Согрешу, а потом покаюсь...

Когда я работал имамом в сельской мечети, один прихожанин посоветовал мне читать тавбу (покаяние) перед джамаатом каждую пятницу. Этот человек работал в райцентре и там, в мечети, применил такую практику.

статья опубликована в номере: 37 (578) / от 01 июля 2019 (Шавваль 1440 г.)
82

Я взял на вооружение совет этого брата. Для начала распечатал несколько десятков экземпляров текста тавбу и раздал листки в мечети, чтобы у джамаата было представление о том, что мы будем читать. Со следующей пятницы мы начали практиковать чтение тавбу.

 

Однако перед этим я разъяснил прихожанам, что формальное чтение текста покаяния, каким бы красноречивым он ни был, не принесёт им пользы. Тавбу должно быть искренним, притворное покаяние бесполезно для человека, а порою может даже навредить. Чтобы раскаяние было принято, имеются определённые условия, и основным из них является искренность в покаянии.

 

Когда мы указываем кому-то на несоответствие его поведения предписаниям религии, то в ответ можем услышать удивительные оправдания: «Да, это, конечно, грех, но ведь Аллах ﷻ милостив – вот наступит месяц Рамадан, буду держать пост, ходить в мечеть, делать тавбу – и Он меня простит».

 

Всё бы ничего, если бы это происходило хотя бы так, как они говорят. Даже если кто-то и делает, как обещал, и кается в Рамадан, то, когда священный месяц заканчивается, нередко вновь принимается за свои «подвиги». Это очень печально, такое поведение не подобает мусульманину.

 

К сожалению, такие случаи не единичны. Например, торговцы не стесняются обвешивать или обсчитывать покупателей. Свои проступки они оправдывают тем, что регулярно ходят в мечеть и просят прощения за свой грех. А то, что они вновь и вновь возвращаются к этому греху, для них не имеет значения.

 

Они думают, что в подобном поведении нет ничего такого – ведь для этого и существует покаяние. Здесь стоит отметить, что при таком грехе одного лишь искреннего покаяния недостаточно. Ведь большая часть этих грехов совершается в отношении других людей, затрагивая их честь или имущество.

 

Тогда вдобавок к покаянию перед Всевышним обязательно надо будет загладить свою вину перед тем, по отношению к кому виновник проявил притеснение. А если речь идёт о присвоении чего-то материального (в нашем случае продавец присваивает либо часть продаваемого товара, либо часть денег), то это обязательно следует вернуть владельцу.

 

Таких примеров можно привести немало, ведь многие считают вполне уместным грешить и совершать явно дурные поступки в расчёте на то, что в дальнейшем они попросят прощения, Бог их простит – и можно опять приниматься за старое. Однако такое отношение к грехам и покаянию непозволительно для мусульман и часто вызывает насмешки у людей, далёких от религии: «Хорошо вы устроились, можете делать что угодно, совершать любые дурные поступки, поскольку считаете, что Бог вам всё прощает».

 

Что здесь правда, а в чём ошибка? Чем отличается искреннее раскаяние от притворного? Что же делать в такой ситуации? Есть грех, но есть и покаяние. Всевышний, зная о человеческих слабостях, сообщил нам, что Он готов простить человека, если тот будет искренне сожалеть о совершённом поступке и постарается исправиться.

 

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Скажи (о Мухаммад ﷺ): “О Мои рабы, которые излишествовали во вред самим себе (совершали грехи), не отчаивайтесь в милости Аллаха ﷻ! Поистине, Аллах ﷻ прощает грехи полностью, какими бы они ни были. Ведь, поистине, Он – Прощающий, Милостивый”» (сура «Аз-Зумар», аят 53).

 

В этом аяте говорится, что Аллах ﷻ прощает грехи каждому, кто обратился к Нему с покаянием, независимо от тяжести и количества грехов, даже если их столько, сколько пузырьков в пене морской. Отсюда следует, что прощение возможно только после покаяния.

 

От Савбана رضي الله عنه передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Весь мир и всё, что в нём находится, не дороже для меня, чем этот священный аят» (Ахмад). Совершение прегрешений естественно, ведь каждый человек, кроме пророков, подвержен греху. Кто-то совершает их чаще, кто-то реже, но проступки и грехи являются неотъемлемой частью жизни современного человека, и даже при огромном желании избежать их невозможно.

 

От Абу Аюба رضي الله عنه передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы вы не грешили, то Аллах ﷻ обязательно создал бы творения, которые стали бы совершать грехи, а Он прощал бы их» (Муслим, ат-Тирмизи). Покаяние должно быть искренним, и человек должен чувствовать сожаление за своё поведение, осознавать свою неправоту.

 

Нельзя превращать раскаяние в формальность: «согрешу – покаюсь», это будет подобно насмешке и усугубит грех. Для того, кто покаялся формально и попросил прощения у Господа только для порядка, исполняя какой-то обряд или повинность, не будет проблемой вновь заняться совершением этого греха.

 

Более того, многие люди, произнося заученные слова покаяния, в душе уже мечтают, как опять совершат тот же грех. От Абдуллаха ибн Аббаса رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить подобен насмехающемуся над Аллахом ﷻ» (Ибн Аби ад-Дунья).

 

Покаяние того, кто просит прощения у Всевышнего и в то же самое время продолжает совершать свой грех, не является действительным, и оно не будет принято Всевышним. Итак, из вышеприведённого мы поняли, чем отличается формальное, притворное покаяние от искреннего. Если человек, совершивший ошибку или впавший в грех, действительно осознал свою вину, он будет испытывать угрызения совести и постарается изменить свою жизнь, чтобы в дальнейшем не совершать ничего подобного.

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ
 

Также в рубрике

Высказывания и афоризмы

Поклонение • «Знай же, что предпочтительным из видов поклонения Всевышнему является уверенность в Нём!»

В поисках «второй половинки»

Для мусульман в любой сфере деятельности нет лучшего примера для подражания, чем Пророк Мухаммад .

Самое ценное богатство

Ас-саляму алейкум, дорогие читатели! Давайте поговорим с вами о самом что ни на есть настоящем богатстве,

Лабиринт самосознания

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним»