Запрещённые действия для вступившего в хадж

1. Надеть сшитую одежду (мужчинам). 2. Покрыть голову (мужчинам). 3. Закрыть лицо и руки до кистей для женщин. 4. Удалять волосы на теле. 5. Умащивать волосы головы или бороды. 6. Подстригать ногти. 7. Пользоваться благовониями (надушить тело или одежду). 8. Убивать земную дичь. 9. Рубить или ломать деревья, растения на землях Харама. 10. Вступать в брак. 11. Супружеская близость. 12. Действия, предшествующие супружеской близости.

статья опубликована в номере: 14 (555) / от 15 июля 2018 (Зуль-Каада 1439 г.)
440

Совершением этих действий хадж не нарушается, за исключением супружеской близости. Супружеская близость нарушает хадж и облагается штрафом (каффарат).

 

Первый запрет – надевание и ношение сшитой одежды мужчинами

 

1. Мужчине запрещается (харам) надевать всякую сшитую одежду, облегающую тело или отдельные его части, со времени вступления в хадж и пока не освободится от него. Женщине разрешается носить всякую одежду, кроме перчаток. Надевать перчатки греховно как женщинам, так и мужчинам.

 

2. Надевать на голову шапку, тюбетейку, чалму, шляпу, платок или же покрывать её чем-либо.

 

3. Запрещается надевать рубашку, брюки, трусы, майку, костюм, пальто, перчатки, носки, чулки, плащ, халат, накидку – всё, что сделано под форму или части тела, будь то сшитое, вязаное, склеенное или из войлока. Разрешается обворачиваться в ихрам (два куска ткани).

 

Ихрам, надеваемый выше пояса, называется рида, а то, что надевается ниже пояса, – изар. Изар можно связать за оба конца узелками или обтянуть чем-нибудь. Можно завязать узел на ремне, верёвке над изаром. Можно закрепить изар, пропустив над ним ремень или пояс. Однако нельзя завязать рида концами друг к другу.

 

Нельзя его закрепить булавками, а также пришивать пуговицы. Нельзя закрепить рида, проделав отверстия и пропустив через них верёвку. Нельзя его закреплять и шпильками, то есть всё это греховно. Закрепление рида этими способами, по мазхабам трёх имамов, облагается штрафом.

 

А по мазхабу Абу Ханифы не облагается. Можно оба конца рида засунуть под изар. Можно обвернуться простыней, одеялом или покрывалами, окаймлёнными швом. Можно также укрываться одеялом или другой сшитой одеждой (халат, плащ и т. д.), если при этом голова не покрывается. Но если одежда, накинутая во время сна, остаётся на нём после пробуждения, то паломник обязан скинуть с себя, ибо она заменяет одежду. Запрещается также всякая обувь, закрывающая щиколотки, пятки и пальцы ног.

 

Можно носить любые тапочки, если выставлены пятки и пальцы. Если выставлены все пальцы, но закрыты пятки, или выставлены пятки, но закрыты пальцы, то можно. Разрешается надевать все виды тапочек, если полностью не закрывают пятки и пальцы ног, при отсутствии других тапочек. Женщина может носить всякую обувь и носки.

 

Штраф за ношение запрещённой одежды

 

Если паломник наденет запрещённую одежду, то он облагается выборочным штрафом. То есть паломник сам выбирает, какой штраф ему заплатить, – совершить жертвоприношение (овца) с последующей раздачей бедным Харама, держать трёхдневный пост, где ему удобно, или раздать три саха (мера сыпучих веществ) шести беднякам по полсаха.

 

Для выплаты штрафа читается намерение: «Я намереваюсь выплатить штраф за своё нарушение (или покормить бедных, живущих на земле Харама или пришедших извне)». Чтобы подвергнуться штрафу, одежда должна быть надета, а также нужно понимать, что это харам, то есть делать сознательно. Штраф не нужно платить, если надели одежду по незнанию, забывчивости или насильно.

 

Незнание является оправданием для новообращённых мусульман (недавно принявших Ислам), или живущих (росших) вдали от алимов, или для тех, кто по данному вопросу не знает ответа и его трудно найти. Не имеющий таких причин подвергается штрафу за ношение одежды. По мазхабу имама аш-Шафии, уже сам процесс надевания является нарушением. Поэтому даже минутное ношение одежды является нарушением. По мазхабу имама Абу Ханифы, если не носить одежду целый день, то штраф не налагается. 

 

Второй запрет – покрывание головы мужчинам

 

Мужчине, вступившему в хадж до его завершения, запрещается покрывать даже малую часть головы. К ней относится место за верхней частью ушной раковины (кожа без волосяного покрова), это место нельзя закрывать. Не запрещается закрывать область мочек ушей. Однозначно запрещается закрывать волосы и кожу головы. Закрыть ихрамом волосы, выступающие за пределами головы, можно, это не подвергается штрафу. Но если на голову или бороду надеть капюшон, то это является нарушением и подвергается штрафу. По мазхабу имама Шафии, закрывать лицо не запрещается, а по Абу Ханифы – запрещено. Запрещается покрывать голову всем, что считается завесой: шапкой, тюбетейкой, повязкой, платком, шляпой, материей, полотенцем, платком, шарфом, перчатками и т. д. Допускается держать над головой что-нибудь, не касаясь её, к при
меру укрыться под зонтиком. Если по уважительной причине, из-за сильной жары, холода или для лечения покрыть голову, то можно, хотя подвергается штрафу, однако не греховно.
 
Штраф за покрытие головы Если покрыть голову по забывчивости, незнанию или насильно, то штраф не налагается. Штрафу не подвергается и неразумный (маленький) ребёнок. Если же разумный ребёнок сознательно (зная, что запрещено) покроет голову, то он подвергается штрафу. Штраф здесь тоже выборочный – как за надевание запрещённой одежды.

 

Третий запрет – закрытие лица и рук женщины

 

Женщине нельзя закрывать даже часть лица. На руки нельзя надевать перчатки (резиновые, шерстяные – не имеет значения). Женщина имеет право прикрыть руки рукавами или обернуть их материей. Женщине нельзя закрывать лицо тем, что является завесой, – платком, куском ткани, полотенцем, газетой, дощечкой и 
т. д.

 

Если при покрытии головы закроется небольшая часть лица, то от этого не будет вреда. Ибо если только совершением одного дела исполняется другое необходимое дело, то его нужно совершать. По мазхабу Абу Ханифы, носить перчатки не греховно. Женщинам не нужно скрывать лицо от посторонних мужчин, однако мужчинам запрещено смотреть на лица посторонних женщин.

 

Женщине разрешается надевать одежду из шёлка и носить украшения из золота, серебра и других материалов. Но показывать свою красоту чужим мужчинам женщине запрещается, это будет препятствовать принятию её хаджа.

 

Штраф за закрытие женщинами лица рук

Если женщина закроет лицо по незнанию или забысчивости, то штраф не налагается. Штраф за нарушение этого запрета такой же выборочный, как и за надевание запрещённой одежды.

 

Четвёртый запрет – удаление волос на теле

 

Со времени вступления в хадж и умра и до освобождения от них мужчинам и женщинам запрещается удалять волосы на теле (с головы, лица, из-под мышек, с  интимных мест, ноздрей). По мазхабу имама Шафии, запрещается брить, стричь, выдёргивать, сжигать даже один волос или его часть. По мазхабам остальных трёх имамов, штраф налагается за удаление целого волоса, а не за его часть. По уважительной причине (из-за раны на голове, сильной жары или вшивости) удалять волосы можно, но за это следует штраф.

 


Штраф за удаление волос на теле Мужчины, женщины и дети сознательного возраста за удаление трёх волос на теле, знали они о запрете или нет, или сделали это по забывчивости, подвергаются полному штрафу. Несознательные дети или неразумные взрослые за нарушение этого запрета не подвергаются штрафу.

 

Если волос с бровей мешает глазу видеть, тем самым причиняя беспокойство, то можно его удалить, за это не будет греха и человек не подвергается штрафу. По мазхабу имама аш-Шафии, за удаление одного волоса надо выплатить один мудд (700 г), за два – два мудда, а за удаление трёх волос – полный штраф.

