26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Цветы благочестия: Мусульманки и гончарное дело

Эта статья является четвёртой в цикле «Цветы благочестия», в котором мы с особым уважением рассказываем о многочисленных достижениях женщин в исламском обществе.

Человечество развило уникальные отношения с глиной: во многих аятах Священного Корана о глине рассказывается как об основном элементе процесса создания человека Всевышним Аллахом (сура «Али Имран», аят 59; сура «Аль-Анам», аят 2; сура «Аль-Хиджр», аят 26; сура «Та Ха», аят 55; сура «Ар-Рахман», аят 14).

 

Глина является основным компонентом керамики – одного из самых ранних и значительных изобретений человечества. Вплоть до периода промышленной революции, когда массовое производство керамики автоматизированным способом началось в Европе, её производили повсюду исключительно вручную.

 

Основное сырьё и используемое топливо были общедоступны, и не требовалось никакого сложного оборудования для мастерских. Те, кто обладал необходимыми навыками, легко изготавливали небольшое количество одинаковых гончарных изделий, которые могли приобрести все желающие.

 

Таким образом, гончарное производство стало бизнесом – его продукцию могли продать или обменять на другие товары. По мере того как Ислам распространялся – с VII века и далее – во многих местах вековые традиции изготовления гончарных изделий продолжились, в то время как мусульманские ремесленники также изобретали новые процессы и формы.

 

Многие из наших мест поклонения украшены изящной керамикой. Сегодня великие музеи мира с гордостью представляют исламскую керамику разных веков и стран как шедевры человеческого творчества. Однако керамика, которой чаще всего восхищаются как вершиной исламского искусства и дизайна, – это работы в виде глазурованной глиняной посуды. Чаще всего её изготавливали мастера-мужчины.

 

Она никоим образом не отражает полную реальность гончарного производства и творчества в мусульманском мире. Широко распространённые (и продолжающиеся) традиции и результаты работы мусульманок, работающих с глиной, почти полностью игнорируются в наших общих представлениях о том, что составляет великие ремёсла Ислама. Вплоть до XIX века, когда керамика начала массово производиться на фабриках, во многих частях Российской империи она так и производилась вручную.

 

Балхар

Однако сегодня в Российской Федерации остаётся только одно место, где ручная керамика продолжает процветать в соответствии с местными традициями, – село Балхар в дагестанских горах. Здесь с незапамятных времён гончарное производство было важным женским ремеслом. Элегантные сосуды формируют вручную на простых невысоких вращающихся станках. Изделия ремесленниц не глазурованы, а украшены узорами в виде струящихся орнаментов древнего происхождения.

 

Исталиф

Через Каспийское море, к востоку за пустынями и степями Западной и Средней Азии, возвышается ещё одна система высоких гор – Памир. Там, в Бадахшанской области Таджикистана, мусульманки, так же вручную, изготавливали керамические изделия вплоть до середины ХХ века.

 

В Центральном Афганистане – другом районе горной таджикской культуры – в 35 км от Кабула находится знаменитый гончарный посёлок Исталиф. В этой местности женщины также занимаются традиционным гончарным производством.

 

Однако они изготавливают изделия в сотрудничестве с мужчинами их семьи: функции женщин при этом ограничены украшением. С помощью гончарного круга мужчины делают посуду, после высыхания покрывают её тонким слоем глины и снова высушивают.

 

Затем женщины наносят рисунки – сегодня наиболее популярны геометрические и растительные мотивы, а также мечети с минаретами. Затем мужчины покрывают посуду глазурью и обжигают её в специальной печи. На готовых изделиях плавные узоры, нанесённые женщинами, приобретают чёрный цвет под блестящей бирюзовой глазурью, традиционной для Исталифа.

 

Гончары Исталифа ведут своё происхождение от гончаров из общин Центральной Азии, с которыми они имеют общие технические, социальные и религиозные традиции ремесла – особенно сильной связью является их почитание шейха Бахауддина Накшбанда (1318–1389) как духовного наставника гончаров.

 

На протяжении всего исламского периода гончарное производство в Центральной Азии преобладающе было делом мужчин, принадлежавших к религиозным керамическим гильдиям, которые строго контролировали 
все аспекты ремесла.

