19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Мавлид ан-Наби шагает по всему миру

В месяц раби уль-авваль, с наступлением которого можно всех нас поздравить, миллионы мусульман во всём мире отмечают День рождения Любимца Всевышнего Аллаха – Пророка Мухаммада ﷺ.

В течение всего раби уль-авваля проводятся благотворительные акции, читаются многочисленные проповеди, посвящённые жизни Посланника Всевышнего ﷺ, организуются конкурсы на знание его биографии, верующие посещают друзей и родственников, радуют детей. День рождения Пророка ﷺ, также известный как Мавлид ан-Наби, празднуется на государственном уровне во многих странах.

 

Это поистине международный день, когда мусульманская умма во всём мире отмечает рождение основателя исламской религии, посланного как милость для всего человечества. В России проведение мавлидов в городах и сёлах давно стало прекрасной традицией, объединяющей верующих разных возрастов, национальностей и социального положения.

 

В Египте, Пакистане, Индонезии и других странах с преимущественно мусульманским населением организуются большие уличные парады или потрясающие по масштабу мавлиды, собирающие десятки тысяч верующих в мечетях, на стадионах и других площадках. Пару лет назад впервые за многие годы Мавлид ан-Наби отметили и в Саудовской Аравии, которая переживает сейчас достаточно активный процесс внутренней трансформации.

 

И празднование Дня рождения Пророка ﷺ в Медине, а также знаменитое исполнение саудовскими болельщиками, приехавшими в Москву на чемпионат мира по футболу, мавлида на Красной площади – наглядные тому примеры.

 

Что такое мавлид? Имеет ли он историческую и каноническую обоснованность, в чём его польза для мусульман?

Мнений и доводов много, но вот там ли ищут истину те, кто приводит аргументы против?  Попробуем разобраться, найти зерно истины. «Мавлид – это новшество, которого не было во времена сахабов» – весомый аргумент, который пытаются подтвердить хадисами Пророка ﷺ: «Каждое нововведение – заблуждение» (Абу Давуд, Тирмизи). «Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто» (Муслим).

 

Что можно считать новшеством или нововведением?

Доводы, приведённые в нужном для автора контексте, формируют у людей, не имеющих исламских знаний, односложное представление об определении того, что считать новшеством. И, как правило, оно мало отвечает реальности. Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий, не совершённых Пророком ﷺ (новшества).  

 

Внедрение двух ракаатов перед казнью  

Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб رضي الله عنه. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили. ( Передал аль-Бухари.)

 

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб رضي الله عنه был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман, приговорённых к казни».

 

Мы видим, что не было конкретного указания Пророка ﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб رضي الله عنه первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Хаджаром аль-Аскалани. То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний Пророка ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.    

 

Добавление восхваления в намазе

«Мы совершали молитву за Пророком ﷺ, и когда он выпрямился со словами «СамиАллаху лиман хамидах» («Всевышний слышит восхваляющих Его»), тогда человек, стоящий позади, сказал: «Раббана ва лакаль хамду, хамдан касиран тайибан мубаракан фихи» (выражение хвалы Господу). После завершения молитвы Пророк ﷺ спросил: «Кто произносил слова?» Тот человек ответил: «Я». И Пророк ﷺ сказал: «Я видел свыше тридцати ангелов, спешащих записать вознаграждение за эти слова» (аль-Бухари). Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в комментарии отметил: «Этот хадис привели в качестве дозволения внедрения в намазе не переданного от Пророка  зикра, если не противоречит переданному» («Фатх уль-Бари»).

 

Второй азан во время пятничного намаза  

Ещё один интересный факт. Третий халиф Усман ибн Аффан رضي الله عنه на пятничной молитве добавил второй азан из-за нужды в этом, как сказано во многих достоверных источниках. Да, во времена Пророка ﷺ был установлен один азан, и добавление второго можно было бы счесть нововведением, если бы... Разве кто-то может оспаривать знания халифа Усмана رضي الله عنه, который часто бывал рядом с Пророком ﷺ? Так и мы не можем оспаривать знания сподвижников, ставших свидетелями данного решения.

