20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ислам и самоуправление личности. Известный хадис гласит: «Начни с самого себя».

Хочу напомнить высказывание, касающееся именно самоуправления личности, где Всевышний Аллах обещает наказание грешникам за то, что те забыли Аллаха, предали забвению самих себя, не познали должным образом свою сущность. Аллах обращается к мусульманам: «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (сура «Собрание», аят 19).

Посланник Аллаха ﷺ призывал верующих к познанию самих себя, дабы посредством самопознания они смогли стать высоконравственными людьми и достичь требуемых духовных вершин. Он всегда напоминал им о том, что забвение собственной души не принесет человеку ничего, кроме несчастья и бед. Он учил, что до тех пор, пока человек не пройдет стадию самопознания, он не сумеет добиться значительных духовных побед.
 В известном высказывании Пророка Мухаммада ﷺ говорится: «Тот, кто познал себя, познал своего Господа»  Такой же хадис передается от пророка Идриса عليه السلام: «Тот, кто познал творения, познал Творца. Тот, кто познал блага, познал Благодетеля. Тот, кто познал себя, познал своего Господа». Многие мудрецы и великие учителя во все времена указывали на важность самоуправления. Напомним некоторые их высказывания. Сократ советовал: «Познай самого себя».

Сенека отмечал: «Сильнее всех – владеющий собой», «Век живи – век учись тому, как следует жить». Уильям Джеймс писал: «Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив свое отношение к вещам». Джозеф Эдисон сказал: «Для мощного разума труднее всего управлять самим собой» и т.д.

Познай самого себя! Очень хорошо сказано, не правда ли? В этих словах заложена глубокая философская мысль! Этот завет является своего рода наставлением для постоянного исследования собственной жизни и бытия, что составляет суть истины, жизненной мудрости, философии, всякой перемены к лучшему и, наконец, настоящего успеха. Пусть этот завет станет девизом вашей жизни!

Не случайно самоуправление мы рассматриваем через призму величайших высказываний Пророка Мухаммада ﷺ, пророка Идриса عليه السلام и ученых Ислама, а также Сократа и других мыслителей, так как между ними прослеживается тесная взаимосвязь. Более того, актуальность их рассуждений в современных услови
ях имеет особое значение, и с тех пор мало что изменилось в подходах человека к самому себе.

Многим известно признание Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю!», а затем и его призыв: «Познай самого себя!» Самопознание для Сократа было синонимом выражения «познай свои чувства, свое внутреннее побуждение». А побуждение было для ученого равнозначно таким добродетелям, как любовь к истине, справедливость, мужество, дисциплина и честность. Он был и остается самым блистательным примером честности в мыслях и делах. Обратившись к истории самоуправления, мы обнаружим, что люди всегда искали различные методы его совершенствования. Мы не можем подробно останавливаться на многообразии методов, корнями уходящих в глубины веков. Напомним лишь некоторые из них.  Как известно, еще в древнем мире ученых интересовала эта проблема, параллельно в то же время зародился шаманизм. Особый вклад в исследование самоуправления принадлежит таким древним восточным государствам, как Китай и Индия, где стали зарождаться отличные от магии и шаманизма концепции.

Среди них такие различные и популярные направления, как йога, буддизм, а также множество различных школ (ушу, цигун или суфизм). Кроме того, существуют по сегодняшний день различные религиозные методы самоуправления, которые используются в виде молитвы, покаяния, поста и т.д. К современному методу относят аутогенную тренировку. Возникли также школы гуманистического психоанализа, нейролингвистического программирования, получившие название психоанализа новой волны. Но все эти формы самоуправления постоянно совершенствуются, и вместе с ними совершенствуется и человек.

Школа самоуправления уходит корнями в глубины веков. На протяжении тысяч лет люди совершенствовали методы работы со своим внутренним миром. Искусству управления собой посвящали труды древнегреческие мудрецы, египетские жрецы и вавилонские маги. В Китае трактаты Конфуция были признаны документом государственного значения и изучались во всех учебных заведениях. В разных культурах искусство управлять собой развивалось по-разному. В течение всей истории человечества они перемешивались, расходились и скрещивались. Эти процессы не прекратились и сегодня. Многое из того, что применялось в древности, сегодня должно получить вторую жизнь.

«Будьте строги к себе и мягки к другим, так вы оградите себя от людской неприязни»

Наука управления собой должна развиваться непрерывно.

Мы не предлагаем конкретные методики самоуправления в узком смысле слова. Наша задача состоит в том, чтобы проблему самоуправления трактовать в широком смысле слова в интеграции с Исламом и предложить в систематизированной форме некоторые принципы, правила и законы самоуправления с учетом как научных исследований, так и жизненного опыта прошлого и настоящего.

История становления самоуправления подтверждает, что управлять собой – это не простое действие, справиться с которым можно за один день и больше к нему не возвращаться. Наоборот, это задание на всю вашу жизнь. Исходя из завета Сократа «Познай самого себя», мы должны задавать себе вопросы «Кто я такой? Что я знаю? Что я могу? Куда ведут меня мои мысли?» Вы должны ставить перед собой эти вопросы каждый день заново и каждый день держать ответ, как подсказывает вам ваша совесть. Познать себя – значит осознать, увидеть, понять, что для вас особенно ценно, значимо и достойно в жизни, а что вы отвергаете в своих действиях, поведении и что не воспринимают ваши душа и совесть.

Известно, что во многих религиях есть запреты на мысли и желания человека думать о скверном, грешном. Например, в мусульманской религии запрещается в определенные периоды и особенно во время поста сквернословить, заглядываться на женщин, входить в сексуальные связи, думать о плохих вещах. История подтверждает множество случаев, когда фантазии и размышления о преступных и неблаговидных намерениях подвергались осуждению и наказанию. И наоборот, благие намерения и устремления помогают достичь человеку огромных высот в развитии и нести благо как себе, так и людям.

Еще в V веке до нашей эры Конфуций отмечал: «Будьте строги к себе и мягки к другим, так вы оградите себя от людской неприязни». Как видим, он остерегает нас от неверных действий, поступков и выражений по отношению к другим. Особое место тут принадлежит нашим словам и выражениям, которые мы адресуем людям. Словом можно убить, унизить, подавить, перечеркнуть многое в жизни другого человека, а можно обрадовать, вылечить, исправить или воодушевить на великие дела. Поэтому мы должны четко различать мысли, желания, поступки и реальные действия, в чем и будут проявляться элементы воздействия на себя, и тем самым мы включаемся в процесс самоуправления.

МУХАММАД БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ 
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА