01 июля
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Что нужно делать с имуществом покойного

Каждая душа вкусит смерть. Вкусив её, человек будет ожидать своего отчёта за деяния, которые он совершал в этом мире, ведь только их он заберёт с собой в могилу.

Всё имущество, которое накопил на этом свете, он оставит другим. Посему человеку стоит больше уделять времени капиталу своих добрых деяний, нежели стремиться заполучить больше мирского имущества.

От Анаса ибн Малика رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаhа ﷻ сказал: «Трое последуют за покойным, назад же вернутся только двое, а одно останется с ним. За ним последуют члены его семьи, его имущество и его дела. Вернутся же члены его семьи и его имущество, а дела его останутся с ним» (аль-Бухари).

Но как же стоит распоряжаться одним из тех, кто вернулся (членам его семьи), с вернувшимся имуществом (наследством), оставленным покойным? Часто можно встретить такое, что родственники по причине своей неосведомлённости растрачивают имущество умершего, не основываясь на приоритетах, установленных религиозными нормами. 

Распоряжаются же имуществом, оставленным покойным, в следующем порядке.

Во-первых, необходимо погасить долги по отношению к другим людям. В эту категорию также входит невыплаченный покойным закят (обязательная милостыня), так как закят – это доля бедняков, связанная непосредственно с самим имуществом. Также невыплаченная сумма за покупку чего-либо после сделки купли-продажи, возмещение испорченного имущества и т. п.

Во-вторых, из оставленного имущества выделяется сумма на захоронение тела покойного и всё необходимое, что с этим связано, например, плата за омывание, саван, выкапывание могилы и другие принадлежности, учитывая пол и имущественное положение покойного при его жизни. Так, если он был богатым, то принадлежности приобретаются высокого качества и по высокой цене; если же он был бедным, то по низкой цене. 
Если же покойный не оставил после себя имущества, достаточного для всего этого, то растраты на себя берёт тот, кто должен был его обеспечивать при жизни. Если же и их нет, то выделяется необходимая сумма из казны верующих. Если и казны нет, то обязанность ложится на состоятельных людей из числа мусульман.

В-третьих, выплачиваются долги по отношению ко Всевышнему, как, например, хадж (паломничество в Мекку), если при жизни покойный имел возможность совершить его, обет (назр) или штраф (каффара).

Если у покойного имеются долги как перед Господом, так и перед людьми, и оставшегося имущества недостаточно, чтобы погасить всё это, то первыми погашают долги по отношению к Богу. 

Ибн Аббас رضي الله عنه передаёт, что одна женщина пришла к Пророку ﷻ и спросила: «Должна ли я соблюсти посты вместо умершей матери, которые она пропустила в месяце Рамадан?» Посланник Аллаhа ﷻ спросил её: «Если бы у твоей матери был долг, ты бы выплатила его?» Она ответила: «Да». Посланник Аллаhа ﷻ сказал: «А долги перед Аллаhом ﷻ более всего заслуживают, чтобы их выплатили» (Муслим).

В-четвёртых, исполняется завещание покойного в размере не больше чем 1/3 часть из оставшегося имущества после того, как исполнили вышеназванное. В эту категорию входит милостыня (садака), которую обычно упоминают в завещании. Если же этого не было упомянуто, то запрещено тратить оставшееся имущество на милостыню, приготовление еды для соболезнующих и т. п., если остальные наследники не согласны расходовать на это из оставшегося имущества.

В-пятых, оставшееся имущество разделяется между наследниками по долям согласно религиозным нормам (шариату). 

Данный порядок необходимо соблюсти, если имущества, оставшегося от покойного, недостаточно, чтобы выполнить эти условия. Если же имущества достаточно, то соблюдение их желательно.
 

Абдулла Абдулкеримов