Вождь правоверных
Он был также шурином Посланника Аллаха ﷺ, поскольку его сестра Зайнаб, дочь Джахша, была женой благородного Пророка ﷺ и одной из матерей правоверных. Ему первому было поручено знамя Ислама, после чего его первым назвали вождём правоверных.
Это был Абдулла ибн Джахш аль-Асади رضي الله عنه. Абдулла ибн Джахш принял Ислам ещё до того, как Пророк ﷺ вступил в дом аль-Аркама, и стал, таким образом, одним из первых мусульман. Когда Пророк ﷺ позволил своим сподвижникам переселиться в Медину, чтобы спасти свою религию от козней курайшитов, Абдулла ибн Джахш стал вторым переселенцем (мухаджиром), и в этом деянии его смог опередить только Абу Салама (молочный брат Посланника Аллаха ﷺ) .
Хиджра ради Всевышнего
Переселение во имя Аллаха ﷻ, расставание с родными и родиной ради Него не было чем-то новым для Абдуллы ибн Джахша. Ранее он с некоторыми близкими уже переселялся в Эфиопию. Однако на этот раз переселение было гораздо более масштабным, так как с ним уходили уже все его родные и близкие.
Ислам стал его домом, а вера – его племенем. Как только они покинули Мекку, их оставленные дома показались унылыми и заброшенными, как будто они всегда были необитаемыми и в них не ступала нога живого человека. Прошло совсем немного времени после ухода Абдуллы и его рода, как вожди курайшитов Абу Джахль и Утба ибн Рабиа стали объезжать мекканские кварталы, чтобы выяснить, кто из мусульман покинул город, а кто остался.
Окинув взором жилища, где гулял пыльный ветер и хлопали двери, Утба произнёс: «Похоже на то, что опустевшие дома Бану Джахш оплакивают их». Абу Джахль возразил ему: «А кто они такие, чтобы дома оплакивали их?»
После этого Абу Джахль вошёл в дом Абдуллы ибн Джахша, который был самым красивым и богатым из всех домов, и стал распоряжаться там всем имуществом, как будто был его собственником. Когда Абдулле ибн Джахшу сообщили, что сделал Абу Джахль с его домом, он рассказал об этом Посланнику Аллаха ﷺ. Пророк ﷺ же спросил его: «Разве тебя не устраивает, о Абдулла, что ты получишь от Аллаха ﷻ прекрасный дом в Раю?» – «Нет, это меня вполне устраивает», – ответил Абдулла. «Ну так тому и быть», – произнёс Пророк ﷺ. После этого душа Абдуллы успокоилась.
Не успел Абдулла ибн Джахш обосноваться в Медине после перенесённых горестей во время первого и второго переселений и не успел он насладиться заслуженным отдыхом у заботливых ансаров (жителей Медины) после всех козней курайшитов, как судьба, по воле Аллаха ﷻ, приготовила ему самое жестокое испытание в жизни и тяжелейшую проверку с тех пор, как он принял Ислам.
Послушаем же историю этого сурового и горького испытания. Посланник Аллаха ﷺ избрал из состава своих сподвижников восьмерых человек для того, чтобы они провели первую военную акцию в истории Ислама. Среди этих восьми были Абдулла ибн Джахш и Саад ибн Абу Ваккас. Пророк ﷺ сказал своим избранникам: «Я назначаю вашим командиром того, кто лучше всех переносит голод и жажду». Затем он вручил знамя Абдулле ибн Джахшу, который стал, таким образом, первым военачальником в мусульманской общине.
Письмо от Пророка ﷺ
Благородный Посланник ﷺ определил Абдулле ибн Джахшу направление движения и вручил ему письмо с условием, чтобы он прочитал его только через два дня похода, но никак не ранее. Когда истекли два дня секретного похода, Абдулла прочитал в письме следующее: «Ознакомившись с этим письмом, продолжай движение до Нахла, что находится между Таифом и Меккой, а затем веди наблюдение за курайшитами и передавай нам сообщения о них…»
Прочитав письмо, Абдулла воскликнул: «Слушаюсь и повинуюсь Пророку Аллаха ﷺ! – а затем обратился к своим спутникам: – Посланник Аллаха ﷺ повелел мне выдвигаться к Нахлу, чтобы наблюдать за курайшитами и докладывать ему об их действиях.
При этом он запретил мне принуждать кого-нибудь из вас идти со мной. Кто стремится и желает пасть геройской смертью, пусть следует за мной. Тот же, кто не хочет этого, может возвращаться обратно безо всякого позора». Люди сказали: «Мы слушаемся и повинуемся Посланнику Аллаха ﷺ. Мы пойдём за тобой туда, куда приказал тебе следовать Пророк Аллаха ﷺ».
Достигнув Нахла, небольшой отряд стал вести активную разведку, наблюдая за передвижениями и другими действиями курайшитов. Как-то раз они заметили курайшитский караван, в котором было четыре человека: Амру ибн аль-Хадрами, альХукм ибн Кайсан, Усман ибн Абдулла и его брат аль-Мугийра. При них были обычные для курайшитов товары: кожа, изюм и другие, которыми они торговали.