Добавление к азану

Хадис: «Билял رضي الله عنه пришёл к Пророку ﷺ, чтобы взять разрешение для утреннего азана, но ему ответили, что Пророк ﷺ спит. Тогда Билял رضي الله عنه произнёс в азане: «Ассалату хайрун мина ннавм» («Намаз лучше сна»). Пророк ﷺ одобрил это» (Ибн Маджах, Табрани).

 

Объединение стихов Корана в одну книгу

Многие сподвижники знали Коран наизусть, а записи и отдельные отрывки Корана были зафиксированы на камнях, шкурках и дощечках. После одного из больших сражений Умар ибн Хаттаб رضي الله عنه пожаловался халифу Абу Бакру ибн Сиддику رضي الله عنه на гибель в битве многих хафизов и посоветовал собрать тексты Корана в одну книгу. Ответ Абу Бакра رضي الله عنه Умару رضي الله عنه требует особого внимания. Он сказал: «Как я сделаю то, что Пророк ﷺ не сделал?»

 

Но Умар رضي الله عنه был настойчив, он стал приводить аргументы в пользу данного решения. Тогда Абу Бакр رضي الله عنه сказал: «Аллах ﷻ раскрыл мне сердце, и я это понял, как понял Умар رضي الله عنه». «Он позвал сподвижника Зайда ибн Сабита رضي الله عنه, что записывал откровения Пророка ﷺ, и поручил ему собрать Коран. На что Зайд ибн Сабит رضي الله عنه ответил: “Клянусь Всевышним, перенести одну гору для меня было бы легче, чем то, что вы мне поручаете, – собрать Коран воедино. Как вы можете сделать то, чего Пророк ﷺ не сделал?”

 

Тогда Абу Бакр رضي الله عنه стал ему разъяснять, что в этом есть благо, и тогда Зайду ибн Сабиту رضي الله عنه Всевышний открыл понимание данного шага» (аль-Бухари).  Именно такова история создания Корана в том виде, в котором он дошёл до нас.  Невольно возникает вопрос: разве каждое новое действие попадает под определение «новшество»? Сделав что-то, не известное ранее, не попали ли они под хадис «Каждое нововведение – заблуждение»? Возможно, мы не всегда правильно понимаем смысл слова «нововведение», что за ним стоит, для чего нужно то или иное действие. 

 

Мнения учёных

Вот что говорят авторитетные учёные ахлю-сунны валь джамаа, комментируя хадис о новшествах. Учёный шафитского мазхаба имам Навави (631–649 х.) по поводу вышеприведённого хадиса сказал: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на нововведения, на которые в основе Шариата нет доводов и ранее они не совершались.

 

Учёные разделили нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные, запретные» («Шарх сахих иль-Муслим»). Хафиз ибн Раджаб Ханбали (736–795 х.) в толковании этого хадиса сказал: «Смысл этого хадиса – новшество, у которого нет основы в Шариате, а если основа есть, то даже нововведением в Шариате не называют, так его называют только в арабском языке» («Шарх сахих аль-Бухари»).

 

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) сказал: «Цель слов “Каждое новшество – это заблуждение” – то, что появилось в религии без общего или частного довода после жизни Пророка ﷺ, и если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение…»  (толкование достоверных хадисов аль-Бухари «Фатх уль-Бари», том 4, стр. 298).

 

Например, есть общее указание Пророка ﷺ на зикр «поминайте Аллаха ﷻ…», на дуа, садака, и каждый в любое ему угодное время и место может поминать Аллаха ﷻ, так как Пророк ﷺ не ограничил определённым временем и местом. Нам приходится приводить глубокие и сложные правила учёных Ислама для того, чтобы незнающий не делал ошибок в понятии «новшество», вычитав хадис, и не обвинял неуместно в заблуждении.

