19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

«Сахих аль-Бухари»

Продолжение. Начало в предыдущем номере. Самой выдающейся книгой, составленной имамом Бухари, по праву считается «Сахих альБухари» – сборник достоверных хадисов Пророка Мухаммада ﷺ.

 Составлять сборник Бухари начал ещё в молодости, по некоторым данным, тогда учёному было всего 23 года. Хотя тогда уже существовали книги, вобравшие в себя хадисы Пророка Мухаммада ﷺ, всё же труд Бухари стал первым сводом исключительно достоверных хадисов Посланника Аллаха ﷺ.

 Имам Бухари проделал неимоверную работу, выбирая из множества известных ему хадисов только те, которые были переданы от самых надёжных и заслуживающих доверия рассказчиков. То, какую действительно громадную работу проделал учёный, становится ясно, когда узнаёшь, что хадисов в книге Бухари 7397, а знал учёный свыше 600 тысяч достоверных хадисов.

 Перед тем как включить хадис в сборник, имам Бухари совершал омовение и молился Аллаху  посредством совершения двух ракаатов суннат-намаза, испрашивая Его наставления. Имам Бухари предоставлял хадису место в своей книге только после того, как был полностью им удовлетворён. Из-за столь бережного отношения люди стали говорить, что передаваемые имамом Бухари хадисы были настолько тщательно и точно записаны, что создавалось ощущение, будто имам Бухари слышал их лично от Пророка ﷺ.

 Основной причиной, побудившей Бухари к составлению «Сахиха», послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, да и его учитель Исхак бин Рахавайх хотел собрать воедино лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников.

 Решимость имама Бухари укрепил и сон, в котором он увидел, как стоит перед Посланником Аллаха ﷺ с веером в руках и защищает его. Это было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться Посланника Аллаха ﷺ.

 Условия включения хадиса в «Сахих аль-Бухари»

 Включение того или иного хадиса в сборник могло произойти только в случае, если его рассказчики соответствовали установленным имамом Бухари требованиям.

 Первое условие: завершённость санада. То есть все передатчики хадиса от начала (от человека, передающего хадис) до конца (до сподвижников) должны слышать сообщение непосредственно друг от друга.

 Второе: добросовестность передатчиков. То есть каждый передатчик должен быть совершеннолетним, разумным, повинующимся Аллаху ﷻ и Его Посланнику ﷺ и благочестивым.

 Третье: память передатчика. То есть способность передатчика передавать сообщения так же, как он услышал его (устно или письменно).

 Четвёртое: отсутствие противоречий между передаваемыми сообщениями. То есть какой-либо хадис, передаваемый передатчиком, не должен противоречить хадисам, передаваемым другими передатчиками, или хадисам, переданным передатчиком, превосходящим его по уровню.

 Пятое: отсутствие недостатков в сообщении. То есть отсутствие в санаде и матне факторов, способных ослабить сообщение.

 Шестое: жить в один и тот же век. То есть каждый передатчик должен жить в один и тот же век с тем человеком, который передал хадис ему.

 Седьмое: встреча. То есть каждый передатчик должен хотя бы раз встретиться с тем человеком, который передал ему хадис. Только хадисы, соответствующие всем этим критериям, могли быть включены в сборник достоверных хадисов Бухари.

 После 16 лет сложнейших исследований Бухари наконец закончил свой действительно великий труд. По мнению подавляющего большинства учёных мусульманской общины, «Сахих аль-Бухари» стал первой по достоверности книгой после Речи Всевышнего Аллаха ﷻ, Корана.

 Аль-Бухари – учитель

 Аль-Бухари не ограничился лишь составлением «Сахиха», он ещё и давал по нему уроки. Высокое положение и слава аль-Бухари привлекали к нему многих ценителей и знатоков хадисов, которые приезжали издалека, лишь бы услышать его.

