17 августа
2022 года
поделиться
Выпуск: 632, Сафар 1443

Правильный выбор

Порой у всех нас возникают сомнения и мы не знаем, как правильно поступить.

В таких случаях самым верным решением будет совершить намаз истихару. Слово «истихара» означает «выбор правильного решения (варианта)».

Намаз истихара – это два ракаата желательного суннат-намаза, который делается с намерением узнать, есть ли благо в совершении того или иного поступка, с просьбой ко Всевышнему Господу указать правильное решение в любых жизненных ситуациях. 

Многочисленные хадисы Пророка ﷺ свидетельствуют о благе совершения этого намаза. Имам Ахмад и аль-Хаким пишут в своих сборниках: «Обращение ко Всевышнему Аллаhу с просьбой помочь в выборе правильного решения – это из счастья человека». 

В другом изречении Посланника Господа ﷺ говорится: «Кто совершит истихару, тот не останется без ответа, а кто посоветуется, тот не опечалится» (ат-Табарани).
Имам аль-Бухари приводит слова, сказанные Джабиром رضي الله عنه: «Посланник Аллаhа ﷺ обучал нас истихаре так же, как обучал сурам Корана».

Намаз истихара совершается с намерением: «Я намерен совершить двухракаатный намаз истихару». В первом ракаате после суры «Аль-Фатиха» читают суру «Аль-Кафирун», во втором – «Аль-Ихлас». 

Затем Пророк ﷺ научил читать дуа (мольбу), которую желательно прочитать во время  земного поклона (суджда) последнего ракаата или после чтения «Ат-тахийята», до или после «салама» (смысл): «О мой Аллаh , я прошу Тебя посредством Твоего знания выбрать для меня лучшее, и прошу у Тебя посредством Твоего могущества силы; поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю. О мой Аллаh , поистине, моё дело, намерение (здесь упоминается то, что вы намерены сделать), если в нём есть польза для меня, моей религии, для мирских дел, для исполнения моих планов, будущих и настоящих, то сделай это судьбой для меня, ниспошли мне благодать (баракат) в этом деле и облегчи мне его совершение. А если в этом деле (здесь также упоминается то, что вы намерены сделать) есть вред для меня и моей религии, для моих мирских дел, для моих планов, будущих или настоящих, отврати его от меня и даруй мне то, что лучше, где бы оно ни было, и удовлетвори меня этим» (аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Что касается неоднократного совершения намаза истихары, то есть высказывание Пророка ﷺ о семикратном его исполнении. 

В хадисе, переданном от Анаса رضي الله عنه, говорится: «О Анас رضي الله عنه, когда ты решишь сделать что-либо, то соверши намаз истихару семь раз, потом посмотри, куда склоняется твоё сердце; поистине, в этом много блага». Впрочем, человек может исполнять истихару столько раз, сколько пожелает, пока не выберет одно из нескольких решений. 

В книге «Шарху Ширати» говорится следующее: «Учёные говорят, что если хочешь узнать решение о выборе того или иного поступка, то ложись спать в омовении, повернувшись в сторону киблы (Каабы), предварительно прочитав дуа истихару. Если во сне увидишь белые и зелёные цвета, то это указывает на благо в этом деле, а если увидишь чёрные и красные цвета, то это указывает на отсутствие блага и нежелательность этого дела». («Хашияту Тахтави»)

Мухаммад-фарук Азимов