конце намаза совершить сажда-сахв (земной поклон по причине забывчивости в намазе) или необходимо намаз совершить заново? 14. – Обязательно ли читать джаназа-намаз (намаз над усопшим) за ребёнка, который родился мёртвым? 15. – Человек поклялся, что не будет разговаривать, и прочитал Коран в молитве. Считается ли его клятва нарушенной? 16. – Мужчину заставили продать имущество или купить товар, или заявить, что он должен кому-либо, или сдать в аренду свой дом, и при этом угрожали убийством, избиением или заключением под арест. Через какое-то время угроза миновала. Что он вправе сделать?

1. – Можно ли мусульманам заходить в церкви, синагоги и т. д.?

– В сборнике фетв по ханафитскому мазхабу «АльФатава ат-Татархания» сказано: «Нежелательно мусульманину заходить в синагоги и церкви». Ибн Абидин делает из этого вывод: «Если нежелательно заходить, то намаз там делать тем более нежелательно».

 

Вахба аз-Зухайли пишет: «Нежелательно совершать намаз в местах поклонения немусульман, по мнению большинства учёных. Исключением являются вынужденные ситуации, такие как ожидание нападения врага или хищного животного». При этом он говорит, что некоторые табиины допускали совершение намаза в таких местах. («Радд уль-Мухтар», «Аль-Фикх уль-Ислямий ва Адиллятух»)
 

2. – Если не возместил пропущенные дни прошлого месяца Рамадан и наступил следующий Рамадан, нужно ли за это выплачивать штраф, как по шафиитскому мазхабу?

– По мазхабу имама Абу Ханифы, за это не выплачивают штраф. Однако желательно поспешить с возмещением постов. («Марак аль-Фалях»)

 

3. – Если убивший человека договорится с родственниками убитого о денежном возмещении за их отказ от права аль-кисаса (возмездие равным), то каково положение?

– Аль-кисас не применяется, и убийца обязан выплатить сумму, о которой договорился с родственниками убитого.

 

4. – Если собака задушит животное и оно умрёт до того, как охотник его зарежет, можно ли его есть?

– Нет, нельзя.

 

5. – Можно ли завещать имущество неродившемуся плоду?

 – Да, можно.

 

6. – Если человек завещал совершить за него хадж, то что должны сделать наследники?

– Наследники обязаны выслать человека, который совершит хадж за завещателя, обеспечив ему транспорт и оплатив пропитание и дорожные расходы. Но если стоимость расходов на хадж больше 1/3 имущества завещателя, то его завещание не исполняется.

 

7. – Если принять душ без намерения и не сделать все действия малого омовения, будет ли принятие душа омовением?

– Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, намерение и порядок не являются обязательными в омовении. Поэтому, если человек искупался и при этом части тела, подлежащие омовению, были омыты, это купание считается малым омовением.

 

8. – Можно ли хоронить мусульманина на христианском кладбище, если в данной местности не имеется мусульманского?

– В книге «Аль-Мавсуат аль-Фикхийя» сказано: «Учёные единодушны в том, что хоронить мусульманина на немусульманском кладбище запрещено». Поэтому его надо хоронить отдельно. Если отдельно не получается, то надо перевезти в другой населённый пункт, где есть мусульманское кладбище.

 

9. – Можно ли читать обеденный и предвечерний намазы вслух, если я совершаю намаз в одиночку?

– Нет, нельзя. В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «А когда он совершает в одиночку те намазы, которые коллективно читаются шёпотом (обеденный и предвечерний), то он обязан читать их шёпотом, согласно достоверному мнению. Если же это будет намаз, который коллективно читают громко (утренний, вечерний и ночной), то у него есть выбор (читать громко или тихо). Читать громко лучше, однако не настолько громко, как имам...» 

 

10. – Может ли имам освободить супругу без вести пропавшего мужа от брачных уз?

– Нет, не может, пока не пройдёт 120 лет со дня рождения пропавшего. Это мнение Абу Ханифы. Имам Малик вынес следующую фетву. После того как суд засвидетельствует, что супруг пропал без вести, супруга выжидает четыре года. По истечении четырёх лет жена пропавшего отсчитывает срок аль-идды для вдов (это 4 месяца и 10 дней), и только после этого она считается разведённой. Большинством учёных принята эта фетва.

 

11. – Разрешается ли слишком завышать цены на продукты питания и корма для животных?

– Нет, не разрешается, если это вредит и негативно влияет на уровень жизни людей.

 

12. – Есть ли дни, когда запрещено поститься?

– В году есть пять дней, в которые запрещается соблюдать добровольный пост.

Они следующие:

– пост в день Праздника завершения поста в Рамадан;

– пост в день Праздника жертвоприношения;

– пост в течение трёх дней после Праздника жертвоприношения, которые называют айа мат-ташри к. Название происходит от слова «ташрик» – «сушить», «вялить мясо на солнце». В эти дни арабы вялили на солнце мясо жертвенных животных.
 

 

13. – Если человек в намазе пропустил момент, когда надо было сидеть после двух ракаатов, и не прочёл «Ат-тахийят», а сразу встал на третий ракаат, нужно ли ему в конце намаза совершить сажда-сахв (земной поклон по причине забывчивости в намазе) или необходимо намаз совершить заново? 

– Тот, кто пропустил первое сидение в обязательном (фарз) намазе, должен вернуться к его совершению, если ещё не выпрямился полностью. В ином случае должен продолжать читать намаз, не возвращаясь к сидению, и в конце сделать суджуд-сахв.

 

Намаз заново совершать не нужно. Это касается фарз- и ваджиб-намазов. А в суннатнамазе молящийся должен сесть, даже если выпрямился полностью. И в фарз-, и в суннат-намазах, если, вставая на третий ракаат, молящийся был ближе к сидению и сразу сел, то он не должен делать суджуд-сахв.

 

Если был ближе к стоянию и, вспомнив, сразу сел, должен сделать суджудсахв. Учёные поясняют, что, если нижняя часть, то есть ноги до пояса, ещё не выпрямились и спина немного согнута, то считается, что он ближе к сидению. Если нижняя часть выпрямилась и спина немного согнута, то считается, что он был ближе к стоянию. («Марак аль-Фалях»)
 

 

14. – Обязательно ли читать джаназа-намаз (намаз над усопшим) за ребёнка, который родился мёртвым?

– Если ребёнок при родах подавал признаки жизни, то его нарекают именем, купают и заворачивают в саван, над ним совершается джаназа-намаз и потом его хоронят. А если при рождении у ребёнка не было признаков жизни, то его заворачивают в материю и хоронят, не совершая джаназа-намаз («Мухтасар аль-Кудури»).
 

 

15. – Человек поклялся, что не будет разговаривать, и прочитал Коран в молитве. Считается ли его клятва нарушенной?

– Нет, не считается.

 

16.  – Мужчину заставили продать имущество или купить товар, или заявить, что он должен кому-либо, или сдать в аренду свой дом, и при этом угрожали убийством, избиением или заключением под арест. Через какое-то время угроза миновала. Что он вправе сделать?

– Он имеет право аннулировать сделку, хотя может и оставить её в силе.