Можно ли брать в пользование имущество мечети?
1. Можно ли потреблять в пищу мясо животного, которое питалось нечистотами?
Относительно этого вопроса имам ибн Хаджар альХайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Употреблять мясо, молоко, яйца (птицы) животного, которое питается нечистотами, если у этих продуктов появились цвет, запах и вкус потреблённых животным нечистот, является нежелательным. Также нежелательно кормить нечистотами животных, мясо которых употребляется в пищу.
Далее имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Если кормить животное (которое питалось нечистотами) другим кормом, после того как в нём не останется тех изменений, которые возникли от употребления нечистот, то мясо, яйца и молоко этого животного можно употреблять в пищу, и в этом нет даже нежелательности».
Заключение
Нежелательно кормить нечистотами животное, мясо которого употребляют в пищу. Также нежелательно употреблять в пищу изменившее вкус, запах и цвет мясо (молоко, яйца) животного, питавшегося нечистотами. Если это изменение пройдёт после кормления любым другим, чистым кормом, то в этом нет даже нежелательности.
2. Разрешён ли земной поклон без какой-либо на то причины?
Имам ан-Навави в книге «Равзат ат-Талибин» сказал: «Если кто-либо, проявив смиренность перед Всевышним, совершит земной поклон, стремясь приблизиться к Нему, без (вышеупомянутых) причин, то такое действие расценивается как запретное, и это более достоверное мнение».
Заключение
– Совершать земной поклон без установленной на то шариатской причины запрещено.
3. Можно ли хоронить умерших животных во дворе своего дома? Говорят, что это притягивает несчастье.
В книге «Аль-Мавсуа аль-Фикхия аль-Кувейтия» относительно этого вопроса написано: «Желательно удалять всё, что вредит мусульманам, где бы то ни было (то есть на дороге или в любом другом месте), так как Посланник Аллаха ﷺ посчитал устранение всего, что вредит человеку, с дороги частью имана (веры), указав на это словами: «Вера имеет более семидесяти ответвлений, наивысшим из которых является произнесение слов «Нет Бога, кроме Аллаха ﷻ», а наименьшим – устранение с пути того, что наносит вред (людям)».
Заключение
– Хоронить павшее животное является желательным, чтобы оно не причиняло беспокойства мусульманам, к примеру своим запахом. – Верить, что захоронение животного рядом с жилищем притягивает несчастья, запрещено, так как Шариат запретил суеверия.
4. Дозволена ли в Исламе торговля через посредника, предлагающего товары, например, в соцсети «Инстаграм»? При этом ни покупатель, ни продавец товар вживую не видели, но последний переадресовывает клиента к поставщику для завершения сделки, заранее сняв свой процент с оплаты.
В этом вопросе необходимо отметить два момента:
1. Можно ли продавать товар, который не видели ни продавец, ни покупатель?
2. Действительна и дозволена ли подобная сделка с хозяином товара? Согласно более аргументированному мнению, торговая сделка, в которой продавец и покупатель воочию не видели ни товара, ни платы за него, считается недействительной.
О втором, менее аргументированном мнении Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Второе (менее аргументированное) мнение гласит, что сделка считается действительной, даже если продавец и покупатель не видели ни самого товара, ни платы за него. Это в том случае, если в сделке оговорен вид оплаты или товара. Этого мнения также придерживаются учёные остальных трёх мазхабов. После такой сделки у продавца по получении оплаты и у покупателя по получении товара сохраняется право расторжения этой сделки».
Имам Абдуррахман аш-Ширбини в субкомментариях пишет: «…Бывает так, что собственник товара говорит продавцу: «Продай этот товар за определённую цену, и наценка выше этой стоимости останется тебе». И если собственник (после продажи товара продавцом) откажется отдать ему наценку, то продавец не имеет права её требовать, так как здесь нет договора, обеспечивающего сделке действительность или недействительность».
Заключение
– Из вышесказанного следует, что, согласно более аргументированному мнению учёных мазхаба имама аш-Шафии, торговая сделка по сайту, если покупатель и продавец воочию не видели оплаты и товара, считается недействительной.
– Согласно остальным трём мазхабам и менее аргументированному мнению мазхаба имама аш-Шафии, такая сделка считается действительной, если упомянуть вид оплаты и этой продукции, описав сам товар и его характеристики. – Следуя мнению тех, кто считает такую сделку действительной, данный вид торговли можно считать дозволенным.
5. Можно ли брать в пользование имущество мечети?
Имам ад-Димьяти в книге «Ианат ат-Талибин» относительно этого вопроса пишет следующее: «Запрещено выносить имущество мечети, к примеру: масло, воск (для светильников), вне зависимости, каким бы оно ни было: вакуфное (жертвенное исключительно для мечети), подаренное, купленное для мечети на средства, предназначенные для её нужд. Если забрали такое имущество из мечети, то необходимо вернуть». Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Аль-Фатава альКубра» также пишет: «Нельзя использовать циновки и ковры мечети не по назначению».
Заключение
– Из вышесказанного ясно, что нельзя использовать имущество мечети не по назначению. Например, выносить ковёр из мечети для использования в частных нуждах, и т. п.
6. Дозволено ли в мечети одновременно отдельными группами совершать джамаат-намаз?
Существуют два типа мечетей: «мат’рук» – это постоянно открытая мечеть, где намазы совершаются произвольно, индивидуально или в джамаате со штатным или нештатным имамом, и «не мат’рук» – это мечеть, в которой сразу по наступлении времени намаза совершают только один коллективный намаз и затем её закрывают до наступления времени следующей молитвы. Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «В мечети «не мат’рук», где есть назначенный штатный имам, нежелательно без его разрешения совершать отдельный коллективный намаз (джамаат) до совершения этим имамом коллективного намаза, а также одновременно с ним или после него».
Заключение
– Все существующие мечети в наше время большей частью являются мечетями типа «мат’рук», следовательно, совершать дополнительные джамаат-намазы до, после или во время основного коллективного намаза за имамом не является нежелательным. – Совершать отдельный коллективный намаз в мечети «не мат’рук» нежелательно, если только имам не разрешит его там совершать.
7. Разрешена ли женщинам поездка на короткое расстояние (10–40 км) без сопровождения махрама?
Имам ар-Рамли в книге «Нихаят уль-Мухтадж» пишет: «Отправление женщины в путь с определённой группой женщин, кроме как для совершения фарза, является абсолютно запретным, даже на короткое расстояние». Это мнение считается более верным в шафиитском мазхабе. Однако, согласно мазхабу имама Абу Ханифы, если расстояние пути не достигает 81–88 километров, то поездка не считается сафаром, и женщина может отправиться в такой путь без сопровождения махрама, но с соблюдением остальных мер безопасности в дороге.
Имам ан-Навави в книге «Аль-маджму» приводит слова Абу Хамида аль-Исфирани, который говорит: «Расстояние, при котором (по мнению Абу Ханифы) в поездке обязателен махрам, – это расстояние трёхдневного пути (81–88 км), пешего или верхом, с остановками для еды и другого необходимого. Если же расстояние меньше, чем это, то сопровождение махрама для женщины, по мнению имама Абу Ханифы, не считается необходимым».
Имам аш-Шайбани аль-Ханафи в книге «Аль-Худжа» пишет: «Поездка женщины, запрещённая Посланником Аллаха ﷺ, – это путь, расстояние которого позволяет сокращать намазы, так как на меньшее расстояние (не позволяющее сокращать намазы) женщине разрешено отправляться в путешествие без махрама. И такая поездка не считается путешествием».
Заключение
– Согласно мазхабу имама аш-Шафии, запрещено женщине отправляться в путь на любое расстояние без сопровождения махрама, кроме как для совершения обязательных действий (например, хадж или умра).
– Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, если протяжённость дороги меньше расстояния трёхдневного пути (81–88 км), то поездка не считается путешествием, и женщина может отправиться в такой путь без сопровождения махрама, но при гарантии безопасности её дороги.
Ответы даны согласно мазхабу имама аш-шафии
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (сМс, WhatsApp, Telegram).