Обнаружив караван, бойцы стали совещаться. Это случилось в последний день запретных для войн месяцев. Они говорили друг другу: «Если мы их убьём, то это случится в запретный месяц. Тем самым мы нарушим запрет, и нас будут ненавидеть все арабы…
Если же мы их не тронем, то за этот день они успеют достигнуть запретной территории Мекки и окажутся в безопасности от нас». Они совещались подобным образом, пока не пришли к единому мнению о необходимости напасть на караванщиков, убить их и захватить трофеи…
В течение нескольких мгновений они убили одного, захватили в плен двоих, а четвёртый спасся бегством. Вместе с двумя пленными и захваченным имуществом отряд Абдуллы ибн Джахша вернулся
в Медину. Когда они предстали перед Посланником Аллаха ﷺ и он узнал об их действиях, то самым суровым образом осудил их.
Он сказал: «Клянусь Аллахом ﷻ, я не приказывал вам вести боевые действия. Я повелел вам собирать и передавать сведения о курайшитах, а также следить за их передвиженим». Обоих пленных Пророк ﷺ оставил у себя до решения их судьбы, а что касалось захваченных товаров, то он категорически отказался принять что-либо.
И вот тогда у Абдуллы ибн Джахша и его товарищей опустились руки, так как они осознали, что нарушили приказ Посланника Аллаха ﷺ. Дело усугублялось ещё и тем, что их дружно осудили многие братья по вере, которые, проходя мимо, говорили: «Они нарушили приказ Посланника Аллаха ﷺ».
Ещё больше возросла их растерянность, когда они узнали, что курайшиты использовали это происшествие в качестве предлога, чтобы избавиться от Посланника Аллаха ﷺ и подорвать к нему доверие арабских племён. Они говорили при этом: «Мухаммад ﷺ нарушил запрет священных месяцев, пролив во время них кровь, захватив имущество и взяв в плен людей…»
Поистине, неописуемым было отчаяние Абдуллы ибн Джахша и его товарищей, когда они осознали результаты своих действий и в какое неудобное положение поставили тем самым Посланника Аллаха ﷺ. Добрая весть Когда они все переживали тяжесть отчаяния и беды, обрушившейся на них, вдруг пришла добрая весть о том, что Всевышний Аллах удовлетворён их действиями, по поводу чего Он ниспослал соответствующие аяты Своему Пророку ﷺ. И даже не спрашивайте о том, какая радость охватила их.
На улице к ним подходили люди, обнимали и поздравляли их, а у всех на устах были ниспосланные аяты Корана. Всевышний Аллах ниспослал следующее откровение Своему Пророку ﷺ (смысл): «Они спрашивают тебя (дозволено ли) сражаться в запретный месяц.
Скажи: «Сражаться в запретный месяц – великий грех. Однако совращать с пути Аллаха ﷻ, не пускать в Запретную мечеть, неверие в Него и изгнание молящихся из неё (из Запретной мечети в Мекке) – ещё больший грех перед Аллахом ﷻ, ибо искушение – больший грех, чем убийство» (сура «Аль-Бакара», аят 217).
Успокоилась душа благородного Посланника ﷺ, когда ему были ниспосланы эти возвышенные аяты. Тогда он принял добычу и выкуп за пленных, с удовлетворением восприняв действия Абдуллы ибн Джахша и его товарищей, поскольку этот поход явился важным событием в жизни мусульман. Это был первый поход, в котором было поднято руками Пророка ﷺ знамя Ислама, а его командир Абдулла ибн Джахш стал первым исламским военачальником.
Затем была битва при Бадре, где Абдулла ибн Джахш проявил себя с самой лучшей стороны, как это и подобает истинному правоверному. После этого была битва при Ухуде, где с Абдуллой ибн Джахшем и его
товарищем Саадом ибн Абу Ваккасом произошла незабываемая история.
Предоставим же слово самому Сааду, чтобы он рассказал то, что произошло с ним и его товарищем. Обращение к Создателю Саад ибн Абу Ваккас рассказывал: «Перед битвой при Ухуде меня встретил Абдулла ибн Джахш и спросил: «Разве ты не взываешь с мольбой ко Всевышнему?» – «Да, конечно», – ответил я.
Уединившись, я начал взывать к Аллаху ﷻ: «О Владыка! Если мне суждено встретиться с врагом, то пошли мне сильного, жестокого и злобного противника, чтобы я сразился с ним, а он бы сразился со мной. А затем ниспошли мне победу над ним, чтобы я убил его и взял бы у него трофеи».
После меня к Аллаху ﷻ начал взывать Абдулла: «О Аллах ﷻ! Ниспошли мне сильного, жестокого и злобного врага, с которым я буду сражаться ради Тебя, а он будет сражаться со мной. Затем он одолеет меня и изуродует моё тело, отрезав мне нос и ухо. Если я встречусь с Тобой завтра, в Судный день, Ты спросишь: «Ради чего ты лишился носа и уха?», а я отвечу: «Ради Тебя и Твоего Посланника». – «Ты прав», – скажешь Ты».
Саад ибн Абу Ваккас продолжал: «Призыв Абдуллы ибн Джахша был лучше моего. В конце дня я обнаружил его убитым и изуродованным. Его нос и ухо были подвешены за нитку к дереву». Аллах ﷻ ответил на призыв Абдуллы ибн Джахша и даровал ему мученическую смерть шахида.
Такая же награда была дарована и его дяде – главному мученику Хамзе ибн Абд ульМутталибу. Благородный Посланник ﷺ похоронил их обоих в одной могиле, а его чистые слёзы капали на место их последнего упокоения, придавая чудесный аромат праведной смерти в бою.
АДИЛЬ ИБРАГИМОВ