13 июля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Цветок Пророка ﷺ – Фатима رضي الله عنها

На протяжении нашей жизни мы всегда должны уделять особое внимание изучению жизни нашего Пророка ﷻ. Изучая жизнь Любимца Аллаха ﷻ, мы сталкиваемся и с жизнью его семьи, кого мы должны любить и изучать.

Мы всегда наблюдаем, как каждый здравомыслящий человек в течение всей своей жизни дорожит своей семьёй, ставит выше всех интересы своих детей, ценит то, что ценят его родители, с особой любовью относится к своей жене...

 

Это и есть обычная норма человечности в жизни каждого, к чему мы всегда относимся как к обычной всеобщей традиции. Поразмыслив над всем этим, подумаем: насколько сам Пророк Аллаха ﷻ – милость для всех миров, ради которого и из света которого был создан этот мир и всё, что в нём находится, – любил свою семью?

 

Хотя нам, казалось бы, этого не понять, но очень важно запомнить один хадис Пророка ﷻ: «Не будет полноценной вера того, кто не полюбит меня и мою семью больше себя, своей семьи, этого мира и всего того, что в нём находится». В этом хадисе есть наставление каждому верующему, насколько серьёзным должно быть его отношение не только к самому Пророку ﷻ, но и к его семье.

 

Поэтому хочется быть близким к этой благословенной семье, причём не только словами, но и чем-то ещё, то есть изучать жизнь каждого из семьи Пророка ﷻ и рассказывать о том, что удалось узнать. Для этого попросим помощи у Всевышнего Аллаха и начнём с Фатимы – любимой дочери Пророка ﷻ, от которой и остался в этом мире весь свет потомства Любимца Аллаха ﷻ. Фатима является шестым и последним ребёнком нашего Пророка ﷻ и Хадиджи.

 

Пророк ﷻ любил своих детей безграничной любовью, но всё же к Фатиме у него была особая привязанность. Любовь Пророка ﷻ к своим дочерям была устремлена на то, чтобы привить им высшие духовные ценности. Вспомним, что в те времена мекканцы вообще не считали дочерей частью общества. Их значение было настолько ничтожным, что новорождённых девочек нередко сразу же закапывали заживо или убивали другим способом.

 

При такой традиции и многовековой жестокости по отношению к дочерям покровительственное отношение Пророка ﷻ к своим дочерям, любовь и ласковая снисходительность к ним подчёркивает его исключительные человечность и милосердие. Таким образом, в период жизни Пророка ﷻ после ниспослания Ислама в виде Корана женщину начали считать полноценным человеком наравне с мужчиной.

 

До Ислама мужчина мог иметь столько жён, сколько ему захотелось, и разводиться десятки и десятки раз. И всё это – нечеловеческое отношение к женщине, жестокое ущемление её прав, лишение её какой-либо части наследства – все эти виды невежественного отношения к ней были перечёркнуты появлением на этот свет посланничества нашего Пророка ﷻ.

 

И Фатима, дочь Пророка ﷻ, появившаяся на этот свет в годы царствования неравенства, была необыкновенным символом того, настолько может быть женщина сильной личностью и настолько она может быть полезной своим родным, семье и обществу. Итак, начнём с того, кем на самом деле являлась мать Фатимы, Хадиджа. Она была первой женой нашего Пророка ﷻ и матерью шестерых детей Любимца Аллаха ﷻ.

 

Род Хадиджи и Пророка ﷻ пересекается на предке по имени Кусай. Таким образом, Фатима принадлежала к самому знатному роду из самого известного хиджазского племени Курайш. Хадиджа считалась пред
водительницей женщин курайшитов, она была очень богатой, состоятельной.

 

Вместе с тем она была очень умна и красива. К ней сваталось много знатных мужчин из курайшитов, но Хадиджа всем отказывала, своё замужество она хотела видеть наиболее счастливым и удачным. К её великому счастью, она прожила бесподобную и счастливую жизнь с самым дорогим творением Всевышнего Аллаха, что стало причиной появления на свет лучшей жемчужины из самых ярких жемчужин на этой Земле – Фатимы. Есть разногласия насчёт точной даты рождения Фатимы.

 

По некоторым источникам, Фатима родилась в тот год, когда Мухаммаду ﷻ открылась его пророческая миссия, а согласно другим данным – за пять лет до или после ниспослания пророчества. Исходя из этого, многие учёные считают 609-й год годом рождения Фатимы, а дата рождения её является точной – это 20-е число месяца Джумад уль-Ахир, то есть шестой месяц по лунному календарю.

 

До рождения Фатимы Благословенный  и Хадиджа жили в доме Абу Талиба, дяди Мухаммада ﷻ. Так как наш Пророк ﷻ был круглым сиротой, его попечителем, заменившим ему родителей, стал его дядя Абу Талиб, и после женитьбы Пророк м жил в его доме. У Абу Талиба была большая семья, и жили они очень бедно, из-за чего попечителями его сына Али (в будущем муж Фатимы) вскоре стали Мухаммад ﷻ и Хадиджа.

 

Хадидже, росшей в богатом доме отца, было очень трудно из-за бедности, но она ко всему относилась с терпением и оставалась благодарной Аллаху ﷻ за то, что имела. И вот до рождения Фатимы семья Пророка ﷻ переселилась в свой собственный дом, который принадлежал Хадидже. По традиции, Хадиджа после замужества переехала в дом к Мухаммаду ﷻ, оставив свой, и с пополнением семьи стало тесновато жить всем вместе, в одном доме с дядей и его семьёй, поэтому молодым пришлось переехать.

 

В этом доме и родилась Фатима – благоухание розы. Проходил шестой месяц лунного календаря 609 года, и вскоре Хадиджа должна была родить шестого ребёнка нашему любимому Пророку ﷻ. В это время из-за беременности она очень отяжелела, поэтому не делала по дому никакой трудной работы. По мере возможности ей помогал и благословенный муж, и служанки, и освобождённый раб Зайд, и Али (сын Абу Талиба).

 

Но всё же в тот период наш Пророк ﷻ проводил свои дни в основном в уединении в пещере Хира. Он временами возвращался домой, брал с собой чуть-чуть еды и опять шёл в пещеру. Так как было летнее время, в жарком Хиджазе наступили особенно знойные дни. Днём невозможно было выйти из тени, в домах стояли невыносимые духота и жара. В один из таких дней Хадиджа поняла, что пора рожать.

 

По некоторым источникам, во время родов Хадиджу оставили служанки, и рожать ей пришлось без посторонней помощи. Но всё же она успела отправить за Мухаммадом ﷻ Зайда и Али. Тот прибыл как раз по завершении родов и увидел счастливое, сияющее лицо жены, а рядом – ребёнка: девочку с ослепительно ярким и светлым лицом. Пророк ﷻ воздал хвалу Аллаху ﷻ и сам дал имя девочке.

 

Наш Любимец ﷻ назвал новорождённую Фатимой, что дословно означает «прекращающая» (кормить грудью). Этим именем называли мать, чей ребёнок уже вырос из грудного возраста. Но это является просто значением слова, и Пророк ﷻ объяснил своё намерение. Он ﷻ сказал: «Я дал дочери имя Фатима, чтобы Аллах ﷻ уберёг от Ада тех, кто станет любить её».

 
(Продолжение следует.)

 

ПАТИМАТ ГАСАНОВА