13 июля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Махалли: книга или человек?

Окончание. Начало в предыдущем номере

«Махалли» – книга

 Перу учёного Джалалуддина Махалли принадлежит такой великий труд, как «Альбадру Тали фи хилли джамии льджавами» в области основ исламской юриспруденции. Книга является комментарием к труду великого богослова Ислама Таджуддина Субки «Джам аль-Джавами» и оказалась очень нужной и востребованной среди мусульман, многие учёные переписали её собственноручно и преподавали по ней уроки.

 Многие известные богословы написали к этому труду имама Джалалуддина свои дополнительные комментарии. Следующим значимым трудом Махалли является «Шархуль варакат», являющийся комментарием к книге великого богослова Ислама Абуль Маали аль-Джувайни, прозванного за свои знания имамом Мекки и Медины. Как и предыдущий, этот труд богослова тоже посвящён основам исламского права и тоже получил большую популярность в среде мусульманских богословов. 

  Один из самых значимых и получивших широкую известность трудов – «Канзу Ррагибин фи шархи минхажи талибин», именно его подразумевают, когда говорят о книге «Махалли». Этот труд имама Джалалуддина является комментарием к книге величайшего богослова шафиитского мазхаба имама Навави «Минхажу Талибин» и состоит из четырёх томов.

Составление этой книги учёный завершил в 860 году хиджры в преклонном возрасте. Как и предыдущие книги, «Махалли» тоже быстро приобрела всеобщую известность и признание. Наглядным свидетельством признания трудов богослова стало то, что многие из них были включены в программу обучения каирского «Аль-Азхара», самого древнего и известного университета мира. И не только там…

 Проходят эту книгу и в исламских учебных заведениях Дагестана, по одному тому в год, и надо отметить, что это не нововведение, а давно устоявшаяся практика, которой уже не одна сотня лет. Часто бывало, что оригинальный текст «Минхажу Талибин», пояснением к которому и является известная нам «Махалли», заучивали наизусть с целью верной трактовки возникающих в течение жизни вопросов. Человек, досконально знавший «Канзу Ррагибин» или же «Махалли», по праву считался алимом и пользовался уважением и почётом как среди учёных, так и среди простых горцев. Но перу Джалалуддина Махалли принадлежат не только эти три произведения, их было больше, однако одно из них стоит того, чтобы его озвучили отдельно от других, – это «Тафсируль Джалалайни». 

«Тафсируль Джалалайни» – относительно небольшой, всего два тома, и лёгкий в понимании труд в области толкования Священного Корана. Хотя ко времени его написания в мусульманской среде уже существовало немало тафсиров, всё же труд учёного получил особую популярность. Это было обусловлено тем, что предыдущие тафсиры были очень объёмными и несли в себе огромное количество информации, которую простому студенту зачастую было очень сложно усвоить, и в этом плане толкование Священного Писания, сделанное Махалли, оказалось очень кстати. Тафсир включает в себя толкование непонятных слов, причины ниспослания аятов и сур Священного Корана, виды чтения (кираат), а также некоторые хадисы, поясняющие Священный текст. Махалли так коротко и в то же время ёмко написал свой комментарий, что количество слов оригинала, Корана, и его толкования, «Джалалайни», практически одинаковое, лишь на несколько слов толкование больше, чем Священный текст. Как и предыдущие, эта книга Махалли тоже обрела всеобщую известность и стала базовым учебником в толковании Корана как в «Аль-Азхаре», так и в других учебных заведениях по всему миру. Но авторство Махалли в «Джалалайни» не полное, он написал лишь часть тафсира – определённого Всевышним срока жизни не хватило богослову для завершения книги, и потому докончил труд Джалалуддина Махалли его же выдающийся ученик и тёзка Джалалуддин Суюти. Именно поэтому толкование Корана и получило название «Тафсируль Джалалайни» – «Тафсир двух Джалалов» – Джалалуддина Махалли и Джалалуддина Суюти.

 Распространяющий науки

Написав свои ценные труды, Махалли не убрал их на пыльные полки, а стал усердно преподавать по ним уроки, желая лучшим образом донести свои книжные мысли до слушателей, с чем тоже справился отлично. Жаждущие исламских знаний из самых разных уголков исламского мира начали стекаться к нему в медресе. Учеников за всю жизнь у Махалли набралось великое множество, точное их число остаётся неизвестным. Но и тех, чьи имена известны, хватит, чтобы понять, каким большим уровнем познаний в Исламе обладал богослов из Махаллятуль Кубра. Среди его учеников были такие богословы Ислама: – учёный, муфтий и историк из лучезарной Медины имам Нуруддин Али ибн Кади, известный как Самгуди.

 У имама Джалалуддина он изучил, в частности, известную нам книгу «Махалли» и его толкование к книге «Джамуль джавами», принадлежащую великому суфию и богослову Ислама Таджуддину Субки; – шейх Бурхануддин Ибрахим ибн Мухаммад аль-Макдиси, прославившийся как Абу Шариф, – уроженец священного города Иерусалим, тоже изучал у Махалли шарх к «Джамуль джавами»; – Шамсуддин Сахави – известный в исламском мире историк периода мамлюков и знаток в области хадисоведения, толкования Корана и арабской литературы и автор ценных в исламском мире книг – тоже был учеником имама Джалалуддина; – и конечно же, Джалалуддин Суюти – величайший суфий, факих, историк, знаток хадисов, толкователь Корана и знаток ещё многих наук, человек, как уже было сказано, завершивший начатую Махалли книгу по тафсиру «Тафсируль Джалалайни».

 По мнению мусульманских историков, один из наиболее плодовитых авторов всей арабо-мусульманской литературы в целом. По некоторым данным, число трудов Суюти насчитывает более 600 сочинений. В последний путь Так, сначала в интенсивном поиске, а потом и в не менее напряжённом распространении исламских наук прошла жизнь Джалалуддина Махалли. Жизнь он прожил яркую и насыщенную; его звезда, загоревшись на небосклоне столетия назад, светит нам до сих пор, освещая путь познания религии Аллаха . Скончался богослов в середине священного месяца Рамадан, субботним утром 864 (1459) года хиджры.

 Огромное количество народа пришло проститься с величайшим богословом своего времени. Сильная печаль вселилась в сердца верующих из-за кончины Джалалуддина Махалли, да смилуется над ним Аллах . Дай Аллах  нам быть похожими на него, подобных ему богословов и следовать их верному и испробованному пути. 

МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