 

Женщины выполняли вспомогательные функции, им не разрешалось заниматься фактическим гончарным делом, хотя в некоторых регионах часть из них специализировались на изготовлении традиционных народных игрушек и свистков.

 

Соркун

Гендерное разделение технологий изготовления керамики в исламском мире между женщинами, которые вручную производят свои изделия, и мужчинами, которые производят глиняную посуду на гончарном круге, также встречается в Турции, в Анатолии.

 

Там в исламских общинах в процессе изготовления в подавляющем большинстве царствовали мужчины, как и в исламских странах Евразии. Однако здесь есть исключения. Известны женщины-гончары из Соркуна близ Эскишехира в Западно-Центральной Турции, изготавливающие вручную несколько видов специальных сосудов, в которых готовится одно из самых любимых блюд страны – гувеч (тушёное мясо с овощами).

 

Их изделия продаются в Стамбуле, Бурсе и многих других местах. Мужчины-ремесленники долгое время преобладали в производстве керамики на Ближнем Востоке, а также в прибрежных и равнинных районах Северной Африки. Однако в горах на северо-западе континента гончарным делом занимаются в основном женщины.

 

В то время как в городских центрах Туниса, Алжира и Марокко мужчины-ремесленники продолжают производить великолепную глазурованную керамику, декорированную с использованием «классического исламского» набора геометрических узоров и арабесок.

 

Женщины в северо-западной части Туниса, алжирской Кабилии и рифских горах Марокко работают в совершенно иных технических и эстетических традициях – вручную формируя свои изделия и украшая их местными античными узорами.

 

Более того, их продукция, особенно марокканских мастериц, привлекла внимание современных знатоков всего мира и заняла уважаемое и конкурентное место на обширном международном рынке товаров для дома, внося значительный вклад в экономику домашних хозяйств в сельской местности, где живут и работают гончары.

 

Но есть и другие районы исламского мира, о которых действительно можно сказать, что здесь правят женщины-гончары, – с точки зрения как объёма производства, так и их вклада в доходы семьи. В исламских странах Африки к югу от Сахары – от Нигерии до Гвинеи – буквально тысячи гончаров-мусульманок продолжают изготавливать глиняную посуду ручной работы с большим разнообразием методов и форм. Создаётся она для местного потребления и торговли в качестве домашней утвари, имеющей ключевое значение для традиционного образа жизни.

 

Ломбок

На другом конце исламского мира – в Индонезии, где проживает самое большое в мире мусульманское население, женщины также играют исключительную, или основную, роль в традиционном гончарном производстве. Особого внимания заслуживают женщины-гончары из Ломбока, так называемого «Острова 1000 мечетей», к востоку от знаменитого курортного острова Бали.

 

Здесь женщины поддерживают процветающую и растущую гончарную промышленность, производя изделия, традиционные для местных нужд, а также формы, специально адаптированные к тенденциям на международном рынке товаров для дома.

 

Хотя у нас нет точных статистических данных, похоже, что сегодня во всём мусульманском мире гораздо больше женщин, чем мужчин, заняты в ремесленном производстве керамики. Многие местные, национальные и международные организации поддерживают мусульманских женщин-гончаров в сохранении их традиций и предпринимательской деятельности.

 

В качестве примера можно привести Фонд бирюзовых гор в Афганистане (поддерживающий гончаров Исталифа и Мазари-Шарифа) и совместный индонезийско-новозеландский правительственный проект ремёсел Ломбока (начатый в 1988 году), а также инициативу Тунисского национального бюро по ремёслам в поддержку женщин – традиционных гончаров Сейнане, в 2018 году их ремесло было занесено в Репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

 

Государственные и частные организации в мусульманском мире всё активнее сотрудничают в развитии ремесла, в котором женщины играют ключевую роль в производстве керамики. Индийский город Джайпур предлагает вдохновляющую модель: с 1940-х годов его знаменитые ярко-синие керамические изделия были возрождены и превращены в международный товар особой значимости благодаря энергии и вкладу женщин – ремесленниц, учителей, владельцев и служащих инновационных экспортных предприятий.

 

В Исламе особенно похвально зарабатывание на жизнь и поддержка своей семьи с помощью честной торговли или навыков в ремесле. В общинах по всему огромному пространству исламского мира женщины продолжают делать то и другое, занимаясь гончарным делом, – как они это делали с самого начала распространения Ислама.


 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