Чудесное переселение и вознесение Пророка ﷺ

Уважаемые читатели! В прошлом номере газеты мы коротко рассказали о священном месяце Раджаб и о том, как лучше его провести. Исра – путешествие Пророка ﷺ из мекканской мечети «Аль-Харам» в мечеть «Аль-Акса» в Аль-Кудсе (Иерусалим). Мирадж – последовавшее за этим вознесение Посланника ﷺ на небо и достижение того места, о котором нет знания ни у ангелов, ни у джиннов, ни у людей.

статья опубликована в номере: 7 (548) / от 01 апреля 2018 (Джумад уль-Ахир 1439 г.)
254

Каждый из нас знает или же слышал о чудесном переселении (Исра) и вознесении (Мирадж) Пророка ﷺ, совершить которое не было даровано ни одному из творений Всевышнего. В данной статье, исходя из достоверных источников, будет рассказано, как и каким образом это происходило. Итак, Исра – путешествие Пророка ﷺ из мекканской мечети «Аль-Харам» в мечеть «Аль-Акса» в Аль-Кудсе (Иерусалим).

 

Мирадж – последовавшее за этим вознесение Посланника ﷺ на небо и достижение того места, о котором нет знания ни у ангелов, ни у джиннов, ни у людей. Ибн Сад говорит, что это произошло за 18 месяцев до хиджры (переселения). Перенесение и вознесение Пророк ﷺ совершил телом и душой. Поэтому Исра валь-Мирадж является одним из удивительнейших чудес, которыми Аллах ﷻ почтил Своего Любимца ﷺ.

 

В Священном Коране сказано (смысл): «Слава Тому, Кто перенёс ночью раба Своего из мечети Запретной («Масжиду Аль-Харам») Мекки в мечеть «Аль-Акса» в Иерусалиме, окрестности которой благословили разными плодами и реками, для того чтобы показать ему Нашу удивительную мощь. Воистину, Всеслышащий Он, Всевидящий» (сура «Исра», аят 1). Перенесение в Иерусалим и вознесение являются великим чудом, которое даровал Пророку ﷺ Аллах ﷻ. Это произошло после того, как Пророк ﷺ в течение десяти лет проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ получал только насмешки и унижение.

 

История вознесения

В Ночь вознесения – Аль-Исра вальМирадж – Пророк Мухаммад ﷺ спал возле почтенной Каабы, в месте, называемом «Хиджру Исмаил». По одной из версий, к Пророку ﷺ пришли три ангела: Джабраил, Микаил и Исрафил عليه السلام. Они забрали Пророка ﷺ так, что спящие рядом не узнали об этом. Джабраил عليه السلام с Пророком ﷺ пришли к источнику Замзам.

 

Там ангел рассек ему грудь – без боли и крови, после чего вытащил сердце и, промыв его три раза, наполнил его мудростью и верой, а также поставил на нём печать пророчества. Затем сердце было возвращено на место – и стало оно биться как прежде. Потом подвели к нему животное под названием «Бурак». Муслим приводит от Анаса ибн Малика  хадис об этом: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, на которую падал взор.

 

Я ехал на нём, пока не достиг Байт уль-Мукаддаса. По пути мы останавливались в Медине, где я совершил намаз в два ракаата. Также мы остановились в местности Мадян возле дерева пророка Мусы عليه السلام, где я также совершил молитву в два ракаата. Затем продолжили путь, пока не достигли горы Тур Сайна, где пророк Муса عليه السلام разговаривал со Всевышним, я совершил два ракаата и там.

 

После мы достигли места, где родился пророк Иса عليه السلام, сын Марьям, здесь тоже совершил я два ракаата». На каждой остановке спрашивал Джабраил عليه السلام Пророка ﷺ: «Ты не знаешь, где совершаешь намаз?» Пророк ﷺ отвечал: «Не знаю», – после чего Джабраил عليه السلام рассказывал ему, что это за место. Когда они прибыли в Иерусалим, в мечеть «Аль-Акса», Пророк ﷺ привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошёл в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве имама.

 

Затем, когда он вышел из мечети, к нему подошёл Джабраил عليه السلام с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка ﷺ пал на молоко. Джабраил عليه السلام же на это сказал: «Ты выбрал чистоту». Вскоре они вознеслись на Первое небо.

 

Там Джабраила عليه السلام спросили: «Кто ты?» Он ответил. Тогда его ещё раз спросили: «А кто с тобой?» И он ответил: «Мухаммад ﷺ». – «Он послан?» – «Да, он уже послан», – ответил Джабраил عليه السلام. Когда открылись небесные врата, они увидели Адама , который поприветствовал Пророка ﷺ и просил у Аллаха ﷻ для него блага.

 

После этого они вознеслись ко Второму небу. Там задали те же вопросы, и ангел ответил так же. Подобное происходило на каждом из небес. На втором небе Пророк ﷺ встретил пророка Ису عليه السلام, сына Марьям, и Яхью ибн Закарью عليه السلام, на Третьем – Юсуфа عليه السلام, которому была дарована половина красоты мира, на Четвёртом – Идриса عليه السلام, на Пятом – Харуна عليه السلام, на Шестом – Мусу عليه السلام, на Седьмом – Ибрахима عليه السلام, прислонившегося к Байт уль-Мамур, в который каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему.

