27 июля
2024 года
поделиться
Категория: История

Положение арабов до прихода Ислама

Арабы поддерживали весьма прочные связи со своими братьями, племянниками и прочими членами рода, и можно сказать, что они жили ради поддержания племенного единства и умирали ради этого.

В пределах каждого племени этот дух являлся господствующим фактором и способствовал укреплению его сплочённости. 

В основе же социального устройства лежали такие вещи, как осознание родового единства и поддержание родственных связей. Люди придерживались буквально понимаемого ими принципа, который гласил: «Помогай брату своему независимо от того, притеснителем он является или притесняемым», не делая поправок, внесённых Исламом позже и сводившихся к тому, что помощь притеснителю должна была выражаться в том, чтобы удержать его от притеснения. Тем не менее, стремление превзойти друг друга в знатности и главенстве зачастую приводило к войнам между племенами, имевшими порой общих предков.

Связи между различными племенами были крайне слабыми, а все их силы уходили на войны, которые они вели между собой. Вместе с тем страх и опасения перед нарушением некоторых общих традиций и обычаев, относившихся как к сфере религии, так и к области всевозможных предрассудков, в некоторых случаях ограничивали их рвение и жестокость. Иногда к объединению между разными племенами приводили дружественные и союзнические отношения или зависимость одного племени от другого. Что же касается запретных месяцев, то для этих людей они были милостью, позволявшей им существовать и добывать себе пропитание.

Короче говоря, в основном социальное положение арабов эпохи «джахилийи» (доисламский период) характеризовалось крайней слабостью. Большое распространение получили невежество и всевозможные предрассудки, а люди вели жизнь, больше напоминавшую собой жизнь животных. Женщины являлись предметом купли-продажи, и подчас с ними обращались как с неодушевлёнными предметами. Межплеменные связи были слабы, а правители больше всего заботились о том, чтобы наполнять свои сокровищницы за счёт подданных и вести войны со своими противниками.

Экономическое положение

Экономическое положение соответствовало сложившимся в Аравии социальным условиям. Торговля являлась основным источником средств к существованию, но торговые поездки можно было осуществлять без особых затруднений только в условиях безопасности и мира, отсутствие чего ощущалось в Аравии постоянно, если не считать четырёх запретных месяцев. 

Если говорить о ремёслах, то арабы занимались ими менее, чем любой другой народ, а ткачеством, выделкой кожи и некоторыми другими видами ремесла, которые всё же получили среди них определённое развитие, в основном были заняты жители Йемена, Хиры и районов, граничивших с Шамом. Справедливости ради надо сказать, что население внутренних районов Аравии занималось земледелием и скотоводством, а все арабские женщины пряли пряжу, однако войны ставили под угрозу и это, в результате чего общество в целом страдало от бедности, голода и нехватки одежды.

Нравы

Мы не можем отрицать того, что в доисламскую эпоху арабы совершали дурные поступки, предавались порокам и делали много такого, что неприемлемо для здравого ума и сердца, однако наряду с этим им были свойственны и достойные нравственные качества, вызывающие восхищение. 

Арабы соревновались друг с другом в проявлениях щедрости и гордились ею, а восхвалению этого качества была посвящена, наверное, половина их стихов. К человеку, не имевшему ничего, кроме верблюдицы, от которой зависела жизнь его самого и жизнь его семьи, мог прийти гость, страдавший от сильного холода и голода, и хозяин, побуждаемый щедростью, резал эту верблюдицу для своего гостя. В силу своей щедрости они соглашались на выплату огромных выкупов за кровь и брали на себя большие обязательства, чтобы с помощью этого предотвратить кровопролитие и спасти чью-то жизнь, за что потом их восхваляли и чем похвалялись друг перед другом вожди и представители знати.

К числу этих нравственных качеств относилась также верность обещаниям. Заключить договор для арабов было всё равно, что взять в долг, и они так твёрдо держали своё слово, что ради выполнения обещания не останавливались даже перед убийством собственных детей и разрушением своих домов.

К числу этих нравственных качеств относилось также чувство собственного достоинства и непримиримость по отношению к унижениям и обидам, следствием чего являлись безумная отвага, сильное чувство ревности и крайняя вспыльчивость. Стоило им только услышать хотя бы слово, которое могло показаться им унизительным, они хватались за оружие, начинали из-за этого кровопролитные войны и, не задумываясь, жертвовали собой в подобных обстоятельствах. Когда они решались на что-нибудь такое, что могло принести им славу и чем они могли бы гордиться впоследствии, их уже ничто не могло свернуть с избранного пути, и ради этого они часто рисковали собой.

К числу их благородных качеств можно также отнести простоту жителей пустыни, которых обошли стороной всевозможные пороки цивилизации, следствием чего являлись их правдивость и верность, а также отвращение к обману и вероломству.

Очевидно, что подобные ценные качества наряду с выгодным географическим положением Аравии и послужили причиной того, что арабы были избраны для возложения на них бремени несения всеобщего послания и ведения за собой всего человечества, поскольку эти нравственные качества, несмотря на то, что некоторые из них и приводили ко злу и всевозможным нежелательным последствиям, по сути своей всё же были весьма ценны и после некоторого усовершенствования могли пойти на пользу всему человечеству, что и осуществилось впоследствии благодаря Исламу.

Однако после верности своим обязательствам самыми ценными из вышеупомянутых качеств являлись чувство собственного достоинства и твёрдая решимость, так как подавление зла, с одной стороны, и установление справедливого и благого порядка, с другой, были возможны только благодаря этой непреодолимой силе и этой подлинной решимости.

Происхождение и род Пророка Мухаммада ﷺ

Сведения о происхождении Пророка ﷺ можно разделить на три части. Во мнении о правильности тех сообщений, в соответствии с которыми родословная Посланника Господа ﷺ прослеживается вплоть до Аднана, сходятся все биографы и специалисты по генеалогии. Если говорить о его родословной от Аднана до пророка Ибрахима (Авраама) u, то у одних сведения о ней вызывают сомнения, другие же считают их верными. Что же касается той части, которая начинается от пророка Ибрахима u и восходит к пророку Адаму u, то мы не сомневаемся в том, что в ней есть много неверного. 

Мы же здесь хотим привести родословную Пророка ﷺ до Аднана, в достоверности которой ни у кого нет сомнений. 
Итак: Мухаммад бин (сын) Абдуллах, бин Абд аль-Мутталиб (его звали Шайба), бин Хашим (его звали Амр), бин Абд Манаф (его звали аль-Мугира), бин Кусайй (его звали Зайд), бин Киляб, бин Мурра, бин Кааб, бин Луайй, бин Галиб, бин Фихр (его прозвали Курайш, откуда пошло и название племени), бин Малик, бин ан-Назр (его звали Кайс), бин Кинана, бин Хузайма, бин Мудрика (его звали Амир), бин Ильяс, бин Музар, бин Низар, бин Маад, бин Аднан.

Адиль Ибрагимов