20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

«Цветы благочестия».

Эта статья является первой в цикле «Цветы благочестия», посвященном многочисленным и разнообразным творческим ролям, которые женщины играют в исламском обществе на международном уровне, некоторые из них привычны для нас, в то время как другие претерпели адаптацию к нашему постоянно меняющемуся миру.

В достойных начинаниях, которые обычно ассоциируются с мужчинами, а именно – проектирование новых мечетей и религиозных сооружений, женщины, тем не менее, порой играли значительную роль. Например, в качестве спонсоров или покровителей, – такие как Фатима Аль-Фихри, которая в 859 году основала мечеть и медресе «Аль-Карауин» в г. Фес, Марокко. Это медресе считается самым древним постоянно действующим учебным заведением в мире, выпустившим множество ученых, оказавших большое влияние на духовную, интеллектуальную и академическую историю исламского мира.

Имперские матери османского двора также активно спонсировали строительство религиозных сооружений, наиболее значительным из которых был комплекс «Ени Валиде» в Эминону (Стамбул), построенный (1597-1665) матерями султанов Мехмеда III (валиде Сализе Султан) и Мехмеда IV (валиде Козем Султан), ставший крупнейшим религиозным комплексом, построенным в Стамбуле в постклассическую эпоху.

Отдельные женские мечети существовали в Китае на протяжении нескольких сотен лет. К середине XVII века общины мусульманского хуэйского меньшинства в провинциях Хэнань, Шаньси и Хэбэй начали развивать теологическое обучение среди женщин. Коранические школы для девочек были в конечном итоге преобра
зованы в мечети, которыми руководили исключительно женщины. Это были либо специальные отдельные здания, либо мечети, прикрепленные к действующей крупной мечети. Они функционируют и сегодня – их конгрегации возглавляют женщины, являющиеся женами имамов. В последние годы две женщины-мусульманки, архитекторыдизайнеры Зейнеп Фадиллиоглу и Заха Хадид, на международном уровне оказали значительное влияние в вопросе возведения мечетей – не в качестве покровителей или спонсоров, а в области проектирования и строительства мечети. Их отличают совершенно разные стили, но обе сочетают сложное мастерство современных строительных технологий с заметно женственной манерой и элегантностью в дизайне современных культовых сооружений в рамках исламской традиции.

ейнеп Фадиллиоглу (родилась в 1955 г.) – известный турецкий архитектор-дизайнер с процветающей международной дизайнерской практикой и обладательница ряда крупных международных наград, включая международную премию Эндрю Мартина в области дизайна в 2002 году, и «Современный дизайнер года» – британская награда в области дизайна и оформления, присужденная в 2005 году. С продвижением турецкой экономики и возрождением исламских ценностей в последние десятилетия наблюдается корреляционный рост спонсорства исламских культурных проектов в стране.

За многими из великих османских мечетей и религиозных памятников тщательно ухаживали, и в то же время были построены многочисленные новые мечети и религиозные комплексы. Многие из них соответствуют консервативной османской традиции, в то время как некоторые из них по своему дизайну являются более авантюрными. Несколько из этих новых турецких религиозных зданий становятся символами новых перспектив в области дизайна и строительства в исламском мире на международном уровне. Воз
можно, наиболее примечательной среди них является маленькая мечеть «Шакирин» в пригороде Ускюдар азиатской части Стамбула. Мечеть «Шакирин» находится у входа на кладбище «Каракаахмет», одного из старейших в Стамбуле. Она была построена в память о филантропах, Ибрахиме и Семихе Шакире (оба похоронены на кладбище), в благодарность от их детей она и была открыта в 2009 году. Название мечети «Шакирин» содержит намек на арабское слово «благодарный». Архитектором мечети был Хюсрев Тайла, известный своей работой над мечетью «Коджатепе» в Анкаре и своим консервативным стилем. Однако он покинул проект по строительству мечети до его завершения, и доведение работ до конца было доверено Зейнеп Фадиллиоглу, внучатой племяннице Семиха Шакира. Мечеть вмещает до 1200 человек: 250 в основном молитвенном зале, 150 на специальном балконе, предназначенном для женщин, и еще 600 человек во дворе. Внешний корпус этого здания представляет собой блестящий алюминиевый композит по образцу рыбьей чешуи и имеет два минарета. Фонтан во внутреннем дворе был спроектирован британским скульптором Уильямом Паем. Гладкая металлическая форма и темно-серые камни Кайсери внешнего вида дополняют и контрастируют со светом и пространством внутри. Фадиллиоглу спроектировала интерьер, сочетая современные технологии и материалы с визуальными элементами традиционного исламского искусства. При входе в мечеть внимание немедленно обращается на михраб, изящный изогнутый минбар и массивную люстру со стеклянными подвесками. Михраб выделяется своей яркой бирюзой и золотом. Изящно изгибающийся минбар выполнен из кремового акрила с растительными узорами, представляющими Вселенную (работа Тайфуна Эрдогмуша). Комментируя свой подход к дизайну мечети, Фадиллиоглу заявляет: «Все религиозные здания имеют общую цель – дать верующим возможность обратиться ко Всевышнему. У любого места поклонения есть одна общая черта – смирение. Под большим куполом вы чувствуете смирение». Когда ее спросили в интервью ведущему журналу дизайна, какой человек оказал на нее наибольшее влияние, она ответила, что именно ее муж предоставил ей так много уникальных возможностей для развития своей карьеры.

