25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Коллективный (джамаат) намаз

Религия Ислам придаёт большое значение совершению намаза в коллективе (джамаатом). Кроме того, что это сплачивает и сближает мусульман, там можно многому научиться, если у вас нет достаточных знаний, исправить недочёты в своём поклонении. Это полезно также для налаживания взаимоотношений, усиления чувства братства и взаимопомощи.

Из хадиса известно, что за намаз, выполненный коллективно, вознаграждение «…в 27 раз больше, чем за намаз, выполненный индивидуально» (Муслим). «Тот, кто совершит ночной намаз с джамаатом, получит вознаграждение, равное поклонению в течение полуночи. А тот, кто с джамаатом совершит ещё и утренний намаз, получит вознаграждение, равное поклонению всей ночи», – говорится в другом хадисе Посланника Аллаха e (Муслим, Абу Давуд).

 

Помимо того, намаз, совершённый индивидуально, Всевышний может и не принять – из-за наших недочётов в нём. Но намаз, совершённый вместе с коллективом, Аллах ﷻ принимает из уважения к джамаату, который собрался на молитву ради Него. Поэтому все обязательные намазы надо стараться совершать вместе с коллективом. Это можно делать как в мечети, так и вне её.

 

Коллективный намаз разрешено не посещать по следующим причинам: неблагоприятные погодные условия (сильный дождь, ветер, непролазная грязь, невыносимая жара или холод); если человек испытывает сильный голод (жажду) и есть возможность утолить его;

 

при усиливающейся болезни и риске потери жизнеспособности какого-либо органа; должнику, если кредитор настойчиво требует вернуть долг, и у него нет на это возможности ; если человек скрывается от ареста или хочет избежать наказания; если съесть что-то сильно пахнущее (например, чеснок); если ухаживаешь за больным (за которым некому ухаживать);

 

если человек слепой и его некому сопровождать; если умер человек и его необходимо омыть и похоронить; если отстали от спутников; при землетрясении; если человек испытывает сильное желание спать; если женился на девственнице – неделю, в ином случае – три дня можно не присутствовать на коллективных вечернем и ночном намазах.

 

Условия и порядок следования за имамом

Нельзя совершать намаз: за имамом, намаз которого недействителен (если об этом точно известно); за тем, кто не умеет читать «Аль-Фатиху»; мужчине – за женщиной; за тем, кто умышленно совершает лишние ракааты.

 

Также нельзя становиться даже чуть впереди имама; если опередить или отстать от имама в действиях на два рукну (обязательные составные части; не словесные), то намаз ма’мума (молящегося за имамом) нарушается. Нельзя совершать действия намаза раньше имама.

 

Если ма’мум ненамеренно опередит имама на одно действие, то он должен либо ожидать его, чтобы 
потом последовать за ним, либо вернуться в исходное положение, пока имам его не совершит, а затем следовать за ним.

 

Не одобряется и отставать от имама, даже на один рукн. Если без уважительной причины отстать от имама более чем на два действия, то намаз нарушается. Если же ма’мум не может читать быстро по объективным причинам, например он заикается, то ему разрешается отстать на три долгих рукна (не считая положе
ния стоя после поясного поклона (итидаль) и сидение между обоими земными поклонами, все остальные арканы намаза являются долгими).

 

Порицаемые действия при совершении коллективного намаза

Увеличивать продолжительность намаза без согласия коллектива. Ма’муму нежелательно совершать действия намаза одновременно с имамом; стоять дальше полутора метров, а также отдельно или в задних рядах, если есть место в первых. Если они молятся вдвоём, то ма’муму нежелательно становиться слева от имама или прямо за ним.

 

Всё это препятствует получению полного вознаграждения за коллективный намаз. Если в ряду молящихся есть свободное место, нужно встать туда. А если нет, то кому-нибудь из этого ряда предложить встать с вами. Но можно стоять и одному. Желательно, чтобы имам и ма’мум стояли на одном уровне от пола, но можно, чтобы один был выше другого.

 

Порядок выполнения коллективного намаза для опоздавших к его началу

Опоздавшим на коллективный намаз считается тот, у кого не было времени для чтения суры «аль-Фатиха» за имамом до совершения им поясного поклона, или присоединился к коллективному намазу в любое другое время до произнесения имамом первого заключительного «салама». Если опоздавший успел совершить какую-либо часть коллективного намаза, то он получает за него соответствующее вознаграждение.

 

Действия опоздавшего

Сделав намерение и произнеся вступительный такбир – «Аллаху Акбар», опоздавший следует за имамом в его действиях. Если имам уже заканчивает чтение суры «Аль-Фатиха», а тот, кто следует за ним, только начинает её читать, то, когда имам закончит читать и сделает поясной поклон, ма’мум должен прекратить чтение и последовать за ним.

 

Если имам совершает поясной поклон, то ма’мум повторяет за ним, и этот ракаат ему засчитывается, если он успел побыть в положении поясного поклона вместе с имамом в течение времени, достаточного для произнесения «Субханаллах», пока имам не выпрямился после него. Если же ма’мум не успел, то этот ракаат не засчитывается, и нужно будет совершить его полностью после завершения намаза имамом.

 

Если ма’мум последовал за имамом после поясного поклона, то по завершении им намаза он должен возместить недостающие ракааты. Если руководящий намазом не сделает намерения совершить его в качестве имама, то его намаз считается действительным, но он упускает вознаграждение за коллективный намаз. Исключением  является пятничный намаз, где необходимо намерение совершить в качестве имама или в джамаате (коллективе).


МАГОМЕД УМАРОВ