 

По мазхабу Абу Ханифы, если обрить четверть головы или бороды, то – полный штраф, если меньше этого, то штраф не накладывается, но нужно раздать садака. Штраф за удаление волос тоже выборочный, такой же, как за ношение запрещённой одежды. Если в разное время в разных местах удалять по одному волосу, то, по мазхабу имама аш-Шафии, за каждый удалённый волос налагается штраф по одному мудду. Если на одном месте удалить один волос с головы, другой – из бороды, и третий – с другой части тела, то налагается полный штраф. Если по уважительной причине, или из-за незнания, или по забывчивости удалить волосы, то штраф полагается, но это не грех. За удаление волос без уважительной причины полагается штраф, и это грех.


Мытьё головы и купание после вступления в обряды хаджа и умра

Вступивший в обряды хаджа имеет право мыть голову и купаться, а также пользоваться неароматным мылом или порошком. Но лучше не пользоваться ими, ибо сказано, что паломнику предпочтительнее находиться в хадже с запыленной головой, отказавшись от мирской красоты. Разрешается почесать голову ногтями так, чтобы не сорвать волос. Но лучше всего не делать этого.

 

Если так будет сорван волос с головы, бороды или с тела, то налагается штраф. Если упадёт один волос, штраф – один мудд, два волоса – два мудда, три волоса – полный штраф. Если с головы упадёт волос и человек потом будет сомневаться, сам он упал или в результате чесания сорвался, то штраф не налагается. Запрещается мужчинам и женщинам расчёсывать волосы.

 

Некоторые перед вступлением в хадж сбривают волосы с тела – этого делать нет необходимости. Имам Абу Ханифа говорит, что если побрить голову или постричь ногти, не зная, что это запрещено, то за это штраф не налагается. Также он говорит, что при купании нельзя пользоваться никаким мылом и порошками, и то, что вступившему в хадж запрещается брить голову или стричь волосы тех, кто не является паломником.

 

Пятый запрет – подстригание ногтей

Запрещается подстригать на руках или ногах даже один ноготь или его часть как мужчинам, так и женщинам. Если же ноготь сломан, то его можно удалить, и штраф не налагается. Но вместе со сломанным ногтём нельзя удалять ничего из здорового ногтя. Если сломанный ноготь возможно удалить только удалением здоровой части, то можно его резать, это не подвергается штрафу. 

 

Запрещённые действия для вступившего в хадж Штраф за подстригание ногтей Со вступлением в хадж, до выхода из него, если мужчина или женщина – зная, по забывчивости или нет, – состригут ноготь, на руках или ногах, то накладывается штраф. Если удалить один ноготь или его часть, то штраф – один мудд, если два – два мудда, а если удалить три – то полный штраф.  

 

По мазхабу Абу Ханифы, если подстричь ногти одной руки или одной ноги, то накладывается полный штраф, а если меньше этого – то садака, то есть надо раздать один сах любого продукта или полсаха пшеницы. Также решение этого мазхаба – если паломник не знал или забыл о запрете удаления ногтя (или волос), то штраф не полагается.

 

Шестой запрет – умащение волос головы или лица

Запрещается умащать волосы головы или лица мужчинам и женщинам, вступившим в обряды хаджа и умра. Нельзя смазывать никаким маслом, будь то курдючное, жировое, сливочное, растительное, ореховое, облепиховое, льняное и т. д., волосы или даже половину волоса. Не запрещается наносить масло на другие волосы, кроме волос головы и лица. Лысый человек может помазать голову.

 

Тот, у кого не растёт борода, может помазать подбородок маслом. Если тот, кто побрил голову или бороду, помажет маслом эти места, то впадёт в грех и должен будет выплатить штраф. Если имеется рана на голове и её (не касаясь волос) смазать маслом, то это дозволено и не подвергается штрафу. Если на лице, кроме носа, лба и щёк, масло коснётся волос (усы, веки, борода, брови), то это греховно и подвергается штрафу.

 

Многие паломники, когда едят жирное мясо или что-либо другое, забывают и дотрагиваются им до усов и волос на подбородке. Если, зная о запрете, умаслить усы или волосы под нижней губой, то надо выплатить штраф, а если это произошло по незнанию или забывчивости, то человек не впадает в грех и штраф платить не надо. Если же масло имеет приятный запах, то его нельзя не только на волосы лица и головы мазать, но и на другие части тела. Имам Абу Ханифа говорит, что наносить на любую часть тела масло кунжута запрещается.

