26 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 632, Сафар 1443
Категория: Религия

Мавлид – благословенное новшество

Мусульмане первых веков никак не выделяли месяц Раби уль-Авваль среди прочих.

Любовь к Пророку ﷺ и память о его присутствии в мире была жива в мусульманской общине. 

Однако со временем люди стали забывать подробности его жизни и его учение, и, чтобы возродить эти знания, мусульманские правители и учёные сочли необходимым проведение в этом месяце особых мероприятий.

Итак, что такое мавлид? Имеет ли он историческую и каноническую обоснованность? Какая в нём польза? Доводов о пользе и дозволенности проведения мавлидов много, однако находятся те, кто пытается поставить это благословенное мероприятие под запрет, говоря, что это есть не что иное, как «бид’а», то есть новшество. Что во времена Пророка ﷺ и его сподвижников не проводили мавлиды. И в качестве довода приводят хадис Посланника Господа ﷺ: «Каждое нововведение – заблуждение» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Мнения учёных ахлю сунны валь-джамаа о данном хадисе

Имам ан-Навави говорит: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на те нововведения, которые не имеют доводов в религии и ранее не совершались. Поэтому учёные разделили нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные» («Шарх Сахих уль-Муслим»).

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «Под словами “каждое новшество – это заблуждение” подразумевается то, что появилось в религии без общего или частного довода после того, как Пророк ﷺ покинул этот мир. И если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение» («Фатх уль-Бари»).

Что значит «хорошее новшество» (бид’а)

Пророк ﷺ указал на особые поклонения, определив конкретное время, место, ракааты и т. д. Утренняя молитва, например, установлена в конкретное время – с рассвета до восхода солнца, в два ракаата. Но предположим, что по какой-то причине вы решили добавить ещё один ракаат, оправдывая поступок поклонением Всевышнему. А кто-то решит изменить время молитвы, число земных поклонов, которые и вовсе противоречат в своей основе вере и являются запрещённым новшеством.

Но если мы, руководствуясь общим велением читать зикр (поминание Господа) или произносить салават (благословение Пророка ﷺ), без обозначения времени и места, сами определим для себя время и место, например, после каждого намаза будем читать один джуз Корана или в определённый день дома будем произносить салават, то это не будет новшеством, так как это имеется в религии.

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Учёные сошлись во мнении о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. 

Таковыми являются: собрание текстов Корана в единую книгу (мусхаф), исламские учебные заведения, институты, издание богословских книг, исламские типографии, исламское телерадиовещание, газеты, исламские конференции, собрания для мавлидов, соболезнования посредством телеграммы, строительство минаретов для мечетей, поездка в хадж на автотранспорте и самолёте, изучение наук для разъяснения положений Ислама, таких как усуль (основы), фикх (законоведение), тафсир (толкование Корана), маан (риторика), мантик (логика), нахв (синтаксис), сарф (морфология), тасаввуф (тарикат), совершение коллективных намазов-таравих в месяце Рамадан, двукратное чтение азана для пятничного намаза, строительство каменных мечетей, украшенных орнаментом, и многое другое. Ведь всего этого не было во времена Пророка ﷺ. Это появилось позже, в последующие столетия, в эпоху сподвижников Пророка ﷺ, табиинов (тех, кто видел сподвижников) и имамов четырёх мазхабов (богословско-правовых школ). И они это всё одобряли ввиду того, что это не противоречит Корану, хадисам и основам веры.

Невольно возникает вопрос: разве сподвижники не слышали об этом хадисе: «Каждое нововведение – заблуждение»? Нет, конечно же, сподвижники лучше всех знали и понимали хадисы Пророка ﷺ. Получается, что мы недостаточно изучаем свою религию и не до конца вникаем в смыслы благородных хадисов.

О том, что человек получит награду за то, что ввёл подобное, Посланник Аллаhа ﷺ в своём благородном хадисе сказал: «Тот, кто придумает в Исламе что-либо хорошее и полезное, получит воздаяние за это, а также за то, что совершали другие, следуя его примеру, при этом нисколько не умаляя их воздаяние» (Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибну Маджах).

Всевышний Аллаh в достопочтимом Коране сказал (смысл комментария): «Скажи (им, о Мухаммад ﷺ): “Пусть возрадуются (верующие) за щедрость и милость Аллаhа ﷻ…”» (сура «Юнус», аят 58).

Всевышний повелевает нам радоваться Его милости. А Пророк Мухаммад ﷺ – наибольшая милость, ибо сам Создатель об этом сказал (смысл комментария): «И Мы отправили тебя (о Мухаммад ﷺ) только как милость для миров (людей и джиннов)» (сура «Аль-Анбийа», аят 107).

О Всевышний, помоги нам достойно провести этот благословенный месяц, выражая радость по случаю рождения Пророка ﷺ, проводя мавлиды, изучая и распространяя знания о лучшем из Твоих творений – Мухаммаде ﷺ, Милости миров. Аминь!


Абдулла Магомедов