20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Воронежская область

Воронежская область – удивительный край с богатой историей и культурой. Как и многие другие регионы нашей великой страны – России, Воронежская область является многонациональным и многоконфессиональным уголком. Здесь проживают прекрасные люди, чтящие свою историю, умеющие почитать культуру и традиции разных народов нашей общей страны.

 Но в последнее время в средствах массовой информации Воронежская область, точнее город Воронеж, упоминалась чаще остальных, потому что там произошёл не совсем приятный инцидент между местными полицейскими и уроженцами Чечни, вызвав бурную реакцию в социальных сетях. Инцидент уже исчерпан, оценку произошедшему дали губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, и надеемся, что подобные ситуации не будут иметь место в нашей стране.

 На тему этноконфессионального мира и согласия мы побеседовали с жителями родины «Котёнка с улицы Лизюкова».

Алексей, инженер, 35 лет:

  – Я вырос в этом городе, учился в школе, университете, всегда меня окружали люди разных национальностей и верований, и никаких противоречий или неприязни не испытывал к другим и на себе тоже не ощущал. Мне очень не понравилось то, что в соцсетях плохо отзывались о моём городе и его жителях. Считаю, по единичному инциденту нельзя давать общую оценку всем жителям и в нехорошем свете выставлять весь регион. Конечно, плохое отражается на всех, и неприятный осадок остаётся, но жители нашей области в общем и целом прекрасные люди. 

Алёна, менеджер в магазине, 25 лет:

 – Я каждый день сталкиваюсь с огромным количеством людей. К нам в магазин приходят девушки и в платках, длинных платьях, и никакой предвзятости к ним у нас нет. Они тоже вполне вежливые и добродушные, я, по крайней мере, не сталкивалась, и слава Богу, с грубостью со стороны посетителей. Но была пара случаев, когда изрядно подвыпившие граждане грубили и вели себя непристойно. Я считаю, что для образованного и порядочного человека не существует стереотипов на национальной или религиозной почве. Считаю, что это пережиток прошлого, к которому нам нельзя возвращаться. Но в то же время я люблю свой город, дом, в котором я выросла, горжусь своей страной и считаю её лучшей в мире, изучаю историю моих предков, даже составила генеалогическое древо и узнала много интересного. Я такая, какая есть, ничуть не лучше или не хуже других. Конечно, хочется быть самой красивой и умной и поскорее выйти замуж (смеётся). В общем, мы должны быть едины. Россия, вперёд!

Шахром, таксист, 28 лет:

 – Уже седьмой год живу в России. Я искренне полюбил эту страну. Здесь живут очень хорошие и добрые люди. Как не любить, когда в этой стране у меня есть возможность заработать и прокормить свою большую семью! Я не один такой, тысячи моих земляков трудятся в разных городах. Когда я приехал, мне было сложно, плохо знал русский язык, многое не понимал. Но одну вещь знал хорошо – когда я уезжал, мне дедушка сказал: «Сынок, уважай людей, всех, независимо от нации или веры. Не оставляй намаз никогда, не забывай о своих корнях». Я старался следовать этим словам деда. Меня очень печалит, когда слышу, что где-то что-то произошло, мне бывает обидно, и задаюсь вопросом: почему так происходит, почему они так поступили? Я всегда надеюсь на лучшее.
 
Анастасия, пенсионерка, 65 лет:

 – Работала в разных отраслях и видела многое в своей жизни, воспитала троих детей и воспитываю теперь внуков. Мы жили в Советском Союзе и даже не знали, кто какой нации. К нам на завод приезжали работать со всей страны, и велась определённая агитационная работа, бывали вечера международной дружбы, фестивали и прочее. Мы воспитаны на общечеловеческих ценностях. Сегодня, конечно, многое изменилось, и всегда переживаю за своих детей и внуков. Молюсь за них. Мою сестру, когда она выходила замуж за казаха, многие отговаривали, но отец сказал будущему зятю: 
«Береги мою дочь, не обижай её. Обидишь её – Бог тебе не простит». Сберёг, слава Богу, они жили счастливо, теперь внуки взрослые уже. 
 
