Чувствуйте себя как дома!
Кавказское гостеприимство – одна из первых ассоциаций, связанная с горцами, их жизнью и укладом жизни. Об этой традиции сложено много пословиц и поговорок, написано немало книг. Дагестанская пословица гласит: «Да не придёт такой день, чтобы к вам не пришёл гость!». О гостеприимстве многое сказано и в Исламе, что свидетельствует о прочной связи многих исторически сложившихся дагестанских обычаев и традиций с нашей мудрой религией. Сегодня хочу вам рассказать, как возник обычай гостеприимства у дагестанцев, почему он так укоренился в Дагестане и какие были исторические народные обычаи и традиции, связанные с появлением гостя в доме.
Гость на пороге – счастье в дом!
Так гласит народная пословица. С древних времён верят, что принять гостя – великая честь для хозяина дома. Гостя готовы были принять в любое время суток, и днём и ночью. Особенно почётными считались гости старшего поколения, а также другой национальности. Это говорило о толерантном отношении горцев друг к другу. Гостеприимство распространилось из-за особенностей горного края, а также культурных и торгово-экономических взаимоотношений между соседними и отдалёнными между собой районами.
Автомобилей и прочего транспорта в прежние времена не было, и всякий путник мог заболеть в дороге, сбиться с маршрута или просто устать. Многие просто не успевали выполнить свои важные дела за один день и вернуться обратно, поэтому они вынуждены были искать ночлег. Подобное могло случиться с каждым. Именно поэтому обычай гостеприимства стал со временем самым главным, стойким и свято соблюдаемым. У народов Дагестана сложились определённые правила приёма гостей. Каждое селение имело свой порядок и очерёдность принятия гостя, который складывался на протяжении длительного периода времени. Даже сегодня, когда семья садится обедать, хозяйка на всякий случай оставляет ещё одну порцию, если вдруг в дом придёт гость. А если уж он приходит, то нынешние хозяйки накрывают стол не хуже, чем в праздничные дни.
Гость-кунак-брат
Случалось и так, что путник несколько раз посещал один и тот же аул, и тогда он, естественно, искал дом человека, который принял его в прошлый раз. Их отношения становились братскими. Они становились кунаками. Если кунак приезжал в аул и останавливался у другого хозяина, это был большой позор для кунака. Согласно принятому этикету, кунак обязан быть умеренным и скромным в своих потребностях, учитывать материальное положение хозяина. Куначеские отношения передавались даже от отца к сыну и имели свои особенности: кунак мог войти в дом даже в отсутствие хозяина.
У многих дагестанских народов кунак становился названым отцом детям своего друга, неким вторым родителем или дядей. Он мог заменить детям умерших отца или мать, присматривал за ними и помогал вести хозяйство до тех пор, пока они не обретали полной самостоятельности. Особенности дагестанского гостеприимства У гостеприимства были и есть свои особенности. К примеру, с почестями принимались даже незнакомые люди, если они оказались во дворе дома. До сих пор существуют определённые правила относительно того, как принимать гостей. Хозяева обязаны быть внимательными и благожелательными по отношению к гостю, выполнять его желания. В старину у горцев существовал интересный обычай.
Если в селение приезжал гость, знакомый конкретной семье, здесь не возникало вопросов с приёмом – он сам подъезжал к дому и попадал в радушную атмосферу, создаваемую хозяевами. Если же в селении появлялся никому не знакомый человек, он мог прийти на годекан, где аксакалы решали, к кому домой направить гостя. Чаще всего желающие находились сами. Но иногда хозяина «назначал» старейшина аула. С его решением никто не спорил. Назначенный хозяин забирал незнакомого человека и оказывал ему все подобающие почести. Особый момент в национальных традициях занимали обязанности хозяина, если его гостю угрожает опасность. Он обязан был не только укрыть пришельца в своём доме или спрятать его, но и взяться за оружие, чтобы защитить гостя. Большая часть всех этих старинных обычаев сохраняется в дагестанских сёлах и сегодня, незримо соединяя духовность далёких предков с вопросами воспитания их нынешних потомков. В доме гостю отводилась лучшая комната. Бывало даже так, что хозяин уходил ночевать к своим родственникам, чтобы уступить помещение гостю, если комнат было мало. Путник мог гостить сколько угодно, его не принято было спрашивать о целях и сроках визита, пока он сам не пожелает об этом рассказать. В прежние времена путник мог обойти весь Дагестан, не потратив при этом ни рубля. Конечно, в наши дни гостеприимство не имеет таких масштабов и особенностей, что связано с изменениями системы ценностей у людей, с неуверенностью в собственной безопасности и прочими моментами. Но, тем не менее, гостя в Дагестане любят и ценят и в наши дни. Как и раньше, сегодня в некоторых аулах принято провожать гостя с подарками. Это оставляет приятные впечатления от визита.
Ислам и гостеприимство
В народе говорили: «Зачем живёт на свете тот, для кого приход гостя – наказание?». Ислам относит гостеприимство к наилучшим достоинствам человека, и это качество имеет большую ценность. Приветливое отношение к ближним и гостям повышает сплочённость людей и способно объединить всё общество. Пророк Мухаммад всегда был щедр с гостями и рекомендовал своим сподвижникам поступать точно так же. В связи с гостеприимством Абу Талхи и его супруги Умм Сулайм даже был явлен аят Корана. Абу Талха принял у себя в доме и накормил голодного странника, хотя у него самого было мало еды. Он велел жене принести все съестные припасы, которые найдутся в доме, и предложить гостю. Гость ел досыта, а богобоязненная чета, пользуясь полумраком, так как трапезу освещала лишь свеча, делала вид, что тоже ест. На следующий день Пророк Мухаммад поведал им, что Аллах явил ему аят: «…они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются.
А уберёгшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (сура «Аль-Хашр», аят 9). Кроме еды и питья, мусульманин должен предложить гостю радушный приём и занять беседой. Быть гостеприимным и радушным также значит быть вежливым и уважать других. Радушие и забота должны распространяться и на всю общину, то есть мусульманин должен стараться помогать другим в случае нужды.
В Священном Коране сказано (смысл): «И поклоняйтесь Аллаху , и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родным, сиротам, нуждающимся беднякам, пострадавшим из-за потери трудоспособности или несчастья и потери имущества, и соседу, как родственнику, так и не родственнику, и другу по работе, и спутнику, и путнику, находящемуся далеко от дома, а также всем тем, которыми владеют десницы ваши. Поистине, Аллах не любит хвастливых, горделивых, высокомерных, беспощадных по отношению к людям» (сура «Ан-Ниса», аят 36).
О гостеприимстве, внимательном отношении к путнику и всем ближним сказано даже в Священном Коране! Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кто уверует в Аллаха и Судный день, хорошо относится к своему соседу, и пусть тот, кто уверует в Аллаха и Судный день, оказывает почёт своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и Судный день, говорит благое или хранит молчание!» В Исламе есть немало примеров гостеприимства, красоты этого качества, его достоинства, пользы. Надеюсь, уроки гостеприимства прочно останутся в нашей памяти, будут использованы на практике и передадутся нашим детям в самом лучшем виде!
АСИЯТ МАГОМЕДОВА