Категория: Религия

Когда мечты сбываются...

Мусульманка открыла редкую галактику Какое чувство может испытать человек, открывший редкую галактику, которую потом назовут в его честь? Об этом может рассказать Бурчин Мутлу-Пакдил, мусульманка-астрофизик из Турции.

Ислам призывает своих последователей исследовать космос и его чудеса, которые были созданы Всевышним Аллахом. В Священном Коране об этом упоминается (смысл): «неужели они так небрежны, что не глядели на небо и не замечали, как оно воздвигнуто над ними без опор, как Мы воздвигли его совершенным образом и разукрасили планетами, и нет в нём никаких трещин или недостатков» (сура «Каф», аят 6).

Вдохновлённые призывом Корана, а также следуя хадисам, призывающим приобретать полезные знания, учёныемусульмане на протяжении истории преуспевали в научных областях, исследующих Вселенную, особенно в астрономии, физике, оптике, математике. Выдающиеся учёные Золотого века Ислама создали общество, которое в Средние века стало научным центром мира.

Свыше 500 лет арабский язык оставался языком знаний и заложил основу современных университетов, медицины, алгебры и наименованиям небесных тел. Астрономы были убеждены, что, раскрывая строение мироздания, они тем самым прославляют Всевышнего – Господа миров. Как и её средневековые коллеги
астрономы, мусульманка-астрофизик из Турции бурчин Мутлу-Пакдил рассматривает науку как способ познания окружающего мира.

И сегодня, когда таинственная галактика нового типа на расстоянии 359 миллионов световых лет от нас носит её имя, можно говорить о сбывшейся детской мечте. «Несмотря на то, что моя семья поддержала моё решение и вдохновляла меня следовать за мечтой быть астрофизиком, друзья и родственники говорили, что девочке лучше выбрать что-то другое», – рассказывает она.

Страсть Мутлу-Пакдил к астрономии началась с того, что она в детстве часами любила рассматривать звёзды в ночном небе. Мусульманка-астрофизик окончила Анатолийскую среднюю школу и была первой студенткой колледжа среди поколений своей семьи. В 2009 году окончила бакалавриат в университете Билкент в городе Анкара. Затем Мутлу-Пакдил перешла учиться в Техасский технический университет в США.

Здесь она продолжила учёбу в аспирантуре, получив степень магистра в 2012 году. В прошлом году после непрерывного прогресса и постоянной работы она получила степень доктора философии за «тестирование сверхмассивных отношений масштабирования чёрной дыры с использованием космологических симуляций и обработки данных оптической визуализации» в Университете Миннесоты.

Она была назначена научным сотрудником в Университет Аризоны. Теперь она работает в Обсерватории Стюарда, изучает структуру и динамику астрофизических объектов, включая карликовые галактики, галактические кольца и сверхмассивные чёрные дыры.

Во время своей докторантуры мусульманка-астрофизик Мутлу-Пакдил открыла галактику PGC 1000714, которая получила название «галактика Бурчин». Обнаруженная небесная структура представляет собой чрезвычайно редкую двойную кольцевую эллиптическую галактику. Открытие мусульманки дало учёным пищу для размышлений по поводу механизмов возникновения и развития галактик.

В кольцах этой галактики имеются места, где в потоках газа образуются новые звёзды. В данном случае их два, и под этим может скрываться сложная и интересная история. За свои достижения в 2018 году Бурчин Мутлу-Пакдил вошла в список «Десять выдающихся молодых людей мира». В прошлом году она получила премию «Выдающиеся молодые люди Турции» в номинации «Научное достижение за 2017 год». Кроме того, Бурчин получила звание «Женщина-физик за июль 2017 года», а также награду имени Линды Ларсон в 2017 году.

САИДА ИБРАГИМОВА