 

Седьмой запрет – на использование благовоний

 

С момента вступления в хадж и до выхода из него мужчинам и женщинам запрещается пользоваться благовониями и наносить их на одежду и тело. По мазхабу имама аш-Шафии, запрещается извлекать запахи сжиганием палочек и применять ароматные специи в приготовлении еды, наносить благовония на одежду, тело и постель. Запрещёнными к использованию благовониями являются: миск, анбар, все одеколоны и духи, душистые мыла и порошки, шампуни, масло розы, жасмина, фаллу, нарцисса, имбиря, шафрана и т. п.

 

Если в сухом состоянии нет аромата, но при окроплении водой он появляется, то это запретно использовать, запрещаются также масла, соки, воды, получаемые из всех ароматных цветов. Если при смешивании с другими веществами аромат, цвет, вкус и запах масел и вод пропал, то их можно использовать в пищу и в других целях. По мазхабу имама аш-Шафии, нельзя нюхать цветы, по мазхабам остальных имамов – можно.

 

Вдыхать благовония (миск, имбирь, одеколон, духи, мыло и т. п.), по мнению трёх имамов, нежелательно, а по мазхабу имама Ахмада – запрещается. Необходимо об этом помнить. Если мы имеем цель употреблять в пищу, для вкуса, в лечебных целях, то ароматные продукты, фрукты и цитрусовые не запрещены и штраф не налагается. Каждый вид благовоний имеет свой способ использования, они делятся на четыре группы:

 

1. Те, что используются путём сжигания. Жечь это благовоние и направлять его дым на одежду и тело паломника запрещено. Носить с собой, не сжигая, не запрещается.

2. Те, что используют, нанося на тело или одежду, то есть те, которые испаряются при нанесении, к примеру одеколон. Носить с собой и нюхать не запрещается, но наносить их на одежду или тело запрещено.

3. Те, которые нюхают, можно носить с собой, класть на одежду, но нюхать запрещается.

4. Те, что носят с собой и используют, намазав на тело. Например, миск. Запрещается носить с собой или держать в одежде (в кармане). Но можно носить в закрытой посуде (бутылке). Если от него исходит аромат даже не сильно, то запрещается носить в одежде или с собой.

 

Можно посетить и находиться в магазине, где продаются благовония, или в комнате, где сжигают их, если дым не доходит до одежды и тела. Если при посещении магазина или комнаты, где сжигают благовония, одежда паломника будет пропитана запахом, то это не вредит. Посещение этих мест с целью надышаться благовониями порицается. Запрещается использовать душистые мыла, зубную пасту, порошки.

 

Порицается сесть или спать на постели, пропитанной благовониями. Можно использовать при стирке или купании обычное недушистое хозяйственное мыло, порошки, однако необходимо убедиться в отсутствии аромата у этих моющих средств.

 

Штраф за использование запретного благовония

Если мужчина и женщина во время хаджа, до его завершения, зная о запретности, умышленно наносят на одежду или тело благовония, то они попадают под штраф, и необходимо как можно скорее избавиться от запаха.

 

Отложить удаление запаха греховно, но штраф за это повторно не накладывается. Размер штрафа такой же, как и за ношение запрещённой одежды. Ребёнок, не достигший сознательного возраста, за нанесение благовоний на одежду или тело штрафу не подвергается.

 

Восьмой запрет – охота и убийство дичи

 

Вступившему в хадж запрещено охотиться или убивать любую съедобную наземную дичь, независимо от того, находится она на земле Харама или вне её. Также запрещено дичь ловить, гонять или ранить. Морских животных (например, рыб) ловить и убивать не запрещается. Дичь на земле Харама убивать запрещено и паломнику, и не паломнику.

 

Штраф за убийство дичи

За убийство запрещённой дичи, зная и не зная, умышленно и по забывчивости, мужчина или женщина подвергаются штрафу. За убийство дичи штраф – равноценное домашнее животное. К примеру, за убийство оленя штраф – коза, зайца – ягнёнок и т. д. Если нет похожей на убитую дичь, то два здравомыслящих, умных и справедливых человека могут принять решение по штрафу (то есть какое животное надо жертвовать). Это животное режут, а мясо раздают беднякам Харама. Можно оценить это домашнее животное и за данную сумму приобрести мудды продуктов и раздать их беднякам Харама, или по количеству этих муддов поститься, за каждый мудд – по одному дню поста. У животных, на которых запрещено охотиться, запретно забирать и есть яйца. Если, не зная или по забывчивости убить дичь, то в этом нет греха, но подлежит штрафу.

