23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Женская

Когда и еда яд

Правильное питание – залог здоровья души и тела Мы работаем, учимся, заводим семьи – в общем, ведём активную жизнь. Но иногда… всё теряем – из-за нашей неразборчивости в еде.

Мало кто задаётся вопросом, из чего состоит еда, которой мы питаемся дома, в ресторанах, кафе и других пунктах общепита. Если человек не знает, что, как и когда можно есть, какая еда дозволена, то он, следуя за своими страстями и похотями, рушит свою мирскую и вечную жизнь.

 

В Коране говорится (смысл): «Не бросайте самих себя на погибель» (сура «АльБакара», аят 195). Человеку вменяется в обязанность иметь знания в той ситуации, в которую он попадает. Например, будучи водителем, он обязан иметь знания о вождении, правилах дорожного движения.

 

Так же обстоит дело и с едой. Раз мы созданы Творцом нуждающимися в питании, мы обязаны иметь знания, связанные с этим. В первую очередь человек обязан (фарз уль-айн) иметь дозволенный заработок, на который он будет приобретать дозволенную и чистую еду.

 

В Коране говорится (смысл): «Вы кушайте и пейте чистое и дозволенное из того, чем вас наделил Аллах ﷻ, и не занимайтесь расточительством, поистине, Аллах ﷻ не любит расточителей» (сура «Аль-Араф», аят 31). Даже если мы найдём дозволенную и чистую еду, является запретным проявлять к ней расточительство. Саад бин Абу Вакас t как-то обратился с просьбой к Пророку e: «О Посланник Аллаха e, прошу тебя, обратись с мольбой ко Всевышнему Аллаху, чтобы все мои мольбы к Нему были приняты».

 

На это Посланник Аллаха e ответил: «Для того чтобы твои обращения к Аллаху ﷻ были приняты, ешь дозволенную пищу». Вред сытости и переедания От того, чем заполнен желудок человека, зависит его духовное и физическое состояние. Что касается духовного состояния, сытый человек большую часть своего времени проводит, не вспоминая об Аллахе ﷻ, сердце его становится чёрствым, и ему бывает тяжко бороться со страстями своего нафса (эго).

 

Выдающийся учёный Сахль говорил: «Я не знаю более вредного состояния для тех, кто ищет счастья в Ахирате (загробный мир), чем сытость». Из-за того что большинство мусульман нашего времени сыты, они не воспринимают наставления алимов, знания у людей не увеличиваются, портится их мышление, ухудшается память.

 

Если посмотреть на наших предков, которые жили впроголодь, мы увидим, что они имели больше знаний, разума и терпения. Говорят даже, что первым нововведением после смерти Пророка e стало переедание. Сам Посланник Аллаха e никогда не ел досыта. Важным моментом является и то, чтобы мы не заставляли детей насильно принимать пищу.

 

Напротив, мы должны научить их правильному питанию. Например, в качестве сладостей пусть дети употребляют финики, мёд, изюм и т. д. Что же касается кормления младенца, лучший совет находится в Коране (смысл): «Пусть матери кормят своих детей два полных года, если они желают полноценного вскармливания» (сура «Аль-Бакара», аят 233).

 

Что касается физического состояния, то мы знаем: с точки зрения медицины, наполненный едой желудок расширяется и надавливает на соседние с ним органы, например, сердце, в результате чего учащается его ритм. Поэтому количество еды, которую мы употребляем, должно быть как минимум средним.

 

Польза голодания

В результате голодания улучшается память, нормализуется работа пищеварительной системы – желудка и других органов, которые находят покой. Говорится, что голод является одним из сокровищ Аллаха ﷻ, которым Он испытывает только Своих любимых рабов.

 

Имам аль-Газали говорит: «В голоде есть десять видов пользы: очищение сердца и его смягчение, ощущение состояния голодных, представление голода и жажды Судного дня, защита от страстей нафса, облегчение поклонения, уменьшение сна, увеличение здоровья тела, достаточность малого количества еды и возможность отдать как милостыню оставшуюся еду».

 

Кроме того, голод является одним из обязательных условий борьбы с нафсом. Наш Пророк e является лучшим примером в этом, как и во всей нашей жизни. Однажды дочь Пророка e Фатима принесла кусок хлеба для Посланника Аллаха e, и он спросил её: «Что это за кусок, о Фатима?» Она ответила: «Это лепёшка, которую я испекла сама. Моя душа не находила спокойствия, пока я не принесла тебе её часть».

 

Пророк e сказал: «Это первое, что съел твой отец за три дня». Абу Хурайра t рассказывал: «Когда я пришёл к Пророку e, нашёл его молящимся сидя. Я спросил, почему он молится сидя, и он ответил, что из-за голода. Я заплакал. Тогда Пророк e сказал: «Поистине, трудности Судного дня не коснутся тех, кто испытывал голод в этом мире».

 

Рассказывается также, что пророк Иса u 60 дней поклонялся Аллаху ﷻ и всё это время даже не вспомнил о хлебе. И когда он вспомнил о хлебе, то его связь со Всевышним прекратилась, и он впал в глубокую печаль. Конечно, я не призываю к тому, чтобы мы всё бросили и начали голодать; напротив, не стоит этого делать. Однако все мы должны по мере возможности избегать в еде излишеств, которые могут привести нас к гибели в обоих мирах.

 

Голод на этом свете – это сытость в доме вечном. В хадисе Пророка e говорится: «Не наполнили дети Адама u сосуд хуже, чем желудок: для детей Адама u хватает нескольких кусков еды, чтобы выпрямить спину. Если есть необходимость в большем потреблении еды, то пусть оставят одну треть желудка для еды, вторую – для воды и третью – для воздуха» (ат-Тирмизи). Если мы будем придерживаться этого хадиса, то не будем нуждаться во врачах и лекарствах. Да сделает нас Аллах ﷻ из числа тех, кто с любовью и трепетом следует за Пророком e.

 

САИД ЗАЛУМХАНОВ