08 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Этот грех не удастся искупить даже раскаянием

В Исламе огромное значение придаётся благоприятным взаимоотношениям между мусульманами. Все правила нашей религии и законы Шариата устроены так, чтобы мусульмане во всём помогали и поддерживали друг друга. Ведь лучшим из нас считается тот, кто приносит больше всего пользы людям и обществу, в котором живёт.

От Джабира رضي الله عنه, сподвижника Пророка ﷺ, передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Верующий (мумин) ищет дружбы и согласия с другими и принимает дружбу сам. И нет блага в том, кто не может сдружиться с другими и с кем невозможно сдружиться. Лучший тот человек, который наиболее полезен для людей» (ат-Табарани).

 

Принося пользу людям, мусульманин тем самым зарабатывает себе вознаграждение Всевышнего Аллаха в этой жизни. Также он получит за это награду после смерти, тем более если его дела продолжат приносить пользу обществу.

 

Одним из наиболее важных и полезных дел, которым человек может принести пользу своему брату по вере и обществу, является свидетельствование, когда это необходимо. Поэтому в Исламе ему придаётся большое значение. Одной из важнейших особенностей Ислама является установление справедливости среди людей, невзирая на их социальное положение, религиозные убеждения, национальность.

 

Справедливость подразумевает прежде всего защиту прав каждого члена общества. Всевышний Аллах категорически запретил своим рабам притеснение, несправедливость и присвоение чужого имущества. Быть свидетелем, когда это необходимо, является религиозным долгом каждого мусульманина, ибо таким образом он способствует установлению справедливости.

 

А отказ свидетельствовать или заведомо ложное свидетельствование являются большими грехами. Лжесвидетельство считается большим грехом, потому что свершение правосудия и выяснение истины в большинстве случаев зависят именно от того, как поступит свидетель.

 

Бремя греха от всех последствий ложного свидетельствования ляжет на этого человека. Всевышний Аллах, описывая благородные качества Своих праведных рабов, поведал нам, что они никогда не лжесвидетельствуют и не попирают тем самым права людей. В Священном Коране Аллах ﷻ говорит (смысл): «И праведные рабы Милостивого Аллаха – это те, которые не лжесвидетельствуют...» (сура «АльФуркан», аят 72).

 

Всевышний Аллах остерёг своих рабов от лжесвидетельства наряду с таким грехом, как многобожие, поставив ложное свидетельствование наравне с ним (смысл): «Сторонитесь же скверны идолов, также сторонитесь ложного свидетельствования» (сура «Аль-Хадж», аят 30).

 

От Аймана ибн Хурайма رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ в своей проповеди (хутбе) сказал: «О люди, лжесвидетельство приравнивается к приданию Аллаху ﷻ сотоварища (ширку)». Затем он прочитал этот аят (30 аят суры «Аль-Хадж»)» (ат-Тирмизи).

 

Учитывая, что такие действия являются причиной распространения несправедливости и попрания многих прав, Посланник Аллаха ﷺ также предостерегал своих последователей от лжесвидетельства и очень критично высказался о тех, кто поступает так.

 

От Анаса ибн Малика رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ спросил у людей: «Сказать ли вам, что является самым тяжким грехом среди всех больших грехов?» И продолжил: «Ложное свидетельствование» (аль-Бухари, Муслим).

 

Указывая на этот тягчайший грех, Пророк ﷺ заволновался, прилагая все усилия для того, чтобы люди запомнили его слова и воздерживались от подобных поступков, которые могут ввергнуть их в огонь Ада. Как мы видим, лжесвидетельство – это один из самых скверных видов лжи, и его последствия ужасны.

 

Поэтому учёные-богословы сошлись на том, что это является одним из тяжких грехов, вне зависимости от размера имущества, относительно которого было дано свидетельство. Тому, кто знает истину, не разрешается принимать решение, основанное на ложном свидетельстве, ибо учёные говорят, что фетва муфтия, указ правителя (хакима) и решение судьи (кадия) не превращают харамное в дозволенное и не делают халяльное запретным.

 

Судья же выносит решение в соответствии с фактами, которые предоставили ему участники процесса и свидетели. Поэтому тот, кто присвоил чужое имущество, не становится его владельцем на основании ложного свидетельства, наоборот, оно станет для него частицей адского огня и причиной обрушения на него гнева Всевышнего.

 

Ложное свидетельствование – это такой тяжкий грех, что его невозможно искупить ни каффаратом (выкупом), ни раскаянием. И лишь покаявшись, невозможно освободиться от ответственности за этот поступок, потому что это попрание человеческих прав.

 

Чтобы снять с себя ответственность, человек, совершивший лжесвидетельство, первым делом должен восстановить все права, которые были попраны вследствие его свидетельства, возместить потерпевшему вред (ущерб), попросить у него прощения и добиться его расположения.

 

Только после всего этого он может обратиться ко Всевышнему Аллаху с покаянием. Если он искренне покается, попросив у Всевышнего Аллаха прощения грехов, выполнив все вышеперечисленные условия, то он может надеяться на искупление своего греха.

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ
 

Комментарии (1)

  • 11.03.2019
    Ассалам алейкум! Является ли ложное экспертное заключение лжесвидетельством?