Прощение вместо обиды

Когда мы растём, мир кажется нам просто идеальным. Нас учат, что в жизни всё всегда может и должно быть «справедливым», что если ты поступаешь хорошо, то и другие так же отнесутся к тебе. Это означает, что никто никогда не должен быть обижен, и если это так, справедливость обязательно должна восторжествовать.

статья опубликована в номере: 12 (577) / от 15 июня 2019 (Шавваль 1440 г.)
202

Мы упорно боремся за то, как, мы считаем, должно быть. Но в своей борьбе мы зачастую упускаем из виду фундаментальную правду об этой жизни. В этом детском идеализме мы не можем понять, что этот мир несовершенен.

 

Мы, как люди, по своей сути несовершенны. Поэтому мы всегда будем совершать ошибки, неизбежно причиняя боль другим, сознательно и неосознанно, преднамеренно или нет. Мир не всегда будет справедливым. Значит ли это, что мы должны прекратить бороться с несправедливостью или отказаться от истины?

 

Конечно, нет. Нам нужно посмотреть на самих себя со стороны, чтобы понять: а может, это мы в большей степени несправедливы к другим, а боль, которую порой нам причиняют окружающие, – лишь следствие наших поступков? И мы должны признать, что взросление и знакомство с этим миром никогда не бывает безболезненным, а успех является лишь продуктом борьбы и работой над собой.

 

Пророка Нуха عليه السلام его народ в течение 950 лет оскорблял и не признавал в ответ на всё доброе, что он делал для них. Или мы можем вспомнить, как Пророка Мухаммада ﷺ закидывали камнями так, что он истекал кровью, и как его сподвижников и последователей избивали и угнетали. Весь этот вред происходил от рук других, но Пророк ﷺ учил не отвечать злом на это.

 

Даже ангелы понимали эту черту человеческой природы – ещё до того, как мы пришли в этот мир. Когда Аллах ﷻ сказал ангелам, что Он сотворит человечество, их первый вопрос был об этом вреде. Можно ли этого избежать? Думаю, это невозможно. Мы никогда не сможем избежать всей боли, но, поступая правильно в ситуации, когда нам причинили боль, мы можем избежать большего опустошения.

 

Мы должны помнить, что люди склонны к ошибкам, и поэтому наше безоговорочное доверие, уверенность и надежды должны быть возложены только на Аллаха ﷻ. Если мы будем помнить об этом, то это спасёт нас от многих ненужных разочарований и поможет понять и простить обидевших нас. Важно то, как мы любим. Ничто в этом мире не должно быть превыше любви к Всевышнему в наших сердцах.

 

В истории Абу Бакра رضي الله عنه есть прекрасный пример именно такого прощения. После того как его дочь Айша  была оклеветана самым худшим образом, Абу Бакр رضي الله عنه узнал, что человек, который распространил этот слух, был Мистах, его двоюродный брат, которого Абу Бакр رضي الله عنه поддерживал в финансовом отношении. 

 

Естественно, после такого Абу Бакр رضي الله عنه перестал оказывать помощь этому клеветнику. Однако вскоре после этого Аллах ﷻ ниспослал следующий аят (примерный смысл): «Не позволяйте тем из вас, кто наделён благодатью и обилием средств, дать клятву против помощи своим родственникам, нуждающимся и тем, кто находится на пути Аллаха ﷻ.

 

Пусть они прощают и не замечают. Разве вы не желаете, чтобы Аллах ﷻ простил вас? Воистину, Аллах ﷻ часто прощающий, милостивый» (сура «Ан-Нур», аят 22). Услышав этот аят, Абу Бакр رضي الله عنه решил, что он действительно хочет прощения Аллаха ﷻ, поэтому он не только продолжал давать тому человеку деньги, но стал давать ему даже больше.

 

Способность легко прощать должна основываться на осознании наших собственных недостатков и ошибок по отношению к другим. Но прежде всего наше смирение должно быть обусловлено тем фактом, что мы сами несправедливы по отношению к нашему Создателю каждый день нашей жизни, когда мы грешим. Кто мы по сравнению с нашим Господом?

 

И всё же Аллах ﷻ, Владыка Вселенной, прощает нас днём и ночью. Кто мы такие, чтобы воздерживаться от прощения? Если мы надеемся быть прощёнными Аллахом ﷻ, как мы можем не прощать других? Именно по этой причине Пророк ﷺ учит нас: «Аллах ﷻ не проявляет свою милость к тем, кто не проявляет её к людям». (Муслим) Эта надежда на милость Аллаха ﷻ должна мотивировать наше собственное желание прощать!

 

АМИНА ЕВПАТОВА
 

Также в рубрике

Как привить детям любовь к чтению?

Чтение – это наш источник знаний, наше окно во внешний мир и исследовательский инструмент в различных

Семейные узы

Каждый из нас слышал словосочетание «семейные узы». Что же это? Взаимные обязательства или нечто иное?

Крепко за неё держись

«Где, как не в браке, можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия,

Как сохранить мир в семье

Как показывает современная статистика, процент разводов очень высок, по некоторым данным, распадается чуть