23 апреля
2024 года
поделиться

Пятничная молитва

Пятничная молитва – индивидуальная обязанность (фарз-айн) со следующими своими условиями. То есть посещение пятничной молитвы обязательно для каждого мусульманина, соответствующего данным условиям. Если одного из этих условий нет, то и обязанности нет, но человек всё равно при этом может посетить пятничную молитву, поскольку она замещает (обеденную молитву) зухр (а если это мужчина, то он даже может возглавить пятничную молитву), или совершить зухр в ином месте.

1. Быть мужского пола.

2. Быть вольным.

3. Проживание в городе или (даже) на его околице, согласно более веской позиции (то есть в городских границах).

Поэтому пятничная молитва необязательна путникам, даже во время остановки в городе (менее чем на 15 дней). Необязательна она и для тех, кто живёт далеко за городскими границами.

4. Хорошее здоровье. То есть не иметь болезни, мешающей самостоятельно (без посторонней помощи) покинуть своё расположение, и болезни, которая ухудшится при выходе. То же правило применяется и в отношении того, кто ухаживает за больным, остающимся без присмотра в случае ухода опекающего человека на молитву. Правило также распространяется на очень пожилых, обессиленных людей.

5. Безопасность от всякого угнетателя (то есть общая безопасность прохода на молитву).

6. Хорошее зрение. Ибн Абидин полагал, что пятничная молитва обязательна для человека с плохим зрением, если тот ходит по городу, знает его дороги и самостоятельно, без чрезмерных сложностей доходит, например, до рынка, и потому способен дойти и до мечети, не прося ни у кого помощи.

7. Способность ходить. То есть, если человек не может самостоятельно ходить, он освобождается от этой обязанности, даже если найдёт кого-нибудь или что-нибудь, чтобы его несли. Другая уважительная причина, освобождающая от обязанности посещения пятничной молитвы и вообще любой коллективной молитвы, – сильный дождь, снег, град или грязь (когда имеются чрезмерные сложности в том, чтобы пойти в мечеть).

 

Условия её действительности – следующие (иначе говоря, при неисполнении даже одного из указанных условий пятничная молитва будет недействительной):


1) Город или его околица. Иными словами, пятничная молитва действительна лишь при её совершении в городке или городе – в городских границах, – а не в маленькой де
ревушке или открытой пустыне. Внутри города она может совершаться сразу во многих местах.

2) Глава государства или человек, назначенный им (чтобы возглавить молитву). Если по какой-то причине властителя нет или нет разрешения от него, но группа мусульман, тем не менее, собирается и соглашается на определённую кандидатуру как имама для пятничной или праздничных молитв, это действительно (а значит, обязательно к посещению).

3) Зухр-время. Поэтому пятничная молитва недействительна при совершении до времени молитвы и становится недействительной по истечении времени молитвы.

4) Предшествующая ей проповедь (хутба), проведенная в зухр-время. Соответственно, если нет проповеди, или она проводится до зухр-времени или совершается после молитвы, сама пятничная молитва тогда становится недействительной, даже если молитва проведена в зухр-время.

5) Присутствие пусть даже одного человека, чтобы услышать проповедь. Этот человек должен быть из числа тех, с кем пятничная молитва действительна. То есть это 
взрослый мужчина, даже если он – путник или больной, но не женщина и не ребёнок. Имамы Хаскафи и Шурунбулали указывали, что присутствие одного такого человека достаточно для проповеди, в то время как большинство учёных (алимов) говорили, что нужен коллектив (то есть, как минимум, три человека). Ибн Абидин склонялся ко второму мнению.

6) Общее разрешение (для мусульман на присоединение к коллективу этой молитвы). Иными словами, ни одному мусульманину не препятствуют присоединиться к пятничной молитве. Если это не так, то сама пятничная молитва недействительна. Впрочем, Ибн Абидин полагал, что если те, кому не дают к ней присоединиться, могут, тем не менее, посетить пятничную молитву в другом месте, то она действительна.

7) Коллектив из (как минимум) троих мужчин, помимо имама, даже если они – рабы или путники. То есть условием для самой молитвы является коллектив из как минимум троих мужчин, даже если они не были на проповеди. Они могут быть и теми, для кого посещение необязательно, например путниками или больными, но не женщинами и детьми, которые не соответствуют данному условию независимо от их числа даже в случае их сопровождения двумя мужчинами.

 

Условие состоит в том, чтобы они оставались в молитве с имамом до совершения им земного поклона, то есть, если они (прервут молитву и) оставят его одного после совершения им земного поклона, ему тогда следует самостоятельно закончить два ракаата пятничной молитвы, в ином случае молитва недействительна. Если они покинут его до первого земного поклона, молитва станет недействительной, поэтому он совершает вместо этого четыре ракаата зухра. Любая местность, имеющая своего правителя (амира) и судью (кади), кто воплощает закон и устанавливает правовые наказания (худуд), считается действительным городом (миср) для пятничной молитвы.

 

Минимальная обязанность для действительной проповеди – один тасбих или тахлиль. Один раз сказать «субханаллах» (тасбиха) или «ля иляха илляллах» (тахлиль). То же самое относится к однократному произнесению «альхамдулиллях» (тахмид). Но ограничиваться лишь одной из этих фраз является неугодным. Как говорил Ибн Абидин, это, похоже, несколько неугодно, что является мнением имама Тахтави. Сунной (для хатыба – того, кто проводит проповедь) является совершение двух проповедей, будучи в состоянии чистоты и стоя, с сидением между ними. Это, впрочем, не является условием её действительности. Кроме того, неугодным является излишне долгое проведение проповедей, а также отсутствие в них чтения хотя бы одного аята Корана, благословений в адрес Пророка ﷺ и побуждения к набожности (таква).

 

Необходимо (ваджиб) поторопиться к пятничной молитве при первом азане, оставив всё отвлекающее (не связанное с приготовлением к молитве).

Поторопиться к пятничной молитве – фактически обязанность (фарз), как и оставление при первом азане всего, что мешает поторопиться к ней, включая торговлю, если молитва обязательна для покупателя или продавца. Если же обе стороны освобождены от посещения, то нет греха в том, чтобы вести дела в это время. Как только имам появится (из своего отсека, а если такового нет, то как только он встанет, чтобы взойти на минбар), нельзя ни молиться, ни разговаривать (вплоть до окончания молитвы).

 

Всё, что запрещено в самой молитве, запрещено и во время проповеди.

Необходимо (ваджиб) молчать и слушать проповедь. Поэтому человек не отвечает на приветствия, чихание, не велит добро и не запрещает зло, и даже не говорит «субханаллах». Человек не совершает мольб (дуа) и не отвечает на них «амин», кроме как сердцем. Любая форма речи во время проповеди совершенно неугодна (макрух-тахриман). И когда имам восходит на минбар, ему не следует приветствовать собравшихся. Когда он велит им направить благословения Пророку ﷺ, они делают это внутри себя без произнесения слов. Является неугодным кушать, пить, возиться, вертеться во время проповеди.

 

Покидать город после (первого) азана без исполнения пятничной молитвы тоже является неугодным. За исключением того, кто, намереваясь направиться в поездку, упустит свой караван, если исполнит пятничную молитву, и не может совершить поездку самостоятельно. В ином случае это является совершенно неугодным для тех, кому посещение обязательно (фарз), но дозволено для тех, у кого имеется правовое оправдание. Пятничная молитва заменяет зухрмолитву (даже) для того, кто освобождён от посещения, например путника или больного.

 

Бывает, что человек присоединяется к пятничной молитве в ташаххуде (то есть в последнем сидении) или (даже) в земном поклоне забывчивости, хотя теологи более позднего времени предпочитали, чтобы имам пятничной (а также праздничной) молитвы не совершал земного поклона забывчивости, чтобы не сбить с толку большое собрание молящихся. Если он, тем не менее, его совершит, это действительно и не является неугодным, хотя и менее предпочтительно, он завершает её как пятничную молитву. То есть, когда он поднимается для восполнения пропущенных ракаатов, он совершает два ракаата, поскольку молитва остаётся пятничной и не преобразуется в зухр.


(«Мараки Саадат», стр. 97; Тахтави, Хашия, «Мараки фалях», 1:501; Шурунбулали, «Имдад Фаттах», 533; Ибн Абидин, «Радд мухтар», 2:136)


МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ

Комментарии (3)

  • 13.01.2018
    Ассаламу алейкум ва РахматуЛлагьи ва Баракатугьу,у меня тоже этот же вопрос,тем более если мы делаем пятничный Намаз по Ханафитскому мазхабу и условия соблюдены получается
  • 27.12.2017
    Ва алайкум ассалам ва рахматуЛлаh
  • 23.12.2017
    Ас-саляму алейкум. Подскажите пожалуйста Получается что после 2х ракатного пятничного намаза в джамаате, не нужно совершать 4х ракаатный обеденный намаз ? Почему же тогда, обычно в мечети его делают в джамаате? Или они совершают не Зухр намаз?