29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Может ли сглаз причинить вред человеку?

1. Правда ли, что тому, у кого есть пропущенные намазы, нельзя совершать суннат-ратибаты? 2. Может ли сглаз причинить вред человеку? 3. Желателен ли пост в первый день месяца Раджаб и последующие дни? 4. Разрешён ли плазмолифтинг в Шариате? 5. Каково шариатское решение насчёт женитьбы на мусульманке, которая уже имела интимную близость вне закона (согрешила), если женишься с целью, чтобы она соблюдала Ислам?

1. Правда ли, что тому, у кого есть пропущенные намазы, нельзя совершать суннат-ратибаты?

В своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» ибн Хаджар альХайтами сказал: «Обязательно в срочном порядке возмещать намазы, пропущенные без уважительной причины (по лени и т.д.)». «...Желательно (суннат) соблюдать последовательность в возмещаемых намазах, пропущенных по уважительной причине (например, из-за сна, по забывчивости и т.д., а также в намазах, пропущенных без уважительной причины, т.е. сначала возместить, например, утренний намаз, а потом обеденный и т.д.).

 

Желательно также при возмещении намазов, пропущенных по уважительной причине, совершать их раньше своевременных, если нет боязни пропустить время своевременной молитвы. Такое опережение желательно, даже если есть риск этим опережением пропустить своевременный коллективный намаз».

 

«Обязательным является сначала возмещать намазы, пропущенные без уважительной причины, а потом пропущенные по уважительной причине... Обязательно также при возмещении намазов, пропущенных без уважительной причины, опережать ими своевременный намаз в том случае, если остаётся время для совершения полноценной своевременной молитвы. Тому, кто должен возместить намазы, пропущенные без уважительной причины, не разрешается тратить своё свободное время ни на что, кроме как на возмещение этих намазов. Не разрешается тратить время даже на желательные действия». [См. «Тухфат аль-Мухтаж», том 1, стр. 440]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Человек должен тратить всё своё свободное время на возмещение обязательных намазов, пропущенных по неуважительной причине. Исключением является время на необходимые вещи, например на сон, необходимый заработок для себя и для тех, кого он должен обеспечивать.

• Не возместив такие намазы, не разрешается совершать любые желательные богослужения, даже суннат-намазы, в том числе ратибаты, т.е. вместо этих суннат-намазов нужно возмещать обязательные намазы, пропущенные без уважительной причины.

• Если же обязательные намазы были пропущены по уважительной причине, например из-за сна, по забывчивости и т.д., то их необязательно возмещать в срочном порядке, а желательно, а значит, совершать желательное богослужение, в том числе суннат-намазы, и тратить свободное время на что-то другое тоже разрешается.
 

 


2. Может ли сглаз причинить вред человеку?

Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахих Муслим», стр. 344, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Сглаз – это истина”» (2187). «Учёные говорят, что вред сглаза, а порой и гибель человека – это фактически действие Аллаха ﷻ. Аллах ﷻ установил как бы правило, что Он сотворяет вред сглаза, когда один человек (который способен сглазить) смотрит на другого».


3. Желателен ли пост в первый день месяца Раджаб и последующие дни?

Раджаб – месяц милости и прощения. Будучи одним из месяцев, предшествующих Рамадану, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением и соблюдать пост. Что касается поста в месяце Раджаб, имам ан-Навави в своей книге «Шарх Сахих Аль-Муслим» пишет: «О соблюдении поста в месяц Раджаб не установлено запрета или желательности соблюдать именно его. Однако в основе своей пост как таковой желателен».

 

Далее имам ан-Навави пишет следующее: «В «Сунан Абу Давуда» приводится, что Посланник Аллаха ﷺ побуждал соблюдать пост в запретные месяцы, а месяц Раджаб является одним из них». [См.: «Шарх Сахих Аль-Муслим», том 8, стр. 39]

 

По этому же поводу Имам Хатыб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтаж» пишет следующее: «Лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы, а наидостойнейшим из них является месяц Мухаррам, поскольку в хадисе, который приводит имам Муслим, сказано: «Лучший пост после Рамадана – пост в запретный месяц Аллаха ﷻ Мухаррам», затем пост в Раджаб, и это мнение принято, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что именно Раджаб является лучшим из запретных месяцев (после Мухаррама)». [См.: «Мугни аль-Мухтаж» том 3, стр. 344]