 

Девятый запрет – рубка деревьев или растительности на земле

 

Харама На земле Харама запрещается рубить, ломать, выкорчёвывать с корнями деревья. Запрещается также косить, ломать, выдёргивать траву (растительность). Это запрещено и паломникам, и не паломникам, и мужчинам, и женщинам. Запрещается также причинять вред деревьям, как посаженным, так и дикорастущим. Собирать фрукты или срывать листья можно, но не ломая веток. Из растительности можно срывать возделываемые культуры: пшеницу, рис, ячмень. Можно также срывать съедобные травы. Остальные травы (дикорастущие) или деревья рубить, косить или срывать запрещается. Штраф за рубку деревьев или растительности Если срубить, вырвать или сломать большое дерево Харама, то надо будет зарезать скотину (бычка, тёлку), которой больше года, и раздать мясо беднякам Харама. Если срубить деревце, равное одной седьмой части большого дерева, то нужно зарезать овцу. Если срубить меньше этого, то на стоимость срезанного приобретаются мудды и раздаются беднякам или же по числу каждого мудда постятся. Если срубить меньше большого дерева и больше его одной седьмой части, то по размеру срубленного добавляются жертвенные овцы. Штраф за охоту и рубку является выборочным. Можно зарезать животное и раздать мясо беднякам, или в размере стоимости раздать мудды, или за каждый мудд – один день поста с намерением на каффарат.

 

Десятый запрет – бракосочетание

 

После вступления в хадж запрещается паломникам жениться и выходить замуж, а опекуну выдавать замуж ту, которая вступила в обряды хаджа. Запретно также паломникам заключать никях. Порицательно также во время хаджа свататься. По мазхабу Абу Ханифы, можно жениться, и опекуну можно выдать замуж подопечную. По мазхабам трёх имамов, всё это запрещено, и никях их будет недействителен.

 

Одиннадцатый запрет – половая близость

 

Мужчине и женщине, находящимся в хадже, запрещено заниматься любовью до его окончания. Только после совершения всех этих действий хадж завершается и близость между супругами дозволяется. Штраф за совершение половой близости Первая стадия хаджа – это совершение двух действий из трёх: бросание камушков в день Курбан-байрама; сбривание волос; обязательный таваф-ифаза (обход Каабы).

 

Если до завершения первой стадии хаджа совершить запрещённую близость с женой, то он нарушается. Но даже тогда необходимо исправно завершить все оставшиеся ритуалы хаджа. После завершения первой стадии, к примеру после бросания камней и бритья головы, но до совершения обязательного тавафа, если сблизиться с женой, то хадж не нарушается, но налагается штраф, и это греховно.

 

Сорванный хадж нужно незамедлительно возместить в следующем же году (любыми путями). И для этого надо использовать все возможности поиска средств, вплоть до попрошайничества. Сверх того, что хадж срывается, необходимо зарезать ещё и верблюда (мясо которого раздаётся беднякам Харама). Если верблюда нет, то нужно резать крупное рогатое животное.

 

Если после завершения первой стадии хаджа сблизиться с женой, то налагается выборочный штраф – резать овцу и раздать мясо беднякам, поститься три дня или шестерым беднякам Харама раздать по полсаха. Нарушение хаджа, штраф и грех будет как тому, кто совершил близость, так и той, с которой совершил. Сколько раз произойдёт близость, столько же раз повторяется штраф.

 

Если супруги, находящиеся в хадже, совершат половую близость, то штраф налагается на мужа, но если двое находящихся в хадже совершат прелюбодеяние (зина), то они оба подвергаются полному штрафу. Если, не зная о запрете, во время хаджа совершат близость, то и хадж не нарушается, и штраф не накладывается. А если насильно сблизиться с женой, то её хадж не нарушается, и штраф она не обязана платить.

