Бача пош

Бача пош – дословно эту фразу с дари можно перевести как «девочка, одетая мальчиком». Причём здесь идёт речь не о смене пола, а только о смене одежды и соответственно – социальной роли. Эта традиция абсолютно противоречит законам Ислама, однако она – нередко способ элементарного выживания афганских семей.

статья опубликована в номере: 7 (548) / от 01 апреля 2018 (Джумад уль-Ахир 1439 г.)
330

Насколько можно судить,  данный вариант «девочек, превращённых в мальчиков» не столь уж и редок. Аналогичные афганским традиции встречались в прошлом у множества народов (некоторые, например в Албании – клятвенная девственница, дожили и до современности): в Китае (чего стоила одна Мулан), во Франции (Жанна Д’Арк) и прочие. У самих пуштунов – это, скорее всего, была ещё доисламская традиция и народное поверье.

 

Итак, бача пош – девочка, одетая мальчиком. В основном эта традиция присуща афганцам, пуштунам, проживающим на территории Пакистана, и ряду пакистанцев. В соседней Индии среди немусульман и мусульман тоже есть довольно распространённые случаи окончательного превращения девочки в мальчика, но об этом позднее. Кстати, если в русском языке есть только одно слово, означающее «ребёнок», которое относится и к мальчикам, и к девочкам, то в урду и родственных ему языках есть два отдельных слова: «бача» – «ребёнок-мальчик» и «бачи» – «ребёнок-девочка», то есть разделение детей по гендерному признаку начинается сразу после рождения. Для чего нужны такие девочки?

 

В прошлом, и в части стран даже в наши дни, между миром мужчин и женщин находилась огромнейшая пропасть. Далеко не всегда прямые контакты между этими двумя мирами были дозволены и возможны. В ряде стран был выбор «контактного» мостика в виде создания систем евнухов (мужчин, которые утратили свои половые функции), в других странах пошли по принципу «омужествления девочек», которые в мужской одежде получали больше прав для контакта с миром мужчин.

 

Те же гаремы в Турции охранялись евнухами, а в Афганистане или Иране – бача пош, переодетыми в мужчин женщинами, которые фактически утрачивали свою женскую суть. В современном Афганистане на семьи, не имеющие сыновей, оказывается огромнейшее социальное давление. В Пакистане и Индии с этим немного легче, особенно в городах и в образованных семьях, но, не имея сыновей, в семье зачастую рожают более десяти детей, чтобы всё-таки родился сын; наиболее продвинутые пользуются технологией ЭКО (ИКСИ), поскольку в этих странах возможна подсадка эмбриона определённого пола.

 

Но особенно сильно повлиял на становление современных бача пош «Талибан». Поскольку в подавляющем количестве семей при большом числе детей рано или поздно мальчик родится, то война всегда уносит мужчин. Оставшиеся без мужской поддержки семьи были вынуждены как-то выживать. Женщины не могли пойти работать (при «Талибане» это было категорически запрещено), и работать шли переодетые в мальчиков девочки.

 

Зачастую они рисковали жизнями (поскольку при том же «Талибане» было категорически запрещено переодеваться в одежду другого пола), чтобы принести домой лишние несколько медяков или просто пищу. Эти девочки работали прислугой, помощниками продавцов, рикшами, мальчиками на побегушках…

 

Конечно, когда они достигали определённого возраста, прятать их становилось невозможно, и большинство из них меняло одежду обратно на женскую, начинали вновь учиться жить как девушки и выходили замуж. Если потребность семьи в мальчике сохранялась, то бача пош становилась следующая по возрасту дочь. В европейских странах и в России подобного варианта практически не могло возникнуть, поскольку основной религией было Христианство, предусматривающее существование монастырей.

 

И женщина, которая осталась без мужской поддержки и опеки, всегда могла вместе с детьми поселиться при нём и получить помощь. А в современном мире это вообще стало неактуальными, и женщины работают, пожалуй, ещё более активно, чем мужчины. Что же касается социального давления, то оно реально очень сильное. Мужчина, не имеющий сына, считается как бы недомужчиной. Его голос на общих собраниях практически не имеет веса и его решения и предложения зачастую оспариваются или не принимаются всерьёз.