В то время как небольшая мечеть «Шакирин» служит местному сообществу, британский, с иракскими корнями, архитектор Заха Хадид задумала ряд мечетей, предназначенных для удовлетворения потребностей гораздо более крупных конгрегаций. Заха Хадид родилась в 1950 году в Мосуле, Ирак, в семье промышленника и художницы. Она училась в Американском университете в Бейруте, а затем в школе архитектуры в Лондоне, где ее профессор считал Заху Хадид самой выдающейся студенткой, которой он когда-либо преподавал. После получения диплома в 1977 году она начала работать на своих бывших преподавателей в Нидерландах и открыла свою собственную архитектурную фирму в 1980 году. Она продолжила руководить одним из наиболее крупных и успешных архитектурных проектов, в котором приняло участие более 400 сотрудников по всему миру. Она является обладателем многих престижных премий в области архитектуры, а в 2012 году была награждена орденом Британской империи королевы Елизаветы II в области архитектуры. В 2008 году она заняла 69-е место в списке Forbes «100 самых влиятельных женщин мира». В 2010 году журнал New Statesman присудил Захе Хадид 42-е место в своем ежегодном обзоре «50 наиболее влиятельных людей в мире за 2010 год». Заха Хадид разработала авантюрный, новаторский стиль. Ее называют «Королевой завитушек», которая «освободила архитектурную геометрию, придав ей совершенно новую выразительную индивидуальность».

Ее главные работы включают Водный центр для Олимпийских игр в Лондоне, Музей искусства Мичиганского государственного университета в США и Оперный театр Гуанчжоу в Китае. Многие из ее зданий все еще находятся в стадии строительства, включая стадион «Аль-Вакра» в Дохе, место проведения чемпионата мира по футболу 2022 года. Она спроектировала Культурный центр им. Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан (место проведения конкурса «Евровидение» в 2012 году), за который в 2014 году она получила награду «Дизайн Музея года», став первой женщиной, выигравшей главный приз в этом конкурсе. У нее была активная и влиятельная архитектурная педагогическая карьера, сначала в Архитектурной Ассоциации, затем в течение многих лет в Гарвардской Высшей Школе Дизайна, Кембриджском университете, Чикагском университете, Hochschule für Bildende Künste в Гамбурге, Иллинойском университете в Чикаго и Колумбийском университете. Как и Зейнеп Фадиллиоглу, Заха Хадид также была дизайнером, чья деятельность простиралась не только на область архитектуры, но и на мебель и домашние товары и т. д. Заха Хадид неожиданно умерла в конце 2016 года во время обычной медицинской процедуры, оставив ряд крупных незавершенных проектов, включая новое здание для Центрального банка Ирака (ее первый проект на родине) и здание иракского парламента в Багдаде. В ее честь в России в 2015 году прошла выставка, посвященная ее работе в Эрмитаже в СанктПетербурге (с 27 июня по 27 сентября). На этапе своей более поздней карьеры Заха Хадид задумала детальные планы для ряда крупных столичных мечетей, которые расширяют границы привычного мышления о структурах и пространствах мечети, – ни одна из них не была реализована. Среди них были концепции мечети и Музея национального согласия в Приштине, Косово и величественная мечеть в Страсбурге, Франция. Она также предложила свои услуги Афинам – безвозмездно разработать проект городской мечети. Афины являются единственной европейской столицей без подобного места поклонения. Единственные действующие мечети в Греции находятся во Фракии, на северо-востоке страны, после массового обмена населением христиан и мусульман между Турцией и Грецией в период конфликтов в 1920-х годах. Ее последний проект мечети был заказан правительством Кувейта для современной мечети в торговом центре «Авеню» в Кувейте. Предназначенный для обслуживания оживленного городского коммерческого комплекса, проект не получил развития после ее внезапной кончины. Тем не менее, это свидетельство творчества и духовности этой признанной на международном уровне личности, женщины-мусульманки на вершине ее карьеры.

ГАЙ ПИТЕРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА,
АВСТРАЛИЯ
Перевела Саида Ибрагимова