23 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.06.2019 (по Ханафи)

1. После развода у кого из супругов или их родственников больше прав на ребёнка? 2. Как несут тело умершего на кладбище и как хоронят покойного? 3. Можно ли женщинам следовать за покойным, когда его несут на кладбище? 4. Действителен ли обет неприкасания к жене на срок менее четырёх месяцев? 5. В нашем регионе засуха. Что нам делать? Я слышал, что нужно совершить определённый намаз прошения дождя. Как правильно совершить этот намаз? 6. Может ли мать ребёнка требовать с отца плату за его кормление? 7. Если в течение двухмесячного искупительного поста мужчина поел в дневное время, то каковы последствия? 8. Если муж уехал на заработки и не видел свою жену целый год, то нужно ли возобновлять никях? 9. Расскажите, пожалуйста, о предписанных элементах намаза (аркану-с-салят) и обязательных составляющих намаза (ваджибату-с-салят).

1. После развода у кого из супругов или их родственников больше прав на ребёнка?


В первую очередь у матери; если её нет, то у её матери (бабушки со стороны матери); если же её нет, то у матери отца, потом у сестёр ребёнка (причём сначала сестёр, родных по отцу и по матери, затем сестёр, родных только по матери, а потом сестёр, родных только по отцу), затем тёти по матери, затем тёти по отцу.
 

 

2. Как несут тело умершего на кладбище и как хоронят покойного?

Мужчины несут носилки, держа их за четыре ножки, и им следует идти быстро, ускорив шаг, но не бежать. Тому, кто хочет нести носилки, следует сначала нести правой рукой правую переднюю сторону, затем – правую заднюю, потом левую переднюю сторону левой рукой и затем – левой рукой заднюю левую.

 

Людям на кладбище разрешается присесть, однако присаживаться, прежде чем тело умершего опустят на землю, порицаемо. Могилу выкапывают наполовину человеческого роста или до груди, а если она будет ещё глубже, то это лучше; в могиле следует выкопать могильную нишу, это правильнее и лучше, но если земля рыхлая и решат выкопать просто яму, то это тоже разрешается.

 

Умершего опускают в могилу следующим образом: его кладут со стороны киблы (Каабы), и тот, кто кладёт его в могильную нишу, говорит: «Бисми-Лляхи ва ‘аля милляти расули-Лляхи», и поворачивает его лицом к кибле, положив на правый бок.

 

Затем тот, кто опустил тело в могилу, развязывает завязки савана, которые были завязаны для того, чтобы саван не раскрылся, закладывает могильную нишу сырцовыми кирпичами, а затем могила засыпается землёй. Порицаемо закладывать нишу жжёным кирпичом или деревом, но нет ничего плохого в том, чтобы использовать для этого тростник.

 

Как передаётся от Ибн Умара رضي الله عنه, когда умершего опускали в могилу, Пророк ﷺ говорил: «С именем Аллаха ﷻ и сообразно религии Посланника Аллаха ﷺ». Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим. Могильный холм насыпают в виде горба верблюда и не оставляют его вершину острой, также её не поднимают над землёй выше, чем на пядь.

 

Греховно покрывать могилы гипсом, укреплять штукатуркой, цементом и так далее, так как Пророк ﷺ запретил делать это. Ребёнку, который родился живым, но вскоре умер, даётся имя, его тело омывается и по нему совершается погребальный намаз. Если ребёнок после рождения не подал признаков жизни, тогда его заворачивают в кусок ткани и хоронят, не совершая по нему погребального намаза. («Аль-Любаб фи шарх аль-Китаб»)

 

3. Можно ли женщинам следовать за покойным, когда его несут на кладбище?

Учёный Хасан ибн Аммар аш-Шурунбуляли в своей книге «Марак иль-Фалях» об этом пишет следующее: «Следование женщин за покойным является нежелательным действием (карахат)». Имам ат-Тахтави, разъясняя эти слова, пишет: «То есть это действие является нежелательным, близким к запретному (карахату тахрим), как об этом сказано в книге “Ад-Дурр уль-Мухтар”».

 

4. Действителен ли обет неприкасания к жене на срок менее четырёх месяцев?

Недействителен в том смысле, что его исполнение не приведёт к разводу. Однако если супруг дал подобный обет, не привязывая его к разводу, то он действителен и за его нарушение необходимо выплатить искупление.

 

5. В нашем регионе засуха. Что нам делать? Я слышал, что нужно совершить определённый намаз прошения дождя. Как правильно совершить этот намаз? 

Испрашивать дождь означает молить о ниспослании дождя, когда люди страдают от засухи. Это установленный Шариатом, но не обязательный намаз, и если люди ограничатся обращением с мольбами к Аллаху ﷻ, будут просить прощения и молить о милости ниспослания дождя, то это тоже можно.

 

Пророк ﷺ иногда совершал намаз прошения дождя, а иногда обращался с мольбами к Всевышнему Аллаху, стоя в пятницу на минбаре, моля ниспослать дождь, и не совершал дополнительного намаза. В книгах по фикху (шариатскому праву) упоминается, что Абу Ханифа сказал: «Для прошения дождя нет намаза, который передавался бы от Пророка ﷺ ».

 

Его слова означают, что нет намаза, который был бы сунной муаккада, так как Посланник Аллаха ﷺ иногда совершал этот намаз, а иногда нет. Есть разные мнения среди учёных касаемо совершения этого намаза. Абу Ханифа сказал, что этот намаз необязательно совершать коллективно, то есть люди могут выполнить этот намаз по отдельности, так как прошение дождя – это мольба к Всевышнему.

 

Абу Юсуф и Мухаммад сказали: «Имам совершает с людьми два ракаата (с чтением Корана) вслух, затем произносит проповедь, направляется в сторону Каабы и читает ду’а (мольбу)». Если имам решил совершить с людьми коллективный намаз испрашивания дождя, то он вместе с ними выходит туда, где совершаются праздничные намазы, и им следует идти пешком, выражая уничижение и смирение перед Аллахом ﷻ, с опущенными головами.

 

Имам совершает с ними два ракаата, читая в них Коран вслух, и потом произносит проповедь, состоящую из двух частей, обратившись лицом к людям и повернув свою накидку так, чтобы верх её был внизу, а низ – вверху, и забрасывает её правую полу на левое плечо, а левую – на правое. Люди же не переворачивают своих накидок.

 

После проповеди он поворачивается к кибле (Каабе) и обращается с мольбами к Аллаху ﷻ, и люди также сидя обращаются к Господу с мольбами, прося прощения и каясь в своих грехах. Им следует молить ниспослать дождь, упоминая слабых, стариков и детей. И прежде чем выйти на намаз, необходимо раздать милостыню (садака). («Аль-Любаб фи шарх аль-Китаб»)


 
6. Может ли мать ребёнка требовать с отца плату за его кормление?

Если она состоит в браке с отцом ребёнка или же после развода находится в состоянии аль-’идда, то она не может требовать платы за кормление своего ребёнка, ибо она и ребёнок находятся на содержании супруга. Однако после развода и истечения аль-’идда мать ребёнка может требовать за кормление ребёнка плату с отца.

 

7. Если в течение двухмесячного искупительного поста мужчина поел в дневное время, то каковы последствия?

Пост начинается сначала, причём нет разницы, были ли оправдывающие обстоятельства для принятия пищи или нет.

 

8. Если муж уехал на заработки и не видел свою жену целый год, то нужно ли возобновлять никях?

Нет в этом необходимости, так как подобное отсутствие мужа не нарушает никях.

 

9.  Расскажите, пожалуйста, о предписанных элементах намаза (аркану-с-салят) и обязательных составляющих намаза (ваджибату-с-салят).

В намазе шесть предписанных элементов (арканы):

1-й – такбир ат-тахрим;

2-й – стояние;

3-й – чтение Корана, хотя бы одного аята;

4-й – поясные поклоны;

5-й – земные поклоны;

6-й – «последнее сидение» продолжительностью, достаточной для чтения ташаххуда (ат-тахийят). Каждый из предписанных элементов намаза непременно должен быть совершён, и если человек оставит (не выполнит) хотя бы один из них преднамеренно или по ошибке, то его намаз будет недействительным, и тогда он должен совершить его заново. Это объясняется тем, что невыполнение предписанного в намазе не восполняется совершением двух земных поклонов, совершаемых за ошибки в намазе по забывчивости.

К обязательным составляющим намаза (ваджибам) относятся:

1) чтение суры «аль-Фатиха»;

2) чтение после неё суры или трёх аятов;

3) последовательность в чтении (сначала должна читаться сура «аль-Фатиха», а потом – другая сура);

4) чтение Корана в предписанных фарз-намазах должно быть именно в первых двух ракаатах;

5) все действия намаза должны совершаться полностью (то есть так, чтобы в конце этого действия тело полностью успокоилось, и только затем переходить к следующему);

6) «первое сидение» для чтения ташаххуда (то есть после совершения первых двух ракаатов, если этот намаз из трёх и более ракаатов, следует спокойно сесть на столько времени, чтобы можно было прочесть ташаххуд), но если это намаз из двух ракаатов, то это будет «последнее сидение» и оно будет относиться к арканам, как об этом говорилось ранее;

7) чтение ташаххуда в «первом» и в «последнем» сидениях;

8) произнесение слов «ас-саляму ‘алейкум», когда человек хочет завершить намаз;

9) чтение «аль-Кунут» в витр-намазе;

10) дополнительные такбиры в праздничных намазах;

11) чтение Корана имамом вслух в утреннем, пятничном, праздничном намазах, а также в намазах таравих и витр месяца Рамадан, и в первых двух ракаатах вечернего и ночного намазов;

12) чтение Корана имамом шёпотом в обеденном и предвечернем намазах, а также в остальных (помимо первых двух) ракаатах вечернего и ночного намазов. Имам аль-Касани в «Бадаи’ ас-Санаи’» сказал: «Чтение считается действительным только тогда, когда при чтении букв шевелится язык».

 

Наиболее правильным мнением является то, что читающий шёпотом должен хотя бы слышать свой голос при чтении Корана. Таково мнение учёных аль-Хиндувани и аль-Фадли, а также имама аш-Шафии. Если человек оставил (не выполнил) какой-либо из обязательных элементов (рукну) преднамеренно, то намаз его нарушается, и он обязан совершить этот намаз заново. А если оставил что-либо из ваджибов по невнимательности, то это можно восполнить совершением двух земных поклонов (суджуд ас-сахв) перед саламом.