 Говорят, только в Багдаде на его проповедях присутствовало до двадцати тысяч чело
век, а общее число его учеников достигало девяти десятков тысяч. При чтении хадисов три человека громким голосом всегда вторили учителю, тем самым давая возможность присутствующим их записывать. Среди его слушателей были ищущие знаний со всех уголков мира, приходившие, чтобы принять участие в этих благочестивых занятиях и воспользоваться уникальной возможностью стать свидетелем знаний, которыми обладал имам Бухари.

 Очень часто среди них были и признанные учёные-богословы того времени. Авторами самых достоверных и авторитетных сборников хадисов в Исламе считаются пять мухаддисов, не считая самого имама Бухари. Так вот, трое из этих учёных тоже были учениками великого имама аль-Бухари. Их имена известны всему миру – это Муслим, Тирмизи и Насаи.

 Каким он был наедине с собой?

 В жизни Бухари был живым воплощением сунны Пророка Мухаммада ﷺ. Отличался смелостью, щедростью, благочестием, крайней стыдливостью, отрешённостью от мира этого и стремлением к миру вечному. Часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно усердствуя в этом во время благословенного месяца Рамадан.

 Всё оставленное ему отцом немалое богатство он по своей щедрости истратил на пути Аллаха ﷻ, а общества правителей избегал как мог. «С того момента, как я узнал о запрете злословия, и до сегодняшнего дня я воздерживался от этого», – говорил он. Где было необходимо раскритиковать человека, Бухари выбирал умеренные выражения. Если кто-то рассказывал ложные хадисы, учёный обычно не объявлял, что он лжец (хотя имел на это полное право), а говорил: «Его хадисы не принимаются» или «не учитываются», проявляя тем самым уважение и мягкость к собеседнику.

 На закате лет

 В конце жизни, после 40-летнего путешествия, находясь в зените славы, аль-Бухари решил вернуться в родную Бухару. Его известность в исламском мире была столь велика, что в городах по пути на родину его торжественно встречали и сопровождали десятки тысяч почитателей. В Бухаре имама приняли с радостью и осыпали почестями. Он собрал тысячу последователей вокруг себя и, желая достичь лишь довольства Аллаха ﷻ, бесплатно давал им уроки по хадисам Пророка ﷺ.

 В Бухаре учёный не смог в полной мере насладиться преподаванием хадисов, столь любимых им. Завистники оклеветали его перед эмиром Бухары, и тот, поверив сплетням недоброжелателей, стал настраивать людей против учёного, обвиняя его в ереси. Устав от интриг и козней и опасаясь противостояния между его сторонниками и противниками, что могло привести к расколу мусульманской общины, Бухари взмолился: «О Аллах ﷻ, хоть мир и велик, однако он стал тесен для меня, и я прошу Тебя принять меня». Мольба благородного учёного была принята, и вскоре он покинул этот бренный мир.

 Скончался имам Бухари в 870 г. (256 г. х.) вечером, в праздник окончания месяца Рамадан Ид аль-Фитр, в селении Хартанг (Челакского района), в 25 км к северу от Самарканда. На момент смерти богослову было 62 года. Имам Бухари смог воплотить свой сон в реальность, он сделал всё возможное для защиты Пророка Аллаха ﷻ – Мухаммада ﷺ. Современник имама аль-Бухари как-то сказал: «Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада бин Исмаила (т. е. имама альБухари), то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть – уходом знаний». Так всё и случилось.

 P. S.

 Подытоживая, хотелось бы отметить, что, хотя Бухари обладал столькими достоинствами, знал наизусть Священный Коран и сотни тысяч хадисов, он ни разу ни о ком не сказал злого слова с того момента, как узнал о запретности этого, и постоянно занимался богослужением. В фикхе – исламском праве – Бухари был последователем мазхаба имама Шафии, как сообщает об этом великий мусульманский богослов Таджуддин Субки в своей книге «Табакату аш-шафиия».

 Если бы знание хадисов было достаточным для вынесения шариатских решений, то величайший из мухаддисов Бухари не стал бы последователем имама Шафии, особенно учитывая тот факт, что жили они примерно в одно и то же время. Да наставит нас Аллах ﷻ на путь истины и соберёт в райских садах. Аминь!

МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