 

 Аль-Байхаки (384–458 х.) передаёт от имама Шафии, что он сказал: «Нововведения бывают двух видов. Противоречащие Корану, Сунне и иджме (единогласие учёных) – это порицаемые нововведения. Хорошие нововведения, не противоречащие вышеприведённому, являются одобряемыми» («Манакибу Шафии»). И имам Шафии, и Байхаки поясняют принцип разделения понятия «нововведение».

 

Что такое хорошо, а что такое плохо

Пророк Мухаммад ﷺ указал на особые поклонения, определив конкретное время, место, ракааты и т. д. Утренняя молитва установлена Пророком ﷺ в конкретное время – с рассвета до восхода солнца – в два ракаата. Но предположим, по какой-то причине вы решили добавить ещё один ракаат, оправдывая поступок поклонением Всевышнему.

 

А кто-то по тем же причинам решит изменить время молитвы, число земных поклонов, а то и вовсе совершить намаз на русском языке – вот эти действия противоречат Сунне Пророка ﷺ и являются запрещённым новшеством.  Но если вы, руководствуясь общим велением читать зикр, салават без обозначения времени и места, сами определите для себя и время, и место, например – «после каждого намаза буду читать один джуз», то это не является новшеством.

 

Изучение арабской грамматики – это похвальное новшество, необходимое для понимания текстов Корана и хадиса, как это говорят учёные, хоть нет прямого веления Пророка ﷺ. На этот счёт есть чёткое правило учёныхбогословов: «То, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже становится обязательным».

 

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 х.): «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама, это всё соответствует нашей религии» («Фатх уль-Мубин»).

 

Приведу имена некоторых известных учёных, которые подразделяют понятие «новшество»: ибн Хазм (456 х.), аль-Газали (505 х.), ибн Асир (637 х.), аль-Мунзири (656 х.), аль-Иззу ибну Салам (660 х.), Заркаши (794 х.).
Плюс ко всем учёным даже ибн Таймия разделял понятие «новшество». Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль акли ва накли» сказал: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман, – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют».

 

То есть он подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов… Часто в качестве довода оппоненты приводят изречение одного из авторитетных имамов мазхабов – имама Малика (93–179 х.), сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад ﷺ не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах ﷻ говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’» («Аль-Итисам»).

 

Имам Малик не противоречит мнению остальных учёных в утверждении «Ислам основан Пророком ﷺ, и никто не имеет права добавлять или убавлять что-либо». Но оживление Сунны Пророка ﷺ новыми путями и методами допустимо.

 

Имам Шафии сказал: «Порицается называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате» («Манакибу Шафии»). Отчасти подтверждает слова имама Шафии и имам Малик, а также учёные маликитского мазхаба. Имам аль-Карафи Малики (684 х.) сказал: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурук).

 

Быть или не быть

А теперь допустим, что мавлид является новшеством. Учёные о нём высказывались следующим образом. Абу Шамат (596–665 х.), учитель имама Навави, сказал: «Из прекрасного, что появилось в наше время, – то, что происходит ежегодно в день рождения Пророка ﷺ, – проявление радости, блага, пожертвования, признак любви и возвеличивания Пророка ﷺ, выявление благодарности Всевышнему за то, что нам даровал Пророка ﷺ» («Аль-Баваис фи Инкар ильБидаи валь-Хавадис»).

 

Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар альАскаляни (773–852 х.) передаёт: «Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трёх столетиях, но вместе с этим он заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству.

 

В противном же случае мавлид порицается. Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает, что, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах ﷻ погубил (утопил) Фараона и спас Мусу رضي الله عنه.

 

Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Из этого извлекают пользу, выражая благодарность Аллаху ﷻ за то, что с кем-то что-то произошло в определённый день, например получение благодати или отвод беды, и повторяется в этот день каждый год. Выражение благодарности осуществляется разными видами поклонения, такими как пост, подача милостыни, земные поклоны, чтение Корана.

 

А какое благо величественнее, чем появление этого Пророка ﷺ, Пророка ﷺ милости, в данный день?! Согласно этому нам следует ограничиться тем, что понимается под выражением «благодарность Аллаху ﷻ». Это чтение Корана, угощение пищей и чтение чего-либо, прославляющего Пророка ﷺ,  – действия, которые склоняют сердца к совершению добра и деяний Ахирата.

 

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974): «Большинство мавлидов и поминаний Аллаха ﷻ, которые проводятся нами, содержат в себе благо, такое как милостыня, благословление Пророка ﷺ и его восхваление…» («Аль-Фатава аль-Хадисия»). Имам ибну Абидин Ханафи: «Знай, что из новшеств есть похвальные – такие как исполнение мавлида в месяц рождения Пророка ﷺ. Собираться для прослушивания историй Обладателя муджизатов (чудес) – одно из больэтом месте Его много прославляют».

 

Мнения современных учёных

Сегодня масштабы проведения мавлидов велики, и отчасти это подтверждает одобрительное мнение исламских учёных. В России большая часть мусульман придерживается ханафитского учения, на Кавказе – шафиитского. Но мавлиды проводятся практически в каждом уголке России.

 

Вот как комментирует вопрос допустимости проведения мавлидов Муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин:

«Посланник Аллаха – венец человеческого рода. Он лучший из людей и океан милости и доброты. Он тот, чья жизнь является примером для всех людей. Никакое сравнение не может охватить его и дать полного представления о нём. Как бескрайнее море невозможно уместить в стакане воды, так и невозможно описать словами его благородные качества, слова и поступки.

 

Пророк Мухаммад – человек, сопричастностью к которому мы гордимся! Аллах в Достопочтимом Коране сказал (смысл): «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам» (сура «Йунус», аят 58). Иными словами, Всевышний повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад – наибольшая милость, ибо Создатель также сказал (смысл): «Мы послали тебя (о Мухаммад ) лишь как милость для всех миров» (сура «АльАнбийа», аят 107).

 

День рождения Пророка Мухаммада испокон веков отмечается в разных уголках мира. Мавлид ан-Наби – один из древнейших и глубоко почитаемых праздников татарского народа. В этот день наши предки собирались вместе и читали мунаджаты, дуа и салаваты, а это в свою очередь является причиной ниспослания нам милости Всевышнего Аллаха.

 

В наше время в Татарстане праздник мавлида отмечается на протяжении всего месяца Раби уль-Авваль: во всех мечетях и медресе проходят праздничные мероприятия, которые сопровождаются рассказами и касыдами о жизни Пророка Мухаммада и его сподвижниках, с восхвалениями Всевышнего и благословениями Пророка , религиозными песнопениями и чтением Священного Корана.

 

Стало многолетней традицией на всероссийском уровне проводить мавлид ан-Наби в Болгаре – месте принятия Ислама татарами. В достоверном хадисе говорится: «Кто один раз произнесёт мне салават, тому Аллах окажет милостей в десять раз больше». Бесспорно, это мероприятие позволяет мусульманам выразить свою любовь к Посланнику Аллаха ».

 

Но было бы глупо утверждать, что мавлид проводится только в России. Не раз российские паломники в Мекке имели честь присутствовать на мавлидах, проводимых учёными маликитского мазхаба, последователями имама Малики Алави, автора многих трудов в поддержку мавлида.

 

Кстати, не могу не привести забавный казус. Некоторые российские студенты, что прошли обучение в Сирии у доктора шариатских наук Мустафы Диб аль-Буга, на родине, будучи приверженцами одного из нетрадиционных течений, выступают противниками мавлида, обвиняя в заблуждении.

 

Но при этом сам Мустафа Диб аль-Буга в качестве почётного гостя не раз принимал участие в  республиканском мавлиде в ночь рождения Пророка ﷺ в месяце Раби уль-Авваль. В беседе с нашим корреспондентом Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым: – Моё мнение – в мавлиде нет ничего запретного, и желательно его проводить ради напоминания мусульманам о жизни и поведении Пророка ﷺ, о сделанных им указаниях сподвижникам. Это лучшее напоминание нам о необходимости следовать этим указаниям и действиям.

– То, что мавлид проводится в определённый день, можно считать нововведением?

– Если сказать людям, что в этот день обязательно нужно праздновать мавлид, то это выходит за рамки Шариата, и нельзя так поступать. Но невольное совпадение воспоминания о Пророке возникает в день и месяц, в котором он родился.

 

И мы стараемся обратить внимание людей на Пророка , который, как сказано в Коране (смысл): «Мы ниспослали тебя лишь как милость для всех миров» (сура «АльАнбия», аят 107). Мы, жители Сирии, отмечаем мавлид, рассказывая о Пророке , его жизнедеятельности, о сподвижниках, и нет в этом никаких проблем.

 

Но мы не говорим, что это праздник (ид), мавлид и не является таковым, праздник – это Курбан-байрам и Ураза-байрам. Но сегодня даже в свадьбах присутствует много запретного, но мы говорим: свадьба – это благодать Всевышнего, и нужно взамен на Его благо ответить благодарностью.

– Но если Пророк ﷺ и его сподвижники не совершали мавлида, указывает ли это на его запрет?

– Нуждался ли Пророк в том, чтобы его вспоминали при жизни? Сподвижники, которые жили вместе с Пророком , нуждались ли они в том, чтобы Пророк им рассказывал о своём нраве, действиях и поведении? Вместе с этим до нас дошло, что Абдулла ибн Аббас رضي الله عنه в месяц Раби ульАвваль собирал своих детей и рассказывал им что-нибудь из жизни Пророка .

 

Детали

Чтобы лучше понимать, в чём же благо мавлида, попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа. Мавлид состоит из шести частей. Первая – чтение Корана. Пророк ﷺ сказал: «Читайте Коран, воистину он явится заступником за вас в Судный день» (Муслим). Вторая – чтение салавата, рассказа о жизни Пророка ﷺ. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах ﷻ и Его ангелы благословляют Пророка ﷺ.

 

О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (сура «Аль-Азхаб», аят 56). В хадисе сказано: «Наиболее близки ко мне по степени те из вас, которые больше благословляют меня» (Тирмизи). Третья – зикр. Всевышний в Коране говорит (смысл): «О уверовавшие, поминайте Аллаха ﷻ частым поминанием» (сура «Аль-Ахзаб», аят 41).

 

Пророк ﷺ сказал: «Пусть твой язык не перестаёт быть влажным от поминания Аллаха ﷻ» (Тирмизи, ибн Маджах). (Смысл): «Разве не поминанием Аллаха ﷻ обретают покой сердца уверовавших?» (сура «ар-Рад», аят 28). Пророк ﷺ сказал: «Кто бы ни упомянул Аллаха ﷻ, его окружат ангелы и покроет милость Аллаха ﷻ, и снизойдёт на него спокойствие, и упомянет его Аллах ﷻ среди тех, кто возле Него» (Муслим, Тирмизи).

 

Некоторые считают, что собираться для коллективного исполнения зикра нельзя, мол, нет в Исламе для этого основы. Но в хадисах есть ответ и на эти сомнения. Бухари приводит от ибн Аббаса رضي الله عنه: «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во времена жизни Пророка ﷺ. По нему ибн Аббас  узнавал о том, что намаз завершился и люди расходятся из мечети» (Бухари).

 

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если будете проходить мимо райских садов, то заходите туда и наслаждайтесь в них!» Его спросили: «Что это за райские сады?» Пророк  ответил: «Группы (собравшихся) для поминания Аллаха ﷻ» (ат-Тирмизи). А это уже прямое подтверждение резонности коллективного совершения зикра. Четвёртая – дуа (мольба).

 

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Вы просите Меня – и Я отвечу на ваши мольбы» (сура «Гафир», аят 60). Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Дуа – оружие верующего, опора религии и свет небес и земли» («Джами уль-ахадис»). Пятая – объединение.