Конечно, мы все понимаем, что в современном мире не должно быть места розни на этнической или конфессиональной плоскости. В силу ряда факторов утрачиваются традиционные ценности, искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Не секрет, что нынешнее поколение молодёжи растёт и воспитывается в интернет-пространстве, в социальных сетях и на улице, в основном вне влияния родителей. Именно здесь обществом утрачены многие позиции, отошли на второй план лучшие народные традиции, идёт их подмена худшими образцами мировой культуры. Именно в этом направлении особенно ценны совместные усилия органов государственной власти, духовенства, интеллигенции, ветеранов и других общественных сил. Конечно, наблюдается рост интереса к религии в целом, но научное и культурное развитие немного отстаёт, и по этой причине мы видим те неприятные казусы, которые происходят в нашем обществе. В связи с этим в мечетях и храмах должна вестись активная проповедническая деятельность, направленная на сохранение мира и стабильности в обществе, духовнонравственное воспитание населения, особенно молодёжи, укрепление межконфессионального и внутриконфессионального диалога и согласия.

 История региона

 С древних времён природные и климатические условия сделали территорию Воронежской области наиболее благоприятной для жизни человека. Неудивительно, что на этой плодородной земле всегда селились люди. Недавно на раскопках в с. Костенки обнаружены следы поселений, которым около 45 тысяч лет. По мнению археологов, эта сенсационная находка даёт возможность полагать, что современная европейская цивилизация зародилась в том числе и на территории нынешней Воронежской области. Но и гораздо более позднее время не оставляет сомнений в значимости региона в истории. Трудно переоценить подвиг жителей Воронежской области в годы Великой Отечественной войны. 212 суток бойцы Красной Армии и воронежцы в условиях холода и голода героически сдерживали смертельный натиск превосходящих сил врага. Воронеж оказался в числе 15 наиболее разрушенных городов СССР, но так и не был полностью захвачен войсками немецко-фашистской Германии. За героизм своих защитников столица Черноземья заслуженно удостоена почётного звания «Город Воинской Славы».

 Сегодня регион является одним из наиболее развитых культурных и индустриальных центров России. Многие воронежские предприятия являются флагманами отечественного промышленного производства. Воронежский край является и крупным аграрным донором страны. На территории области расположены неповторимые памятники природы и архитектуры, составляющие историко-культурное наследие страны. Все достопримечательности Воронежской области перечислить, конечно, невозможно. Но главное богатство, без которого, по словам классика, «не стоит ни село, ни город, ни вся земля», – это люди. Не только выдающиеся воронежцы, чьи судьбы вошли в историю, но и те, чей каждодневный трудовой подвиг воссоздаёт богатство региона. Это тот духовный капитал, который формирует особую атмосферу, привлекаю
щую в край туристов из всех уголков страны и мира.

Воронежская область

 История Ислама в Воронежской области малоизучена. Самым древним периодом исламской истории следует считать эпоху Хазарского каганата (VII–X вв.), поскольку в соседних областях Украины были найдены и идентифицированы как мусульманские поселения и захоронения, родственные салтово-маяцкой археологической культуре (см. Распространение Ислама в городских центрах западной части Хазарского каганата). Автохтонное мусульманское население северо-востока Украины и юга России не исчезло в период после падения каганата (960-е гг.), как считалось ранее, а продолжало оседлый образ жизни на тех же самых землях вплоть до эпохи Золотой Орды.

 В частности, на территории области известный Новохарьковский могильник и синхронное ему поселение, оставленные аланами – наследниками салтово-маяцкой культуры. Данные могильника свидетельствуют о том, что исламизация постсалтовского населения, значительно растянутая по времени, в период Улуса Джучи активизировалась. Ордынская эпоха (XIII–XV вв.) оставила на территории области такие археологические памятники, как золотоордынские мечети-мавзолеи у пос. Красный, которые наряду с синхронным им поселением XIV в. маркировали центр кочевого улуса; могильник «Олень-Колодезь» с погребёнными там представителями кочевой золотоордынской аристократии; Таганский грунтовый могильник и др. В ту же эпоху зародилось и малоизученное административно-политическое образование в районе русско-ордынского пограничья в Ср. Подонье (территория Воронежской, Тамбовской и ряда других соседних областей) – Червлёный Яр.