 

Что касается особых предписаний относительно поста в Раджаб, то Ибн Умар , Ибн Аббас , Анас , Саид ибн Джубайр رضي الله عنه считали желательным пропускать несколько дней (мотивируя это неуподоблением его Рамадану, поститься в который необходимо во все его дни без исключения). «Имам Ахмад говорил: “Пропустите пост из Раджаба один или два дня”». Это указывает на то, что имам Ахмад с

 

читал предпочтительным соблюдение поста в месяц Раджаб. Что же касается того, что пост в месяце Раджаб является нововведением, то относительно этого Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Фатх аль-Мубин» (шарх на сборник хадисов имама ан-Навави «Аль-Арба ун») пишет следующее: «Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так, наоборот, пост в месяц Раджаб является превосходной хорошей сунной (желательным деянием), как я и объяснил, и изложил это в “Аль-Фатава аль-Кубра”». [См. «Фатх аль-Мубин», стр. 226, № 5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сказать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием, за которое человек получает большое вознаграждение, ибо авторитетные учёные шафиитского мазхаба опровергают мнение, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.
 


4. Разрешён ли плазмолифтинг в Шариате?

Плазмолифтинг – инновационная лечебно-омолаживающая процедура, предполагающая подкожное введение обогащённой тромбоцитами плазмы собственной крови пациента. Подобная процедура направлена не только на лечение, но и на регенерацию и рост молодой ткани.

 

Наибольшее распространение плазмолифтинг получил в области косметологии для разглаживания и устранения мелких морщин. Плазмолифтинг также применяется в трихологии для борьбы с выпадением волос и облысением. Его также применяют в стоматологии для ускорения приживления зубных имплантатов и для лечения гинекологических заболеваний. В Исламе к подобной процедуре неоднозначное отношение ввиду того, что для инъекции используют жидкость, полученную из крови, а кровь по Исламу относится к нечистотам.

 

Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтаж» (том 1, с. 248) сказал: «Сама нечистота (например, кровь) не очищается мытьём. Также нечистота (нажаса) не очищается превращением во что-то другое, как, например, не очищается мертвечина, попав в место, где производят соль, и превратившись в неё, или как не очищается сгоревшая мертвечина, превратившись в пепел». Ибн Хажар аль Хайтами в своей книге «Тухфат альМухтаж» (том 9, с. 170) сказал: «Разрешается использовать лекарства, в состав которых входят алкогольные напитки, точно так же, как разрешается использовать любые другие виды нечистоты даже в чистом виде при наличии следующих условий:

 

1) если человек сам знает, что это принесёт пользу, или если это подтвердит один врач, который соблюдает нормы Шариата;

2) если нет другого лекарства, в состав которого не входит нечистота».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• При плазмолифтинге используется кровь, которая является нечистотой, а значит, использовать её разрешается только при соблюдении следующих условий:

1) если её применяют для лечения;

2) если её польза для лечения подтверждена знаниями врача, соблюдающего нормы Шариата, или самого человека, который ее использует;

3) если нет другого заменителя, в составе которого нет нечистоты.

 

• Соблюдая вышеперечисленные условия, разрешается прибегать к процедуре плазмолифтинга для лечения заболеваний, а также для ускорения процесса лечения.

 

• Прибегать к процедуре плазмолифтинга в косметологии  в целях омоложения кожи запрещено, так как для этого нет соответствующих условий, дозволяющих использование нечистоты.
 

5. Каково шариатское решение насчёт женитьбы на мусульманке, которая уже имела интимную близость вне закона (согрешила), если женишься с целью, чтобы она соблюдала Ислам?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, ибн Хаджар аль-Хайтами, в своей книге «Тухфатуль Мухтадж», том 7, стр. 189, сказал: «Желательно (суннат) жениться на соблюдающей нормы Шариата в такой форме, что она достигнет уровня адалята (несовершение больших грехов и непостоянство в маленьких грехах), не только остерегаясь прелюбодеяния (но и других грехов). Желательно также жениться на девственнице».

 

При выборе жены желательно искать набожную девушку, целомудренную. Если девушка до замужества совершила прелюбодеяние, но искренне раскаялась в этом и больше не возвращается к этому греху, то на такой девушке жениться разрешено, и в этом нет нежелательности. Но всё же предпочтительнее жениться на девственнице, так как это сунна.