Ваджиб-действия следующие:
1) Сказать именно «Аллаху акбар» (а не иные слова поминания) для начала каждой молитвы (то есть для тахримы).
2) Произнести «Фатихи», то есть всю «Фатиху», поскольку каждый аят обязателен. Исключение – случай, когда человек опасается истечения времени фаджр-молитвы, ведь восход фактически аннулирует её. В этом случае человек читает один аят для исполнения обязанности и завершает молитву вовремя, а также суру или три аята после неё, в двух ракаатах обязательной молитвы и во всех ракаатах добровольной (сунна) молитвы.
3) Совершить вышеуказанное прочтение именно в первых двух ракаатах обязательной молитвы.
4) Исполнять земной поклон посредством (большей части) лба и (твёрдой части) носа.
5) Совершать второй земной поклон до перехода к другим частям молитвы.
6) Застыть хотя бы на момент в каждом рукне молитвы на время, достаточное для однократного произнесения «субханаллах». То есть в поясном и земном поклонах, а также в стоянии после поясного поклона и сидении между земными поклонами.
7) Первое сидение. Имеется в виду сидение после первых двух ракаатов в трёх– и четырёхракаатной молитвах в течение времени, достаточного для произнесения ташаххуда. Сидение после земного поклона забывчивости – тоже необходимый (ваджиб) элемент.
8) Прочесть весь ташаххуд (ат-тахият) в обоих сидениях. Кроме того, необходимо (ваджиб) встать после первого сидения сразу по прочтении ташаххуда. Если человек по забывчивости продолжит сидеть и прочтёт: «Аллахумма салли аля Мухаммад», – то необходимый элемент молитвы считается упущенным. Если он прочёл менее этого до того, как опомнился и встал, то это прощается. Другой необходимый элемент – совершение каждого обязательного (фарз) и необходимого (ваджиб) элемента молитвы в полагающемся ему месте. Если, например, человек закончил чтение и случайно так и остался стоять, задумавшись – не занимаясь никаким зикром, а пребывая в молчании в течение времени, достаточного для трёхкратного проговаривания «субханаллах», – то необходимый элемент считается упущенным из-за задержки поясного поклона. Поэтому далее требуются земные поклоны забывчивости.
9) Произнести слово «ас-салям». Дважды по окончании молитвы, каждый из этих двух раз является необходимым. Добавление «алейкум ва рахматуллах» – сунна. Передают со слов Ибн Macуда رضي الله عنه , что Пророк ﷺ всегда произносил таслим, поворачиваясь сначала направо, а потом налево и говоря: «Мир вам и милость Аллаха (Ас-саляму аляйкум ва рахмату-Ллаh)» (атТирмизи).
10) Произнести кунут в витр-молитве.
11) Произнесение (шести) дополнительных такбиров в двух праздничных молитвах. Три в первом ракаате и три во втором, каждый является необходимым. Таков оптимальный метод согласно ханафитскому мазхабу. При этом исполнение семи такбиров в первом ракаате и пяти во втором тоже действительно, в отношении этого нужно следовать за имамом в молитве.
12) Для имама: громкое чтение Корана во время (первого и второго ракаата) громких обязательных молитв. То есть в обоих ракаатах фаджр-молитвы, в первых двух ракаатах магриб– и иша-молитв, обоих ракаатах пятничной и двух праздничных молитв, а также в таравихе и совместном витре рамазана. Если человек исполняет данные ракааты в одиночку, он имеет выбор: произносить громко или тихо, – даже если это восполняющая (каза) молитва. Женщины ни в какой молитве громко не читают.
13) Для имама и молящегося в одиночку: тихое чтение Корана в других ракаатах обязательных молитв. То есть во всех ракаатах зухр– и аср-молитв, в третьем ракаате магриба, а также в третьем и четвёртом ракаатах иша-молитвы.
(Ибн Абидин. «Радд мухтар»,
МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ Г. ВОЛЖСКИЙ