 

После этого Пророк ﷺ с Джабраилом عليه السلام дошёл до Сидрат уль-Мунтаха – предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джабраил عليه السلام, остановившись, сказал: «Тут заканчивается моя степень. О Любимец Аллаха ﷺ, если я сделаю ещё один шаг, то сгорю».

 

Дальше Пророк ﷺ пошёл один. Тогда перед ним открылись завесы, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца. Увидел величие и красоту Аллаха ﷻ. И Всевышний обратился к нему, говоря без посредника и проявляя к нему почтение. В эту ночь предписал Всевышний и пятикратную молитву.

 

Особый почёт Пророку 

  Аль-Исра валь-Мирадж является особым почётом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду . В Мирадже Пророку ﷺ показали множество чудес, непостижимых для человеческого разума, а также воздаяния, соответствующие деяниям людей.


Во время Небошествия Пророк ﷺ также увидел небесную Аль-Каабу («обитаемый дом»), Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое. Также Пророк ﷺ видел по пути удивительные вещи: людей, которые сеют и собирают урожай каждый день; и так не переставая. Пророк ﷺ спросил Джабраила عليه السلام, кто они. Тот ответил, что эти люди воевали на пути Аллаха ﷺ, дабы возвеличить слово Всевышнего (т. е. с искренними намерениями).

 

Аллах ﷺ увеличивает их хорошие деяния до 700 раз, и то, что они израсходовали из своего имущества, Всевышний сохраняет им в наследство. Когда Пророк ﷺ дошёл до Египта, то почувствовал приятный запах. Он спросил: «Что это, о Джабраил عليه السلام?» Ангел ответил: «Это запах мучеников – служанки Фараона Машитат и её детей, которых он зверски убил». Также Пророк ﷺ увидел людей, разбивающих головы о камни и потом оживающих.

 

На вопрос о них Джабраил عليه السلام пояснил, что они ленились совершать намаз. Также он видел в ту ночь людей, закованных в цепи и издававших звуки подобно верблюдам; они питались колючим хворо
стом, дикими маслинами, плодами дерева Ада с противным запахом и глотали камни Ада. Про них Джабраил عليه السلام сказал, что они не давали закат…

 

В ту ночь Пророк ﷺ увидел людей, возле которых было хорошее мясо и мясо мерзкое, гнилое, и они питались мясом плохим, не притрагиваясь к хорошему.

 

Пророк ﷺ спросил и про них. Джабраил عليه السلام ответил: «Это пример человека из твоей уммы, который, имея дозволенную ему жену, отправляется к запретной для него женщине и совершает с ней прелюбодеяние. Также это пример женщины, имеющей дозволенного ей мужа, но изменяющей ему с другим мужчиной, совершая тем самым грех».

 

В ту ночь Пророк ﷺ также увидел, как наказывают людей, которые занимались ростовщичеством (риба); сплетничали; не выплачивали закят; присвоивших чужое имущество; совершивших прелюбодеяние (зина) и т. д.

 

Реакция многобожников

На утро следующего после Вознесения дня Пророк ﷺ сообщил о том, что с ним произошло и что он видел. Услышав его рассказ, мушрики стали передавать друг другу эту новость и высмеивать её. Тогда один из них предложил Посланнику ﷺ описать Аль-Кудс и его окрестности.

 

Однако, находясь там, Пророк ﷺ не обратил особого внимания на мечеть. И тут Всевышний открыл его взору вид на АльАкса, и Пророк ﷺ подробно описал всё. Это передаётся в сборниках хадисов АльБухари и Муслима.

 

Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка ﷺ: «О Мухаммад ﷺ, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?» – «Да», – ответил Пророк ﷺ и стал рассказывать о своём ночном путешествии. Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Мухаммада ﷺ, удивились: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться в Мекку?»

 

Абу Джахль не мог поверить Мухаммаду ﷺ : «Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад ﷺ  утверждает, что это огромное расстояние он прошёл в одну ночь и вернулся в Мекку».

 

На что Пророк ﷺ ответил, что такова была воля Аллаха ﷻ. Он сказал, что, возвращаясь в Мекку, видел в пути караван, направлявшийся в город, и подробно описал его. Мухаммад ﷺ сообщил, что караван прибудет в Мекку в среду на восходе солнца. И караван прибыл именно в это время. Если враги Мухаммада ﷺ подвергли его рассказ сомнению, то мусульмане сразу же поверили ему.

В душах верующих людей не должно быть места сомнениям в истинности поведанного Пророком ﷺ. До Исра валь-Мираджа Посланник ﷺ молился подобно Ибрахиму عليه السلام – по два ракаата утром и вечером. После этого Джабраил عليه السلام обучил Пророка ﷺ намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.

 

АНСАР РАМАЗАНОВ

Также в рубрике

Коран и Мухаммад ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ был этикой Священного Писания – Корана (Али бин Абу Талиб رضي الله عنه ) Наилучшее