25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Самосовершенствование личности

Бесспорно, что формирование личности и её деяния в будущем во многом определяются и начинаются с раннего детства под влиянием семейных, природных и социальных факторов.

Среда общения

Определяющее значение в формировании и развитии личности имеют человеческие взаимоотношения. С самого начала жизни, если говорить о ребёнке, он отдаёт предпочтение общению со сверстниками, в процессе которого и формируются в нём социальные качества. С возрастом общение расширяется и углубляется, а вместе с тем растёт и влияние окружающих на личность.

 

Народная мудрость гласит: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Это истина, и она касается не только детей, но и взрослых. Бывает, что честный человек, волею случая попавший в среду аморальных людей, сам становится аморальным. И, наоборот, практика исправления правонарушителей свидетельствует о том, что бывшие преступники, попадая в здоровый коллектив, начинают исправляться.

 

Передают со слов Абу Хурайры , что Пророк  сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу» (хадис передали имамы Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким). Исходя из этого каждому, кто ставит себе задачу самосовершенствования, особенно слабохарактерной, безвольной личности, важно выбирать, с кем общаться.

 

Знание – самообразование. Особое место и существенное значение в формировании личности имеет процесс получения знаний через самообразование. Знания, полученные таким образом, расширяют кругозор личности, способствуют выработке правильных взглядов и установок. В процессе овладения знаниями тренируются и развиваются память, воображение, мышление и воля.

 

Способности и ум человека развиваются, когда он воспринимает знания и размышляет. Крепнет в учении и воля, так как процесс познания требует внимания, а во внимании выражена воля. Чем труднее деятельность, тем она требует большего волевого усилия, выраженного во внимании. Любое учение всегда сопряжено с трудностями, преодолевая которые, человек закаляет свою волю.

 

Известно, что во всех духовных писаниях Всевышний в первую очередь призывал людей к знаниям как к основе, без которой невозможно настоящее и правильное поклонение Аллаху  (ибадат). Знание стало основной причиной возвышения человека над остальными творениями. Многие аяты и хадисы свидетельствуют о необходимости приобретения знаний для каждого всю сознательную жизнь.

 

Правильная жизнь формируется только на базе приобретения знаний и самообразовании. Это, на наш взгляд, очевидно и, следовательно, каждый разумный человек должен считать это своей обязанностью. По этому поводу Пророк  сказал: «Приобретение необходимых знаний является обязанностью каждого мусульманина».

 

Если мы обратимся к мусульманской религиозной науке, то она рекомендует некоторые подходы по приобретению знаний и соблюдение некоторых условий и этики, суть которой проявляется в следующем:

 

1. Ищущий знания должен сделать правильное намерение, так как наши деяния, согласно хадису, оцениваются по намерениям. Сообщается от Умара ибн аль-Хаттаба , что он слышал, как Посланник Аллаха  сказал: «Поистине, дела (оцениваются) по намерениям…» (аль-Бухари, Муслим).

 

2. После намерения важнейшим условием должна быть искренность приобретения знаний, направленных на улучшение нравов их обладателей с последующей их полезностью.

 

3. Знания должны приобретаться для правильного поклонения и исполнения своих обязанностей перед Всевышним, с целью получения Его довольства. А также чтобы приобретённые знания передавать другим и тем самым помогать распространению Ислама и принести пользу всему обществу.

 

4. Исламские учёные предлагают шесть ступеней приобретения знаний в книге «Этика и технология приобретения знаний»:

– умение задавать вопросы;

– умение внимательно слушать;

– хорошее осмысление;

– запоминание; – обучение им других; 

– применение знаний на практике. И ещё для приобретающих знания необходимы следующие важные качества: преданность знаниям, усердие и терпение, воздержание от греховного, справедливость и благонравие, скромность, умение ценить время и т. д. Одним из эффективных методов получения знаний является задавать вопросы и ответы.

 

О труде

Важнейшее значение в формировании личности имеет труд. Ибо только в труде понастоящему формируются и совершенствуются не только профессиональные умения и навыки, но и способности. Коллективный труд требует от человека согласованных действий и взаимопомощи.

 

Труд требует дисциплинированности, организованности, умения управлять не только машинами, но 
и самим собой, и вполне понятно, что в труде эти свойства формируются, укрепляются и развиваются. Трудолюбивый человек – это, как правило, цельная личность, у которой слово не расходится с делом, который способен перенести трудности и невзгоды.

 

Из сказанного следует, что те, кто стремится к самосовершенствованию, к развитию высокого уровня морально-волевых качеств, должны трудиться, и чем интенсивнее и творчески они трудятся, тем быстрее становятся личностями в полном смысле этого слова.

 

Разумеется, что для формирования личности и её совершенствования огромное значение имеет общественная работа, хотя, на первый взгляд, кажется, что её роль в формировании личности незначительна, но это не так. Работа развивает общительность, формирует организаторские способности, помогает становлению политической зрелости личности.

 

Практика подтверждает, что люди, прошедшие школу общественной работы, как правило, проявляют большую активность в решении общественных вопросов, самостоятельность, общительность и смелость. Люди, избегающие общественной работы, проявляют такие черты характера, как замкнутость, индивидуализм, робость при обсуждении вопросов коллективной жизни. Они не могут выступать на собраниях и активно участвовать в принятии решений, организовывать коллективное дело, иными словами, проявляют известную ограниченность.

 

Резюме

Таким образом, формирование личности – сложная деятельность, и тут огромное значение принадлежит самосовершенствованию через самовоспитание, его правильной организации. Оно требует постановки определённых целей и конкретных задач, разработки программы планирования работы, учёт и контроль над ходом самосовершенствования.

 

Самосовершенствование делает человека ответственным за своё поведение в настоящем и будущем. Очевидно, что все изложенные выше факторы, формирующие личность в связи и в совокупности, определяют образ её жизни, то, как действительно она живёт. Реализация всего этого под силу, в основном, людям большой воли, что может влиять на образ жизни, а тем самым и сознательно определить путь собственного развития.
 
 
МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК