Сегодня: 23 октября 2024 года
поделиться

– Разрешается ли женщинам закалывать животных (корову, барана, курицу…)?

1. – Сосед построил свой дом так, что его окна выходят в мой двор. Я просил его так не делать (мы с супругой и дочерьми чувствуем себя стеснённо). Как можно разрешить подобную ситуацию? 2. – Имеет ли муж право запретить жене выходить на работу, если та до замужества работала по трудовому договору? 3. – Можно ли женщинам посещать кладбище? 4. – Разрешается ли женщинам закалывать животных (корову, барана, курицу…)? 5. – К какому виду деятельности, согласно Исламу, относится хиджама? И можно ли за неё брать деньги? 6. – Дозволено ли мужчине выщипывать волосы на лице? Сегодня их также удаляют нитками. Можно ли обращаться к девушке для этой процедуры?

1. – Сосед построил свой дом так, что его окна выходят в мой двор. Я просил его так не делать (мы с супругой и дочерьми чувствуем себя стеснённо). Как можно разрешить подобную ситуацию? 

– Имам ар-Рамли в книге «Нихаят уль-Мухтадж» сказал: «Разрешено хозяину недвижимости устанавливать в стене проёмы и окна, даже не с целью освещения, так как он вправе распоряжается своим имуществом. В этом вопросе нет разницы, выходят они на территорию соседа или нет, так как у соседа есть право избежать вреда, построив перед этим проёмом преграду (стену и т. д.), даже если этим он будет препятствовать освещению его дома или обзору (из проёма, окна).

 

Заключение:

Из вышесказанного ясно, что хозяин имеет право в своём доме оставлять проёмы, устанавливать окна, даже если они выходит во двор соседа. Однако другой сосед также имеет право на своей территории перед этим проёмом и окнами построить стену или преграду, даже если этим самым он закроет освещение или обзор. Учитывая, какие у нас имеются обязанности перед соседом, любую ситуацию необходимо решить компромиссом, проявляя взаимную уступчивость и уважение. 
 

 

2. – Имеет ли муж право запретить жене выходить на работу, если та до замужества работала по трудовому договору?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Если жена до замужества заключила трудовой договор (согласно которому она предоставляет определённые услуги), то муж не вправе запрещать жене работать согласно этому договору, и здесь в приоритете права работодателя. Однако жена не имеет права требовать у мужа обеспечения, пока она выходит на работу по данному договору».

 

Заключение:

Из вышесказанного ясно, что муж не имеет права запрещать жене выходить на дозволенную работу, если она до замужества трудилась на основе договора с работодателем.
 

 

3. – Можно ли женщинам посещать кладбище?

– Имам Зайну д-Дин аль-Малибари в книге «Фатх альМуин» пишет: «Мужчинам желательно посещать кладбище, но не женщинам. Им это нежелательно (карахат). Однако женщинам желательно посетить могилу Пророка ﷺ. Некоторые учёные (имамы Ибн Руфа, аль-Камули и другие) посчитали, что также желательно им посещать могилы остальных пророков, учёных и авлия (любимцев Аллаха ﷻ)».

 

Имам ад-Димьяти в книге «Ианат ат-талибин» пишет следующее: «В книге “Тухфат аль-Мухтадж” говорится: “Сказал аль-Азраи: “Если слова этих учёных являются правильными, то покойные родственники более достойны посещения из-за родственных уз, чем праведники”. По словам имама аль-Азраи очевидно, что он не согласен с мнением этих учёных.

 

Тем не менее, с этим решением согласились многие богословы и даже утверждали это». Имам Сулейман аль-Буджайрими в субкомментарии «Хашия аль-Буджайрими аля шарх манхадж ат-туллаб» пишет следующее: «Посещение кладбищ является нежелательным для всех, кроме мужчин. Есть мнение, что это запрещено в силу хадиса “Проклял Аллах ﷻ женщин, посещающих кладбища”.

 

Но этот хадис касается тех женщин, которые посещают кладбища для причитаний, плача и воплей на могилах. Также этот хадис касается тех, кому ходить туда было запрещено (например, если кладбище находилось за городом). Некоторые учёные разрешили женщинам ходить на кладбище при условии, что это не приведёт к искушению».

 

Также он пишет: «Согласно более верному мнению, могилы её родителей, братьев и остальных родственников не относятся к числу тех, кого желательно ей посещать, по той же причине (неспособность контролировать эмоции, плач, рыдания и т. д.), несмотря на то, что имам ибн Шухба не разделял это мнение. Нежелательность посещения ею могил родственников уместна, если только они не учёные, праведники или авлия (любимцы Аллаха ﷻ)».

 

Заключение:

Согласно более верному мнению, женщинам посещать кладбище нежелательно, за исключением кладбищ, где похоронены пророки, учёные, авлия (любимцы Аллаха ﷻ), посещение которых ими является желательным. Вся эта полемика (хиляф) касается посещений кладбищ в пределах населённого пункта. Посещение кладбища вне населённого пункта женщинами без мужа или махрама (близкого родственника) запретно. 

 

4. – Разрешается ли женщинам закалывать животных (корову, барана, курицу…)?

– Закалывающим может быть любой мусульманин или мусульманка, даже если они являются грешниками, а также женщина в состоянии менструального цикла, человек в состоянии ритуальной нечистоты (джунуб). Учёный мазхаба имама аш-Шафии Мухаммад Амин аль-Курди в книге «Танвир аль-Кулуб» пишет: «Наиболее достойными для закалывания является здравомыслящий мужчина-мусульманин, далее – здравомыслящая женщина-мусульманка…»
 

 

5.  – К какому виду деятельности, согласно Исламу, относится хиджама? И можно ли за неё брать деньги?

– Осуществление хиджамы (процедура кровопускания) является фарзом уль-кифаят, то есть коллективной обязанностью мусульман, выполнение которой некоторым количеством людей освобождает от неё остальных. Это такие обязанности, как медицинское обслуживание, строительство больниц, вынесение фетв, заупокойная молитва и т. д.

 

Имам аш-Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет: «К коллективным обязанностям относятся такие занятия и ремёсла, как торговля, швейное дело, хиджама и т. д.». Учёные-богословы шафиитского мазхаба о заработке посредством хиджамы говорят следующее. Имам аль-Харамайн в книге «Нихаят аль-Матлаб» пишет: «Заработок того, кто занимается кровопусканием, считается дозволенным. Если при острой нужде людей в хиджаме запретить получение прибыли с неё, то это приведёт к очень плохим последствиям».

 

Далее он пишет: «Несмотря на то, что зарабатывать, делая хиджаму, дозволено, не следует стремиться к этому, если имеется возможность приобрести средства другим способом». Имам Ибн Руфга в книге «Кифаят ан-Набих» пишет: «Нежелательными считаются те виды деятельности, в которых предполагается контакт с нечистотами, – хиджама, профессия забойщика, уборщика мест, где есть нечистоты». А вот согласно мазхабу имама Малика в этом вопросе нет даже нежелательности.

 

Учёный маликитского мазхаба Абу Валид аль-Баджи в книге «Аль-Мунтака шарх альМуватта» пишет следующее: «Что касается платы за кровопускание, то она дозволена». Заключение: Согласно мазхабу имама аш-Шафии хиджама является фарзом уль-кифая (коллективной обязанностью). Тем не менее, зарабатывать хиджамой нежелательно. Причина нежелательности в том, что человек контактирует с нечистотами, в данном случае – с кровью. Согласно мазхабу имама Малика в таком заработке нет нежелательности.
 

 

6. – Дозволено ли мужчине выщипывать волосы на лице? Сегодня их также удаляют нитками. Можно ли обращаться к девушке для этой процедуры?

– Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат уль-Мухтадж» пишет, что мужчине нежелательно (карахат) брить и выщипывать бороду и брови. Обращаться к женщинам для выполнения такой процедуры или стрижки волос, а также для других косметологических процедур запрещено.

 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ.

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).