19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Жизнеописание Посланника Господа ﷺ

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Когда дело дошло до установки Чёрного камня («аль-хаджару ль-асвад»; камень яйцевидной формы, вмонтированный в одну из стен Каабы) на прежнее место, люди разошлись во мнении о том, кому следует поручить выполнение этой почётной миссии. 

Споры продолжались четыре или пять дней и достигли такого накала, что чуть было не привели к кровопролитию на заповедной территории мечети, однако Абу Умайя бин аль-Мугира аль-Махзуми предложил поручить рассудить спор между ними первому, кто войдёт в ворота храма, и все согласились с ним. Всевышнему Господу было угодно, чтобы этим человеком оказался Мухаммад ﷺ.

Когда они увидели его, то радостно закричали: «Это аль-Амин (прозвище Мухаммада ﷺ, означающее «доверенный», «честный», «надёжный»), и мы довольны этим, это Мухаммад ﷺ!» Подойдя и выслушав их, он попросил дать ему накидку. Расстелив её на земле, ровно в центре он положил камень, а затем предложил вождям племён взяться за её края и таким образом поднять его. Когда они поднесли камень туда, где он находился прежде, Мухаммад ﷺ собственноручно установил его на место, и все согласились с этим благоразумным решением. 

Заработанных честным путём денег у курайшитов не хватило, поэтому они укоротили здание храма с северной стороны примерно на десять локтей, а ныне эта часть называется «аль-хиджру аль-хатым». Также её называют «хиджру ль-Исмаиль» – это полукруглая стена напротив северо-западной стены Каабы, не соединённая с ней. Кроме того, они подняли двери Каабы над землёй, и теперь, чтобы туда войти, нужно было брать разрешение у глав курайшитов. Когда здание достигло высоты пятнадцати локтей, они покрыли его крышей, опирающейся на шесть колонн.

После завершения перестройки основание Каабы приобрело почти квадратную форму, а стены поднялись на высоту пятнадцати метров. Длина той стены, в которую вделан Чёрный камень, возвышающийся на полтора метра над уровнем матафа (место, предназначенное для обхода Каабы), а также противоположной стены равна десяти метрам. Длина той стены, в которой находится дверь Каабы, а также противоположной от неё стены равна двенадцати метрам, сама же дверь возвышается над уровнем земли на два метра. Снаружи здание храма окружает выступ, высота которого в среднем составляет 0,25 метра, а ширина – 0,30 метра, который именуется аш-Шазурван. Первоначально этот выступ был частью здания, однако курайшиты оставили его снаружи.

Краткий обзор жизни Пророка ﷺ до начала пророчества

 В молодости Пророк Мухаммад ﷺ приобрёл наилучшие качества, присущие людям различных классов общества. Он являл собой высокий образец здравомыслия и рассудительности и отличался большой сообразительностью, оригинальностью мышления и способностью правильно выбирать цели и методы их достижения. Он имел привычку подолгу молчать, что пригодилось в периоды размышления и попыток постижения истины, а его живой ум и чистая сущность помогали ему изучать различные аспекты жизни, дела людей и состояние общества. 

Мухаммад ﷺ испытывал отвращение к суевериям, удалялся от них и жил так, что люди знали всё о нём, а он знал всё о них. Он принимал участие во всех благих делах жителей Мекки, в противном же случае возвращался к своему привычному уединению. Он не пил вина, не ел мяса животных, которых приносили в жертву идолам, и не принимал участия в празднествах и торжествах, посвящённых всевозможным божествам, напротив, с ранней юности он испытывал такое отвращение к этим божествам, что не было для него ничего ненавистнее их, и он не мог слышать, когда кто-либо клялся аль-Латом и аль-Уззой (названия идолов).