 

Мужчина же, имеющий пусть и подобие мальчика – бача пош, становится на ступеньку выше на социальной лестнице. Что уникально, в отсутствии сыновей в семьях всегда считаются виноватыми жёны (в общем, в бесплодии тоже). Даже врачи, прекрасно осведомлённые о существовании X и Y хромосом и о том, что пол ребёнка зависит исключительно от мужчины, не могут переубедить общество и зачастую вынуждены играть по утверждённым столетия назад правилам.

 

Кроме того, создание в афганской семье бача пош считается «заговором на удачу». Большинство афганцев верят, что, «пожертвовав дочерью во имя сына», в следующей беременности непременно родится мальчик. Есть и некоторые отличия – в зависимости от страны. В Афганистане (и среди пакистанских пуштунов) практика бача пош довольно сильно распространена.

 

Однако зачастую дочь начинают делать «сыном» в возрасте 3–5 лет, когда и она сама, и все окружающие в курсе о её гендерной принадлежности. В период полового созревания она в большинстве случае возвращается в свою гендерную роль и вновь становится девушкой. Есть случаи, когда она отказывается и на всю жизнь остаётся «бесполым» существом, приближённым к мужчинам. В этой роли она чаще всего становится посредником между мужским и женским кругом, особенно это необходимо в деревнях.

 

В Пакистане и особенно в соседней Индии (даже не среди мусульман) ситуация намного плачевнее. Дело в том, что здесь девочка – это «расхитительница» родительского состояния. При выдаче её замуж родители готовят огромное приданое, которое включает всё и на все случаи жизни (в доме свёкров она будет пользоваться только привезённым своим, и никто ей ничего не купит и не даст). Мальчик же, наоборот, – за счёт приданого жены приумножает богатство дома.

 

Кроме того, престарелые родители всегда остаются жить с сыном (или сыновьями), которые полностью обеспечивают их. То есть, если в Пакистане или Индии из девочки начинают делать мальчика, то это необратимо и навсегда. В Пакистане на данный момент ограничиваются только переодеванием, и практика не очень распространена, чаще предпочитают младшую дочь выдавать замуж за молодого человека из более низкой социальной группы или менее состоятельного, с тем чтобы он переехал в дом жены и жил с её родителями как сын.

 

В соседней Индии идут дальше. В настоящее время в Индии является очень популярной операция по смене пола новорождённому с девочки на мальчика, причем проводится она в первые часы после рождения ребёнка, чтобы никто из родственников или знакомых никогда об этом не узнал. Впоследствии этот ребёнок скрыто проходит курсы гормональной терапии или косметической коррекции, чтобы полностью соответствовать противоположному полу. Понятно, что в будущем этот изменённый ребёнок будет бесплоден, но в современной Индии эту проблему тоже можно решить.

 

Проблема бача пош в настоящий момент неразрешима. Чтобы преодолеть данную практику, большей частью губительную для психики девочек, нужно изменить всё социальное устройство афганского, пакистанского или индийского общества. Исламский запрет на уподобление зачастую оказывается игнорируемым перед социальными и экономическими факторами. 

 

ФАТИМА МАНЗУР, ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН
 

Также в рубрике

Российские мусульмане готовятся к хаджу

Хадж является самым масштабным ежегодным конгрессом. Подготовка к новому сезону начинается сразу после

70-летие установления дипломатических отношений между Россией и Пакистаном

10 мая посольство РФ в Исламской Республике Пакистан провело приём в честь 70-летия установления

«Невеста Корана» – запретный обычай

Неисламская традиция индостанских мусульман В древнем мире существовало множество брачных традиций.

Мусульмане Венгрии сквозь века

История любого народа пластична – менялись эпохи и люди. Вот и получается, что нередко гены одного взятого