23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Сколько сторон у обиды?

«На обиженных воду возят!» – дразнили в детстве того, кто часто дулся. Детские отношения бывают посложнее взрослых, достаточно в них и обид. На обман или грубость сверстника не все дети могут ответить тем же, но возмущения и обиды найдутся почти у каждого. Но мы вырастаем, и наши реакции на поступки окружающих всё же должны отличаться от детских.

Вроде бы всё так. Однако мы встречаем в жизни немало обидчивых людей и сами бываем такими. Почему? Нас обижают, поэтому мы обижаемся – казалось бы, всё понятно. Обижают, значит, поступают несправедливо, хуже, чем мы заслуживаем (как мы полагаем). Обижаемся, значит, оскорбляемся и начинаем это переживать. Но, может, нас обидели нечаянно? А сколько надо переживать? И можно ли вовсе не обижаться?

 

Первое

Наверное, самое первое, с чем связана обида, – это недовольство. Мы не будем здесь рассматривать трагический случай, когда человек недоволен судьбой, обижен на Всевышнего. Не дай Аллах  такой беды! Остановимся на межличностных отношениях. Человек обижается на тех, кто поступил с ним не так, как он ожидал: что-то ему не дали, не сделали, не помогли и пр. Недоволен – вот и обижается.

 

Но, позвольте, разве люди нам что-то должны? (Опускаем должностные, семейные, гражданские обязанности.) Почему мы ждём от окружающих участия и понимания? Конечно, мы вольны обращаться к людям, но при этом надо быть готовым к их отказу. Потому что наша просьба – вторжение в чужую жизнь.

 

Замечательно, если на наше обращение откликнулись. Однако это любезность со стороны постороннего. Не обязанность! Совсем не люди нам что-то дают и делают. Через поступки людей проявляется Воля Аллаха  ﷻ. Это Он нас чем-то наделяет или нет. Помня об этом, можно избавиться от недовольства людьми, вызванного ожиданиями на их счёт, то есть умерить свою обидчивость.

 

Второе

Кроме недовольства, провокатором обиды выступает гордыня. Человек знает, «как правильно», а его почему-то не слушают и его советам не следуют. Как же так – он столько прошёл и понял, учит этому нас, а мы не принимаем? Человек ожидает признания своего жизненного опыта, но не получает. Самолюбие задето, обида 
готова.

 

Гордыня затмевает понимание, что другие люди могут обойтись без нас и наших советов – у них своя жизнь и своя голова для этой жизни. Поэтому стоит ли обижаться, когда кто-то равнодушен к нашим рекомендациям? Аллах  ﷻ создал людей разными и каждому установил его путь. 

 

В то же время, если желание кому-то помочь у нас искреннее, мы станем молиться об этом человеке – усердно, втайне, ради Аллаха  ﷻ. Важно, хоть и непросто, принять людей такими, какими они посланы нам Аллахом  ﷻ. А также признать, что Аллах  ﷻ даёт нам видеть не 100% из происходящего, а только ту часть, которая касается нас. Другим людям – ту, которая касается их. Так называемая «картина мира» у каждого своя.

 

Третье

Нафс. Рассмотренные выше недовольство с гордыней порождены нафсом. Но отметим ещё одну его черту – самооправдание. С этим знако м, наверное, каждый.Оправдание самого себя всегда у нас в боевой готовности. В том числе когда человек прибегает к обиде.

 

Ведь нам дискомфортно осознавать, что мы обиделись на кого-то зря. Чтобы успокоиться, нафс начинает «обелять» себя и «очернять» того, кто нас обидел, стараясь обрести полную уверенность в своём праве на обиду. Но добьётся ли этим нафс покоя?

 

Его уловка – кратковременный самообман. Если был реальный повод обидеться, то внутренняя гармония уже нарушена, отношения с обидчиком разладились – хоть явно, хоть скрыто. А если получилось как в поговорке – «сама придумала, сама обиделась», то человек оказывается за лимом (притеснителем чужих прав). Тогда о каком покое может идти речь – что в дунье, что в Ахирате?

 

Заключение

У всякой обиды не меньше двух сторон – тот, кто обидел, и тот, кто обиделся. Не будь кого-то из них, не будет и обиды. И если про обидевшегося человека уже говорилось выше, то про обидчика почти не упоминалось. А им нетрудно стать, если беззаботно обращаться с чувствами людей, быть бестактным в общении, наступать людям на «больные мозоли». Незавидная роль.

 

И человек может оказаться в ней в силу разных причин: умышленно, не подумав или даже не подозревая, что кого-то обижает. Конечно, мы не можем знать наверняка мотивов другого человека. Поэтому и торопиться обижаться давайте не будем. Пророк ﷺ советовал постараться найти 70 оправданий поведению человека, а если не получится, то остановиться на существовании 71-го, о котором мы не подозреваем. Это – великая мудрость. Хотел обидчик нам досадить или нет, это его проблема, его ответственность.

 

Мы же, если избежим обиды (или поскорее простим), то примем ситуацию не как неприятно-случайную, но как предназначенную нам Аллахом  ﷻ, примем от Него. В этом заключается одно из качеств зрелого человека – умение видеть за происходящим не людей с их нафсом и недостатками, а Волю Творца. Сейчас много говорят об осознанном реагировании на людей и события. Остаётся только сделать это своей полезной привычкой. Потому что хорошо, когда детство живёт в добрых воспоминаниях, а не мелькает в поведении уже взрослых людей.

 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА