13 июля
2024 года
поделиться

Можно ли сватать девушку, которая богаче, чем ты?

Жениться на девушке богаче себя Исламом не запрещено, но нужно помнить предостережение Пророка ﷺ относительно богатства девушки.

  В хадисе Пророка ﷺ, переданном Табарани в книге «Авсат», говорится: «Тот, кто женится на девушке из-за её богатства и красоты, лишится её кра- соты и богатства. А того, кто возьмёт её в жены из-за её религиозности, Аллах ﷻ наделит её богатством и красотой» (см. «Ихъяъ улюмуддин», том 2-й, стр. 50).

Что касается хадиса Пророка ﷺ, переданного имамом Муслимом в своём сборнике: «На женщине женятся, учиты- вая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирайте жену из-за её религиозности», то он не говорит о желательности обращать внимание на богатство девушки, так как в хадисе подразумевается совсем другое.

Имам Навави, комментируя данный хадис в «Шархуль Муслим», пишет: «Достоверный смысл, ко- торый несёт этот хадис, заключается в том, что люди при выборе будущей супруги обращают внимание на эти четыре качества, и религиозность у них стоит на последнем плане, поэтому ты, ищущий истину, ищи религиозную. В этом хадисе идёт речь о побуждении искать религиозную девушку…» («Шархуль Муслим», к комментарию хадиса №1466).

А обратить внимание при выборе будущей супруги следует на следующие критерии:

1) Религиозность

В хадисе Посланника Аллаха ﷺ, переданном Бухари и Муслимом, сообщается: «Выбирайте жену из-за её религиозности».

2) Происхождение

Пророк ﷺ рекомендовал мужчинам, выбирая буду- щую жену, обращать внимание на её происхождение, на благородство и порядочность её предков. Жениться на девушке, рождённой от прелюбодеяния или отца-грешника, нежелательно. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Для ваших детей выбирай девушек хорошего происхождения» (см. Ибну Маджа).

3) Красота

Красота – также неотъемлемый критерий при выборе супруги. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Лучшие из женщин те, смотря на которых ты радуешься» (Джамиусагъир ли Суюти).

4) Дальняя родственница

В Исламе порицаются браки между близкими родственниками, так как это может явиться причиной генных нару- шений и различных наследственных заболеваний. Чужую, не являющуюся родственницей, лучше взять в жёны, чем близкую родственницу. Что же касается того, что Пророк ﷺ женился на Зайнаб, которая приходилась дочерью его тёте, т. е. ему – двоюродной сестрой, то этим Пророк ﷺ показал дозволенность брать в жёны близких родственниц.

 5) Девственница

 В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Женитесь на девственницах! Поистине, уста их сладкие, они много ро- жают и довольствуются малым!» (Джамиусагътр ли Суюти). 6) Способная рожать Из желательных качеств при выборе будущей жены можно отметить также её способность рожать детей. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Женись на той, кто любит и плодовита, я буду гордиться вашим количеством» (Абу Давуд).

 Нарушается ли намаз, если перед молящимся пройдёт кто-либо? (Волжский)

 Нет, не нарушается. Более того: лучше не останавливать того, кто проходит перед вами, так как это нарушает смиренность в намазе. Однако дозволяется остановить его, сделав знак (например, головой, рукой и т.д.), произнеся тасбих (сказав «субханаллах») или повысив голос при чтении Корана. Женщине дозволяется подать знак (например, рукой) или сделать хлопок тыльной стороной правой кисти по ладони левой руки. Но она не делает тасбих и не читает вслух Коран. («Имдадуль фаттах»)

 Как совершать намаз, если невозможно встать из-за болезни?

 Если человек не может совершать намаз стоя, выпрямившись во весь рост, то он должен стоять как может, даже наклонившись (это может относиться к пожилым людям или больным). В таком случае для поясного поклона он должен поклониться ещё ниже. Если и так не может, то должен совершать намаз сидя, при этом делать поясной поклон он должен, наклоняясь вперёд так, чтобы его лоб оказался напротив колен. В этом случае нужно сделать суджу, как положено. Если он не может совершить намаз сидя, то должен совершить его лёжа на правом или левом боку (лучше на правом, так как на левом порицательно без причины), повернувшись в сторону киблы.

 Если и лёжа на боку он не может совершить намаз, то должен совершить его лёжа на спине, направив ступни ног и приподняв голову в сторону киблы. В таком состоянии, делая поясной поклон и суджу, он кивает головой так, чтобы кивок для земного поклона был сильнее, чем для поясного. Если, лёжа на спине, человек не может совершить намаз, то он не должен совершать его, делая знаки глазами, или совершать его сердцем, а просто откладывает намаз.

 Передают со слов Ибн ‘Аббаса  , что Пророк  сказал: «Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, то он может молиться сидя. Если ему трудно (молиться сидя), он может (молиться лёжа), обозначая (поясные и земные поклоны) кивками, если же и это окажется для него затруднительным, пусть прославляет Аллаха ﷻ» (ат-Табарани). Если больной из-за того, что не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, отложит больше молитв, чем предписано совершать в течение дня и ночи, обязанность их возмещения с него снимается. Если будет не более пяти пропущенных молитв, которые предписано совершать в течение дня и ночи, то обязанность их возмещения с него не снимается. («Мараки Фалях») 

 Можно ли девушке приветствовать двоюродных и троюродных братьев объятиями?

 Бесспорно, что приветствие очень восхваляется в Исламе. В хадисе Пророка  говорится: «Вы не войдёте в Рай до тех пор, пока не уверуете. И не уверуете до тех пор, пока не возлюбите друг друга. Не указать ли вам на то, что, выполнив, полюбите друг друга? Распространяйте салям среди вас! (т.е. приветствуйте друг друга)» («Сахиху-Муслим»). Хадис показывает, насколько значимым может быть приветствие нами друг друга. Но ради сохранения чести и достоинства человека Ислам декларирует определённые правила приветствия мужчин с женщинами.

 Мужчине караха (порицается) приветствовать молодую женщину, если та одна, и отвечать на её приветствие. Ей же, если она одна, запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина будет в сопровождении других женщин и их поприветствовали, то хотя бы одна обязана ответить, так как в этом случае нет риска возникновения опасной для их достоинства ситуации. Что же касается близких родственниц, с которыми мужчине запрещено вступать в брак, то их желательно приветствовать так же, как и своих домочадцев. Двоюродные и троюродные братья не относятся к махрамам, следовательно, для них решение будет такое же, как и для постороннего человека.

 И заметьте, речь шла о простом приветствии, без объятий. Следовательно, приветствие с объятиями ещё более усугубляет греховность нарушения запрета. Один из хадисов Посланника Аллаха ﷺ гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена!» («Джамиуль-ахадис»).

 Можно ли мужчине ходить в шортах перед своей тёщей или перед другими родственниками женского пола, если эти шорты не закрывают аурат? (Абдуллах, г. Орёл)

 Если шорты не закрывают аурат, то это запрещено. Аурат – те части тела, которые надо закрывать обязательно. Ауратом мужчины перед мужчинами и женщинами (кроме жены) является часть тела от пупка до колен включительно. Поэтому женщине, которая не является женой этому мужчине, нельзя смотреть на те части тела мужчины, которые входят в аурат. («Аль-Ихтияр»)

 Является ли выполнение домашней работы ОБЯЗАННОСТЬЮ женщины или она может выполнять эту работу ради довольства мужа?

 Все учёные Ислама – шафииты, ханафиты, маликиты, ханбалиты – единогласно говорят о том, что жене разрешается выполнять домашние работы в доме мужа. Но разногласие у них существует в том, вменяется ли жене в обязанность выполнять эту работу или нет. Шафииты, большинство ханбалитов и некоторые маликиты говорят о том, что жене не вменяется в обязанность выполнять домашние работы.

 Абу Исхак Ширази в книге «Мухаззаб» пишет: «Жене не вменяется в обязанность готовить хлеб, месить тесто, варить суп, мыть и делать другие домашние работы». Но необязательность не означает запрет. За всё то, что жена делает по домашним работам ради Всевышнего, она будет получать великие вознаграждения от Аллаха ﷻ.

 Одним из доводов шафиитов к тому, что жене не вменяется в обязанность исполнять домашние работы, является аят Священного Корана, где Всевышний Аллах говорит (смысл): «Если жёны будут кормить грудных детей, то за это им полагается плата». Данный аят говорит о том, что заставить мать кормить собственного ребёнка нельзя, если она того не желает. И если она потребует, то кормление необходимо и оплатить. Если её нельзя обязать кормить собственного ребёнка, то обязать выполнять домашние работы тем более нельзя.

Относительно ханафитов: в книге «Фатаваль Хиндия» по ханафитскому мазхабу сказано: «Если муж придёт с продуктами, а жена отказывается готовить из них пищу, то муж не может заставить её готовить еду. Муж должен принести готовую еду или привести к ней служанку, которая будет готовить». Так же об этом пишет имам Касани, учёный ханафитского мазхаба, в книге «аль-Бадаиъ». В некоторых книгах можно встретить то, что ханафиты обязуют жену исполнять домашние работы, но важно понимать: данная обязанность имеет смысл религиозной стороны (дайянат), за это она получит вознаграждение от Аллаха ﷻ, а не смысл возмещения в случае невыполнения своих обязанностей (каза). Иначе говоря, так как домашняя работа лежит на жене, она не может требовать за работу плату.

 Но муж не может заставить её выполнить эти работы. Поэтому, если муж наймёт свою жену за определённую плату выполнять домашние работы, то нельзя, так как работа лежит на ней. Но если они договорятся на определённую для неё плату за работу, не касающуюся домашних работ, то разрешается. Доводом к тому, что обязанность жены исполнять домашние работы имеет смысл религиозной стороны (дайянат), а не смысл возмещения в случае невыполнения своих обязанностей (каза), является тот случай, когда Пророк ﷺ разделил работы между сподвижником Али   и его женой Фатимой, которая являлась дочерью Пророка ﷺ: он выполняет работы за пределами дома, а она – внутри дома. И домашняя работа, которую возложил Пророк ﷺ на свою дочь, несёт религиозный смысл (дайянат), за которую она получит вознаграждение от Аллаха ﷻ.