История – наилучший свидетель, что мусульмане всегда жили в соседстве с представителями других конфессий. На Ближнем Востоке, в Азии и Африке – в странах, где большинство жителей являются мусульманами, – в мире и согласии, пользуясь всеми благами свободы, жили христиане и иудеи.
Никто из мусульман не смел посягать на их свободу, культуру и веру, потому что (смысл): «Нет принуждения в религии», – так говорит Всевышний в 256-м аяте суры «Аль-Бакара» в Своей Священной книге – Коране. Это ясное и неопровержимое доказательство того, что недопустимо навязывание своих религиозных взглядов другим и тем более насильственное обращение в свою религию представителей иных конфессий.
Если бы свобода вероисповедания противоречила религии Ислам, все религиозные меньшинства в арабо-мусульманских странах исчезли бы за прошедшие 14 веков. Но этого не произошло, иудеи и христиане находились под защитой мусульман, у них были своих храмы и школы, и они не потеряли своих религиозных и культурных особенностей. Мусульмане, следуя велению Священного Корана, относились с добротой и милосердием к людям Писания.
Для наших читателей будет очень интересно ознакомиться с одним историческим документом, наглядно демонстрирующим подлинную веротерпимость и то, как должны строиться межконфессиональные отношения в Исламе.
Этот договор был заключён в 637 году между правителем Арабского Халифата, вторым праведным халифом Умаром бин Хаттабом и патриархом города Иерусалим. «Это договор о покровительстве, который дан Умаром , рабом Аллаха ﷻ и повелителем правоверных, народу Илии (Иерусалима).
Повелитель правоверных, будь он во здравии или при болезни, гарантирует защиту жизней и имущества всего народа, а также неприкосновенность мест их поклонения, крестов и их веры. Церкви народа не подвергнутся разрушению и не будут преобразованы в жилища.
За ними сохраняются все их прежние права. Ничто из их имущества не понесёт ущерба и не будет над ними никакого давления в вопросе их вероисповедания. Никому из них не причинят и капли вреда… Аллах ﷻ, Его Посланник , сподвижники Посланника и все верующие свидетельствуют об этом договоре. Подпись – Умар ибн Хаттаб ».
Св. Захария (Иоанна Крестителя) – Мечеть Омейядов в Дамаске. Мусульмане в 636 году пришли в этот регион, но у них не было места для совершения коллективных богослужений.
По разрешению и согласию христиан мусульмане начали выполнять пятничную молитву в церкви Иоанна, хотя храм и принадлежал христианам и они совершали там в другие дни свои религиозные обряды и воскресную службу. Представители двух разных верований мирно и не мешая друг другу пользовались для поклонения Всевышнему одним храмом на протяжении 70 лет. Позднее, во времена правления халифа из Омейядов Валида I, церковь была выкуплена у христиан.
Таких примеров очень много, и если все их привести, то не хватит и целой газеты. Всевышний повелевает мусульманам в Коране и хадисы призывают (смысл): «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах ﷻ любит справедливых» (сура «Аль-Мумтахина», аят 8).
В хадисе Пророка Мухаммада говорится: «Все пророки – братья по вере, религия у них одна – Ислам, а законы Божьи отличались друг от друга в зависимости от времени, места и условий». Да, к великому сожалению, были отдельные случаи, когда представители разных конфессий, следуя за своим невежеством и поддавшись провокациям, нарушали заветы Всевышнего и поступали несправедливо по отношению к представителям другой веры точно так же, как они поступали несправедливо и со своими единоверцами. Но религия Всевышнего чиста от таких действий, и те, кто поступал вероломно, ответят перед Господом в Судный день.
Как же сегодня осуществляется межконфессиональный диалог в России и других странах мира? Приведём несколько интересных примеров проектов, направленных на укрепление межконфессионального и межнационального мира и согласия.
Проект Мосгордумы воспитывает детей школьного возраста и закладывает основы межкультурного взаимодействия. «Диалог культур» представляет собой программу экскурсий для старшеклассников, в рамках которой они посещают религиозные и культурные объекты Москвы и встречаются с религиозными лидерами различных конфессий.
Ваджих Нусейбе – мусульманинсуннит из очень древнего и знатного рода. Его называют ключом к открытию дверей в мировую цивилизацию и человеком, олицетворяющим глобальное единение народов разных верований. Предки Ваджиха ещё в VII веке вслед за халифом Умаром бин аль-Хаттабом رضي الله عنه из лучезарной Медины перебрались в Иерусалим. По летописным источникам, православный владыка патриарх Сафроний передал тогда халифу Умару رضي الله عنه ключи от города.
И в придачу – ключ от главной церковной обители христиан. Халиф же вручил ключи от иерусалимского храма Воскресения Христова на хранение предкам Ваджиха Нусейбе. С тех пор только представители этой семьи могут быть служителями-стражами дверей главного христианского храма. Получается, уже 1363 года мусульманин каждое утро открывает храм, а вечером закрывает и следит за безопасностью в христианском храме. Ваджих Нусейбе бывал и в России, в том числе посещал Дагестан.
В Польше 26 января считается Днём Ислама. Это день особой заботы об этой религии. Есть и дни заботы об Иудаизме, Христианстве, Буддизме. Но в любом случае День Ислама – официальный день заботы о религии, это чисто польское явление. Всего в Польше 13 мечетей, многие из которых имеют историческое значение. 26 января представители разных религий посещают мечеть и тем самым проявляют уважение к мусульманам.
В Дагестане реализуется проект, представляющий собой встречи религиозных деятелей трёх конфессий с учащейся молодёжью. На примере мирного сосуществования представителей разных религий детям рассказывают о вере и духовности. В России также стали традиционными межрелигиозные молодёжные форумы и спортивные состязания.
Подобных примеров очень много, их можно приводить долго. Бог даст, мы продолжим эту тему в следующих статьях.Все мы разные, у каждого в душе – своя вселенная, но каждый обязан уважать духовный поиск другого человека. В Коране есть аят (смысл): «И говорите: мы уверовали в то, что ниспослано нам, и в то, что ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог – един, и мы только одному Ему подчиняемся» (сура «Аль-Анкабут», аят 46).
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Лучшие слова, которые произносил я и все пророки до меня, это: «Ля иляха илляллах» («Нет ничего достойного поклонения, кроме Одного Бога – Аллаха, и нет у Него соучастника»). Поэтому мусульмане признают, верят, любят и почитают всех пророков и их последователей.
МУХАММАД РАДЖАБОВ
Комментарии (1)