Нет сомнений в том, что Сам Господь оберегал его от всего, что не подобает будущему пророку. Ибн аль-Асир сообщает, что Пророк ﷺ рассказал: «Если не считать двух случаев, я никогда не собирался делать того, чем привыкли заниматься люди, жившие во времена джахилийи (до прихода Ислама), но каждый раз Аллаh ﷻ удерживал меня от этого, а потом у меня уже не возникало такого желания, и так продолжалось до тех пор, пока Он не почтил меня Своим Посланием.

Однажды вечером, будучи юношей, я сказал своему товарищу, который вместе со мной пас овец в верхней части Мекки: “Не присмотришь ли ты за моими овцами, а я пойду в Мекку и проведу вечер в забавах подобно другим юношам”. Он сказал: “Иди”, – и я ушёл, а когда достиг первого из домов Мекки, услышал музыку и спросил: “Что это?” Люди ответили: “Такой-то женится на такой-то”. И я сел, чтобы послушать. В это время Всевышний сделал так, что я заснул, а проснулся только от жары солнца следующего дня. Тогда я вернулся к своему товарищу, который стал расспрашивать меня, и я обо всём ему рассказал. В следующий раз я обратился к нему с такой же просьбой и снова пошёл в Мекку, но со мной случилось то же, что и в первый раз, и больше я ни о чём дурном не помышлял» (аль-Хаким).

Джабир бин Абдуллах رضي الله عنه передаёт: «Во время перестройки Каабы Пророк ﷺ и Аббас رضي الله عنه пошли носить камни. Аббас رضي الله عنه сказал, обращаясь к своему племяннику: “Подними край изара (одежда в виде куска ткани, который обматывается вокруг бёдер) и положи его себе на шею, он защитит тебя от камней”. Как только Пророк ﷺ, последовав совету, хотел поднять изар, тут же упал на землю, устремив взор в небо, а когда пришёл в себя, стал говорить: “Мой изар, мой изар!”, после чего он крепко затянул его». В другой версии этого хадиса сообщается, что после этого уже никто не видел обнажённого тела Пророка ﷺ. 

Мухаммад ﷺ выделялся среди своих соплеменников приятным характером и достойными нравственными качествами. Он был самым порядочным из них и обладал самым прекрасным нравом, являлся наилучшим соседом, отличался наибольшей кротостью, был самым правдивым и мягким человеком, а также самым скромным, щедрым на благое, благочестивым в делах, обязательным и честным, за что соплеменники прозвали его аль-Амин. Он был таким, как сказала о нём мать правоверных Хадиджа رضي الله عنها «Ты помогаешь нести бремя слабому и наделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы» (аль-Бухари).

Уединение в пещере горы Хира

Имея высокий интеллект и чуткий ум, Мухаммад ﷺ всё больше отдалялся от людей. Он много размышлял об окружающем его мире, о том, что за всем стоит некая созидательная сила. Кроме того, ему не давало покоя то, что его соплеменники придерживались далёкого от истины многобожия и всевозможных нелепых представлений, однако у него не было ясных и весомых аргументов для борьбы с этим.

Ближе к сорока годам Всевышний Господь внушил Мухаммаду ﷺ любовь к пребыванию в одиночестве. Местом уединения он выбрал пещеру горы Хира, которая ныне известна как Джабаль ан-Нур («Гора света»). Он брал с собой савик (проваренный ячмень или пшено, к которым добавлялись вода и масло) и воду. Данная пещера (в длину – 4 локтя, ширина – 1,75 локтя) находится на расстоянии примерно двух миль от прежних границ Мекки. Выбор Мухаммадом ﷺ подобного места для уединения являлся частью осуществления Божественного замысла, направленного на то, чтобы подготовить его к предстоящему великому делу. Ничто не должно отвлекать душу, которая станет оказывать воздействие на судьбы миллионов людей. Такая душа должна провести некоторое время в уединении, будучи отделённой от мирских дел, суеты и мелких забот, из которых состоит жизнь обычных людей.

(Продолжение следует.)

Адиль Ибрагимов