 

Но если жена, зная о всех запретах на близость во время хаджа, допустит это, то её хадж нарушается, и его необходимо возместить. И муж не имеет права запретить ей возмещать хадж, более того, он должен обеспечить её расходы. Если по болезни жена не будет способна совершить возмещающий хадж, то муж должен нанять (за свои средства) человека, который совершит за неё хадж.

 

Если муж и жена вместе будут возмещать хадж, то им желательно не уединяться до его завершения. Ему нельзя даже смотреть на жену, если есть риск соблазна. Всё, что касается штрафов и наказания за близость для совершающего обязательный хадж, касается и того, кто совершает суннатхадж. Жена подвергается возмещению хаджа, но не подвергается штрафу.

 

По мазхабу Абу Ханифы, если до стояния в долине Арафа сблизиться с женой, то хадж нарушается и штраф нужно выплатить (овцу), а по мазхабу имама аш-Шафии, штрафом является зарезать верблюда; если не в состоянии, то – корову. А если нет коровы, то режут семь овец; если и их не в силах найти, то по цене верблюда приобретаются мудды и раздаются беднякам Харама. Если не в состоянии, то обязан выплатить штраф за каждый мудд – по одному дню поста.

 

Двенадцатый запрет – совершение предпосылок к половой близости

 

Вступившим в хадж мужчине и женщине запрещаются получение и других удовольствий, помимо близости. Это поцелуи, объятия, ласки или прикасание со страстью к любой части тела.

 

Совершать это запрещается даже через завесу и даже если не произойдёт семяизвержения. Наряду с запретом, если без завесы возбудиться и совершать какие-либо действия (кроме близости), то штраф накладывается. Поэтому совершающий хадж с женой должен проявлять осторожность во всех местах. Мужчина впадёт в грех и обязан выплатить штраф, если, возбуждаясь, дотронется до любой части тела женщины, пусть и без семяизвержения.

 

Запрещается также с возбуждением смотреть на женщину (даже на жену). Но если при этом произойдёт семяизвержение, то штрафу не подвергается. Запрещается также вызывать семяизвержение рукой жены. Если это произойдёт, накладывается штраф. Мужу, находящемуся в хадже, нельзя обнимать жену. Жене также (в хадже) запрещается допускать к себе возбуждённого мужа. Как муж, так и жена подвергаются штрафу за нарушение запрета. Штраф за совершение предпосылок к половой близости является выборочным, подобно штрафу за запрет ношения сшитой одежды.

 

Вынужденный выход из хаджа

 

Если после вступления в хадж паломнику запретят его совершать (враг или другие причины), то он может выйти из хаджа, то есть освободиться от него.

 

Для того чтобы освободиться от хаджа, нужно в том месте, где ему запретили его совершать, зарезать овцу с намерением выйти из хаджа и раздать мясо там же беднякам. Если нет овцы, то за её стоимость приобретают мудды пшеницы и раздают беднякам данной местности. Если и это невозможно, то по числу каждого мудда необходимо соблюсти пост.

 

При заклании овцы нужно читать намерение о выходе из хаджа и обрить голову. Только после этого паломнику дозволяется всё, что было запрещено с вступлением в хадж. Важно помнить. Некоторые состоятельные люди могут решить, что, выплачивая штрафы, они могут совершать запрещённые действия. Имам ан-Навави говорит, что это мерзкое невежество и большая глупость.

 

Потому что за совершение без причины запрещённых действий не только полагается штраф, но человек и ввергается в грех. Выплата штрафа от греха не спасает. Желаем всем нашим братьям и сёстрам терпения, крепкой веры, помощи Всевышнего для исполнения всех требований, чтобы с принятым хаджем вы благополучно вернулись к себе на родину!

 

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛ АДИЛЬ ИБРАГИМОВ 

Также в рубрике

Закят разговения (аль-фитр)

Обязательная милостыня по окончании поста месяца Рамадан Закят разговения является особенностью общины

Коллективный (джамаат) намаз

Религия Ислам придаёт большое значение совершению намаза в коллективе (джамаатом). Кроме того, что это

Причины, по которым дозволено прервать намаз

Прерывание любого обязательного поклонения, после того как человек вступил в него, без уважительной причины

Обязательные составляющие хаджа

После окончания месяца поста наступает сезон хаджа. Начиная с первого дня Шавваля уже можно вступить в хадж,