24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Первый после имама Бухари

Один из аятов Священного Корана гласит: «Воистину, Мы ниспослали Коран (Зикр), и, воистину, Мы оберегаем его» (сура «Аль-Хиджр», аят 9). Иными словами, Всевышний гарантирует сохранность Своей религии от всяких искажений и нововведений. И происходит это так. Аллах ﷻ, когда это необходимо, выявляет среди Своих рабов тех, кому дарует множество знаний, и внушает им посредством них защищать религию от нападок со стороны Его врагов.

На протяжении более чем 1400-летней истории мусульманской уммы Пророка Мухаммада ﷺ таких искренних слуг религии Аллаха ﷻ, посвятивших себя великому делу – обереганию общины Пророка ﷺ от заблуждения и ереси, было немало. Их имена до сих пор на слуху у благодарных потомков, а летопись жизни – пример для подражания. Таким является автор одной из самых достоверных книг после Священного Корана, которая с момента составления и по сей день является ценнейшим источником достоверных изречений Пророка Мухаммада ﷺ, – Асакируддин Абуль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджжадж ан-Найсабури, более известный как имам Муслим. Рождение Имам Муслим родился в Нишапуре, провинция Хорасан, на территории современного северовосточного Ирана. Относительно даты появления ученого на свет среди ученых нет единого мнения. Называется 202 год хиджры (817/818), 204 г. х. (819/820), или 206 г. х. (821/822), наиболее авторитетной считается именно эта дата. Начало становления С раннего детства Муслим изучал исламские науки, особое внимание среди них уделял науке хадиса (изречения Пророка Мухаммада ﷺ).

Первым его учителем был отец Хаджжадж – человек авторитетный и ученый, а потом жажду знаний любознательного Муслима утоляли и другие известные хадисоведы – сначала родного Нишапура, а потом и других областей исламского мира. Изучение наук В 14-летнем возрасте имам Муслим совершил свой первый хадж. На святой земле, помимо исполнения пятого столпа Ислама, юноша из Нишапура встречался и с учеными этого края. Данная поездка положила начало многочисленным странствиям молодого ученого в поисках все новых и новых хадисов. В дальнейшем он посетил такие центры мусульманской мысли своего времени, как Басра, Куфа, Багдад, Рей, города Египта и Шама и другие. За время этих странствий Муслим встретился с более чем двумястами великими учеными-хадисоведами своего времени, среди которых особо можно отметить великого имама Аль-Бухари – автора свода достоверных хадисов "Сахих АльБухари", считающегося в мусульманских научных кругах самой достоверной книгой после Священного Корана.

Имам Муслим настолько был восхищен имамом Аль-Бухари, что однажды даже попросил у него разрешения поцеловать его ноги. Также Муслим ибн Аль-Хаджжадж говорил имаму Аль-Бухари: «Тебя невзлюбит только завистник». Помимо регулярного посещения занятий имама Бухари, имам Муслим также бывал на лекциях имама Ахмада бин Ханбаля, Абдуллы аль-Карри, Кутайбы бин Саида, Абдуллы бин Масламы и других великих мухаддисов своего времени. Отзывы ученых Шейх Исхак ибн Мансур, современник имама Муслима, сказал ему: «Клянусь Аллахом , добро не покинет нас, пока Всевышний оставляет тебя среди мусульман». Учитель имама Муслима

Мухаммад Башшар сказал: «Самыми выдающимися мухаддисами являются Абу Зура ар-Рази из Рея, Муслим из Нишапура, Абдуллах ад-Дарими из Самарканда и Мухаммад, Исмаил аль-Бухари из Бухары». А выдающийся факих шафиитского мазхаба имам Ан-Навави написал о нем: «Любой, кто станет внимательно изучать “Сахих” Муслима, поймет, что он был таким великим имамом, подобных которому нет в поздние века, а из его современников мало кто мог бы сравниться с ним». Маслама ибн Касим сказал: «Он являлся хафизом, достойным доверия, имел большие знания в области хадисоведения». Еще один современник имама Муслима – Абу аль-Фадль Ахмад ибн Саляма – сказал: «Я видел, как относились к Муслиму Абу Зура и Абу Хатим. Они в своё время считали Муслима ибн аль-Хаджжаджа лучшим в науке о хадисах».

Труды Имаму Муслиму принадлежат 20 письменных трудов по различным исламским наукам. Среди них книги по фикху и биографические своды, посвященные мухаддисам. Однако самым выдающимся его трудом по праву считается «Сахиху Аль-Муслим», вошедший впоследствии в список шести основных суннитских сборников хадисов. Работу над своим сводом имам начал в 849 году в возрасте 29 лет. А последняя редакция книги была сделана через 15, в 864 году. Труд богослова получился на редкость удачным и сразу же заслужил похвалу и лестные отзывы со стороны ученых, его современников. По словам богослова имама Ан-Навави, написавшего одно из толкований к «Сахиху Аль-Муслим», по чёткости составления «Сахиху» Муслима нет равных, но, «…несмотря на такое мнение, сборник Аль-Бухари все же достовернее и в нём больше пользы».

Имам Муслим включил в свой сборник около 4 тысяч неповторяющихся хадисов. А в общей сложности он знал 300 тысяч хадисов. Общее же их количество достигает 7563 с учётом семи хадисов, приводимых в предисловии.

Весь отобранный материал был разбит на 54 раздела по тематическому признаку.
Условия, по которым имам Муслим определял достоверность хадисов

1. Завершенность санада. То есть все передатчики хадиса от начала (от человека, передающего хадис) до конца (до сподвижников) должны слышать сообщение непосредственно друг от друга.

2. Добросовестность передатчиков. То есть каждый передатчик должен быть совершеннолетним, разумным, смиренным перед Аллахом ﷻ и Его Посланником ﷺ и благочестивым.

3. Память передатчика. То есть способность передатчика передавать сообщения так же, как он их услышал (устно или письменно).

4. Отсутствие противоречий между передаваемыми сообщениями. То есть какой-либо хадис, передаваемый одним передатчиком, не должен противоречить хадисам, передаваемым другими передатчиками, или хадису, переданному передатчиком, превосходящим его по уровню.

5. Отсутствие недостатков в сообщении. То есть отсутствие в санаде и матне факторов, способных ослабить сообщение.

6. Жить в один и тот же век. То есть каждый передатчик должен жить в один и тот же век с тем человеком, который передал хадис ему. Конец жизненного пути Имам Муслим прожил 55 лет. До последнего дня своей жизни он занимался наукой и преподаванием. За знаниями к нему ходило огромное количество мутаалимов. Среди них были и такие, которые стали в дальнейшем всемирно известными мухаддисами, например, имам Абу Иса ат-Тирмизи, Ибну Хузейма и другие.

Даже в последнюю ночь своей жизни он занимался изучением вопроса, заданного ему в одном из маджлисов. Скончался богослов 6 мая 875 года в родном Нишапуре, где и был похоронен.

МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