 
Новый этап Ислама связан с Михайловским кадетским корпусом в Воронеже. По планам российских властей, это военное училище должно было готовить кадры (в том числе из мусульманских народов Кавказа и Крыма, вошедших в состав империи) для дальнейшего обучения в столичных военно-учебных заведениях. Указом от 12.02.1839 министр внутренних дел обязывался приписать Кавказские области к числу губерний, причисленных к этому корпусу; а указом от 7.03.1839 командир Отдельного Кавказского корпуса – определить в кадетские корпуса «детей азиатцев не старше 10 лет». Корпус был открыт в конце 1845 г.; одним из первых мусульман, обучавшихся в нём, стал Исмаил-бей Гаспринский (1851–1914) – общественный деятель и публицист. Он учился здесь в период с 15.10.1863 по 11.01.1865 (затем переведён во 2-ю Московскую военную гимназию); в своей газете «Тарджеман» он писал по случаю 50-летия кадетского корпуса (1895 г.), что «…был единственным в нём мусульманином». Эти сведения вполне историчны, так как во всём Воронеже в 1865 г. проживало всего шесть мужчин «магометанского исповедания».

 Помимо кадетов-мусульман Михайловского корпуса, в конце XIX в. на территории области были войсковые соединения, где служили последователи Ислама. Так, в 1887 г. в Богучарском уезде стояло управление 6-й бригады кавалерийского запаса, начальником которого был генерал-майор Агаси-Бек Авшаров. Численность кадетов-мусульман Михайловского корпуса значительно возросла в начале ХХ в. В 1905–1912 гг. здесь учился уроженец с. Хапцевки 1-го Сунженского отдела Терской обл. Гена Асланбекович Мистулов (р. 27.05.1895). С 1908 г. в корпусе проходил обучение сын помощника командира 3-й сотни Терской постоянной милиции Орцко Артаганович Мальсагов (р. 1897), который в 1918 г. в Назрани был избран военным комиссаром Ингушетии и принял активное участие в организации красных отрядов, артиллерийских, пулемётных и бомбомётных команд; в 1955 г. явился создателем первого ингушского театра; участвовал в составлении ингушского алфавита, работал ст. н. с. ЧеченоИнгушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. В 1908–1918 гг. здесь учился сын полковника, выходец из сев.-кавказского Назаровского общества Керим-Хан Магомедович Албаков (р. 10.01.1898), в 1911–1917 гг. – сын ротмистра Дагестанского конного полка Умалат-Бек Асланович Котиев (р. 12.01.1900), в 1912 г. окончил учёбу брат О. А. Мальсагова – Сосерко Артаганович (р. 17.06.1895), и др.

 Рост численности военнослужащихмусульман в Воронежской губернии наблюдается также после 1910 г. Так как они были приписаны к Московскому военному округу (МВО), их религиозные потребности находились в ведении военного ахуна МВО Х. Сеид-Бурхана, имама Тверской соборной мечети. В ГАВО сохранились приказы начальника Воронежского гарнизона о предоставлении увольнений военнослужащим-магометанам по случаю различных мусульманских праздников и памятных дней в марте, июне и сентябре 1910 г. Для исполнения коллективных намазов в казармах периодически отводились помещения «под временные молельни», как это видно из приказа от 3.05.1915. В документах от 1916 г. фиксируется уже и собственный воронежский мулла, который вступал в переписку с военным начальством по таким поводам в 1916–1917 гг., но имя его не указано. Из приказа начальника Воронежского гарнизона от 18.01.1916 становится очевидным и существование предназначенного для военнослужащих мусульманского участка на кладбище. Октябрьская революция 1917 г. и последовавшие за ней события надолго прервали историю исламской общины региона. Современная мусульманская община Воронежской области сложилась только в конце советской эпохи и в постсоветское время.  

ИЛЬНУР ФАЙЗУЛЛИН