– Сохранение общностью своей веры стало возможным потому, что в Литве к концу XIV века были ещё сильны традиции толерантности (веротерпимости), сравнительно мирно уживались разные конфессии. Значительная часть местных феодалов приняло Христианство только в конце XIV в., поэтому, поступив на службу к великим князьям, татары могли придерживаться своей веры и даже заключать смешанные браки.
В сохранении ими изолированности в известной степени имели заинтересованность и великие князья, поскольку, как отмечалось ранее, это гарантировало зависимость пришлых от них. В дальнейшем такая привилегия белорусских татар, не подкреплённая какими-либо письменными актами, но освещённая традицией, не оспаривалась
. В то время, когда происходило оформление этнической группы, именно в конце XIV – XV в. (завершилось в первой половине XVI в.), за татарскими поселенцами в Великом Княжестве Литовском признавалось право оставаться в своей вере. Только благодаря этому они не растворились среди населения Белорусско-Литовского государства, а оформились в отдельную этническую группу, в отличие от татар, присланных Витовтом в Польшу и крещённых по приказу Ягайло, или их соплеменников, взятых на службу к московским князьям и тоже вынужденных принять другую веру.
– Какое количество мечетей и мусульманских образовательных учреждений функционировало в Беларуси в начале XIX века?
– После присоединения Речи Посполитой к России (1795 г.) строительство и ремонт мечетей находились под строгим контролем российских властей, о чём свидетельствуют документы Национального исторического архива РБ. В начале XIX века количество мечетей, существовавших в былой Речи Посполитой, сократилось по сравнении с XVIII в. В Трокском повете оставались мечети только в Рейжах, Сорок-Татарах, Винкшупах и Прудянах на реке Вака; в Виленском повете – в Лукишках, Немеже; в Лидском – в Некрашунцах; Ошмянском – в Довбучках; в Новогрудском повете – в Новогрудке и Ловчицах; Минском – Минске; Гродненском – Богониках и Крушинянах; в Брест-Литовском – в Студенке. Все они, за исключением Прудянской (разрушена французскими войсками в 1812 г.) и Студенской (сгорела в 1915 г.), сохранились до начала Второй мировой войны, а некоторые существуют и до сих пор. Образовательных учреждений не было, за исключением начальных школ при соборных мечетях.
– Как человек, который исследовал историю татар Беларуси, что можете сказать о том, насколько сохранилась культура Ислама, связь татар между собой после распада СССР? – В целом 1990-е гг. для Беларуси, как и для всего постсоветского пространства, стали периодом своеобразного ренессанса.
С конца 1980-х до начала 1990-х гг. в стране происходило пробуждение массовой активности не только в политическом, но и в идеологическом плане, что привело к значительному увеличению количества религиозных организаций и росту их численного состава. По сравнению с началом XX века культура Ислама не претерпела сильных изменений, за исключением некоторых традиций, например организация татарских балов, на которые собиралась татарская молодёжь для знакомства и последующего создания татарских семей. Теперь такой традиции, к сожалению, в Беларуси нет. Но практикуется в соседних Польше и Литве.
– Как сказываются смешанные браки современной татарской молодёжи на сохранении религии и культуры своих предков?
– На собственном опыте могу сказать, что смешанная семья положительно отразилась на сохранении религии и культуры предков. Но мой пример скорее исключительный, чем закономерный. Папа был учёным, общественным и религиозным деятелем, поэтому другого результата и быть не могло.
А вот в современных условиях смешанные браки приводят скорее к ассимиляции, нежели к сохранению культурных и религиозных традиций, к сожалению. Здесь хочу отметить положительный опыт татар Ивья. Там браки в основном заключаются между местными татарами. Поэтому ассимиляция им пока не грозит.
– Ведётся ли какая-нибудь работа в целях сохранения духовной культуры татар Беларуси? Не чревата ли массовая ассимиляция исчезновением вообще национальности татар в Беларуси?
– Строительство и развитие центров конфессиональной жизни белорусских татар (мечетей) – уже большой шаг на пути к предотвращению процессов ассимиляции. В связи с этим было бы эффективным развивать молодёжные татарские организации, проводить научные мероприятия и исследования в местах компактного поселения белорусских татар для создания общей картины состояния татарской общности.
Полезным примером может послужить опыт татар Литвы и Польши. Там ежегодно устраиваются форумы учёных, летние академии знаний, сабантуи и прочие мероприятия с целью консолидации татар на основе культурных и религиозных традиций.
– Ваши пожелания, наставления нашим читателям?
– Хочу пожелать мира, добра и милости Всевышнего! Поддерживать, развивать и сохранять историю, религию, культуру и традиции предков.
БЕСЕДУ ПРОВЁЛ РАМИС МУХАМЕТОВ