 

В Коране сказано (смысл): «Крепко держитесь за вервь Аллаха ﷻ все вместе и не разделяйтесь» (сура «Алю Имран, аят 103). Шестая – подарки. Пророк ﷺ сказал: «Дарите подарки, поскольку это увеличивает любовь друг к другу» (Муслим).На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.  

 

Примечание

«Имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти Пророка ﷺ) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу Шафии»).

 

Ибну Таймия сказал: «…что касается возвеличивания мавлида и празднования этого дня, то некоторые люди делают это, и им будет огромное вознаграждение за благородное намерение и за возвеличивание Посланника Аллаха ﷻ» («Иктизау ас-сиратиль мустаким»). Ученики Ибн Таймии одобрительно отозвались о правителе Музаффаре, который первым масштабно и ежегодно проводил мавлид в честь Пророка ﷺ.

 

Ибн Касир (700–774 х.) в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых, славных правителей. Он подчёркивает такие его личностные качества, как храбрость, справедливость, образованность в вопросах религии. Каждый год в месяце Раби уль-Авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка ﷺ, то есть мавлид.

 

Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья написал книгу о мавлиде, которую назвал «Аттанвир филь мавлиди аль-башир ванназир», и вручил её Музаффару в качестве дара, за что тот вознаградил его тысячей динаров. Он (Музаффар) участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами, выкупал у них пленных мусульман, общее количество которых достигло 60 тысяч.

 

Его жена Рабиа Хатун бинт Айюб рассказывала, что Музаффар раздавал своё имущество бедным, а сам ходил в рубахе, которая стоила пять дирхамов, а выдал её замуж за него Саляхуддин (её брат). Каждый год на празднование мавлида он тратил 300 тысяч динаров, на обеспечение водой паломников в двух святынях (Мекка и Медина) – 30 тысяч динаров.

 

 Имам Захаби (673–748 х.) отмечает, что султан Музаффар любил раздавать милостыню, построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается празднуемого им мавлида, то его великолепие и масштаб сложно описать словами.

 

Далее Захаби в подробностях рассказывает про мавлид, говорит, что за книгу о нём Музаффар подарил Ибн Дихье тысячу динаров («Сияр»). Противники мавлидов часто ссылаются на учёных, чьи мнения мы сейчас привели. Но, как оказалось, они вовсе не являются противниками мавлидов и не считают их нововведением.

 

 Двойные стандарты

Ежегодно в университете Ибн Сауда в Эр-Рияде в годовщину смерти Ибн Абд ульВаххаба проходит торжественное мероприятие, на котором звучат речи, восхваляющие этого человека, вспоминаются его деяния. А разве это правильно? Вот что по данному факту говорит в одном из своих выступлений исламский богослов, доктор философии Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути: 

–  Я вам как-то говорил, что меня  пригласили на мероприятие именно те, кто отвергал мавлиды и считал это новшеством. Пригласили меня на собрание, приуроченное к годовщине рождения Мухаммада ибн Абд уль-Ваххаба, миллионы были потрачены на это мероприятие.

 

Но тому, кто  пригласил меня, я ответил: «Поистине, этот съезд является новшеством согласно вашим же словам, в связи с этим я не могу принять ваше приглашение». И это удивительно, почему собрание, посвящённое Пророку , является, по их меркам, новшеством, а съезд, посвящённый Мухаммаду ибн Абд уль-Ваххабу, считается хорошим поступком? Как так?

 

И что за шариатское правило (каида), установившее, что это – новшество, а то – не новшество? Дело ясное, мы им не запрещаем этого, но только по той причине, что знаем о дозволенности подобных мероприятий…

 

Заключение

У нас не было цели и умысла оскорбить или разоблачить кого-либо, важно только одно – прийти к общему согласию и пониманию сути вопроса. Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман, нельзя, это неправда. А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха ﷻ, не высказываться по этому поводу.

 

Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид.  Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу. В хадисе сказано: «Когда придёт время, в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа» (аль-Бухари).


АБДУЛЛА МАГОМЕДОВ

Комментарии (1)

  • 27.11.2018
    Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.