24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Шейх Абу аль-Хасан Али аш-Шазили قدس سره

Он притягивал к себе тайной, которую Всевышний доверил ему Абу аль-Хасан Али аш-Шазили родился в 1197 году в селе Гамарат (государство Марокко, на севере Африки) в семье, состоявшей в родстве с марокканскими царями и ведущей родословную от самого Пророка Мухаммада ﷺ. Абу альХасан Али получил блестящее образование, и в возрасте примерно 21 года он покидает родной край, отправляясь на Восток мусульманского мира для более глубокого изучения исламских наук.

Совершив хадж (паломничество в Мекку), юноша отправляется в Багдад. Со времён династии Аббасидов Багдад был местом пристального внимания теологов, ибо там находились крупные факихи-учёные – знатоки Корана и хадисов, а также выдающиеся суфийские учителя: аль-Мухасиби, Сари Сакати, Джунайд аль-Багдади, альДжилани, аш-Шибли и другие.

 

В Багдаде Абу аль-Хасан Али аш-Шазили прошёл курс обучения у шейха Абу льФатха, по совету которого вернулся на родину, чтобы продолжить постижение истины у другого учителя – Абд ус-Салама ибн Машиша. Его новый суфийский учитель уединялся в пещере, расположенной на вершине горы Алам, которая находилась в окрестностях селения Гамарат.

 

Аш-Шазили писал: «Направляясь к своему новому учителю (Абд ус-Саламу ибн Машишу), я искупался у родника, что у подножия этой горы, и почувствовал, как потерял всё то, чего достиг в образовании и воспитании. И в это время он медленно спустился ко мне. На его голове был убор из пальмовых ветвей. Он сказал: «Добро пожаловать, Али сын Абдуллаха сын Абу аль-Джаббара...» – и перечислил всю мою родословную до Посланника Аллаха ﷺ.

 

Затем продолжил: «О Али, ты пришёл к нам нуждающимся в образовании и воспитании – и получишь у нас богатство здешней и будущей жизни». Так я остался у него, пока Аллах ﷻ не сделал меня проницательным и дальновидным во всех делах. За это время я стал свидетелем множества необычных возможностей (караматов) Ибн Машиша.

 

Однажды я сидел возле него, а рядом с нами играл его маленький сын. У меня мелькнула мысль спросить у шейха о сокровенном имени Аллаха ﷻ. В тот миг мальчик подошёл ко мне и, стянув мой ворот, сказал: «О Абу аль-Хасан, ты хочешь спросить шейха о сокровенном имени Аллаха ﷻ, в то время как эта тайна Аллаха ﷻ находится в твоём сердце…»

 

Шейх улыбнулся и сказал: «Этот мальчик ответил тебе вместо меня!» Когда срок обучения подходил к концу, Абд ус-Салам ибн Машиш обратился ко мне: «О Али, отправляйся в Африку и остановись в селении Шазили: поистине, Аллах ﷻ дарует тебе это прозвище. Затем оттуда отправляйся в Тунис, а позднее – на Восток, где ты получишь звание шейха».

 

При расставании аш-Шазили обратился к своему шейху за напутствием. Ибн Машиш произнёс: «Очисти язык от упоминания людей, а сердце – от подражания им. Береги себя от грехов и выполняй предписания религии Господа, и покровительство Его станет для тебя полным. Без нужды не обсуждай людей – и благочестие твоё станет совершенным.

 

Неустанно проси Аллаха ﷻ, чтобы ты не нуждался в людях и их упоминании и чтобы Он покровительствовал тебе, поистине Он – Всемогущий». Воодушевлённый этими словами, ашШазили отправился на родину. В Тунисе он нашёл указанное село Шазили. Он поселился в горной пещере и всё своё время посвящал служению Аллаху ﷻ.

 

По словам его ученика, и после смерти аш-Шазили у подножия горы был слышен звук азана – призыва к молитве, но когда люди поднимались туда, то никого не находили. А азан звучал при наступлении времени каждой обязательной молитвы!

 

К нему приходили люди, которые становились его учениками. С каждым днём число их росло. Что же их так привлекало в шейхе? Ответ на этот вопрос можно найти в словах одного из его учеников – Абу альАзаима, который так описал учителя: «Он был смуглым, высокого роста, худощавым, с редкой бородой. Каждый, кто видел его, испытывал к нему любовь. Он притягивал к себе тайной, которую Аллах ﷻ доверил ему, скромностью и простотой. Благородные люди даже переживали из-за того, что он так невнимателен к себе, хотя щедр и великодушен к остальным».

 

Учение шейха аш-Шазили, обладавшего необыкновенной способностью понимать души людей и горевшего суфийским огнём, стало духовной основой Шазилийского тариката. Своих последователей он призывал к покорности, богобоязненности, строгому исполнению предписаний Шариата, следованию Сунне Пророка ﷺ, отрешению от мирских благ.

 

Особый акцент в Шазилийском тарикате делается на духовном самосовершенствовании и глубоком осознании смысла веры. Мюрид (ученик) Шазилийского тариката воспринимает себя рабом, который должен постоянно ощущать свою ничтожность перед величием Аллаха ﷻ. Он должен чувствовать абсолютную зависимость от Господа и непрерывно благодарить Его.

 

Сначала языком, затем сердцем – до тех пор, пока всё его существо не превратится в сплошную благодарность и каждый миг жизни не будет посвящён благодарению Господа. Шейх аш-Шазили не предписывал своим последователям ношение какого-либо особого одеяния, не призывал бросать свои повседневные занятия и семьи ради полного предания себя богослужению.

 

Шазилийские суфии не обязаны нищенствовать и культивировать бедность: напротив, египетские источники XIV–XV вв. повествуют о том, что последователи этого тариката отличались от других суфиев опрятным видом. Аш-Шазили умер в 1258 году по пути в хадж. Даже смерть его была преисполнена святости. Ведь известно, что Аллах ﷻ поручает ангелу каждый год до Судного дня совершать хадж за умершего в дороге паломника. Похоронен аш-Шазили в области Хумайсар (Египет).

 

С давних пор и по сей день его могила на берегу Красного моря – почитаемое место паломничества (зиярат). Шазилийский тарикат распространён в странах Магриба, среди населения внутренних областей Африки от Судана до Мали и Коморских островов, на Востоке мусульманского мира вплоть до Индии и даже Индонезии, а также в Дагестане и в России в целом. 

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