26 апреля
2024 года
поделиться

Молитва больного

Если больному сложно или невозможно стоять в молитве, он может совершать обязательные (фарз) молитвы сидя, но при этом исполняя поясной поклон (наклоном головы и спины) и земной поклон (как обычно, на землю).

  Если и это (совершение обычных земных поклонов) невозможно (или весьма затруднительно), то он молится движениями головы (склоняя шею для каждого поклона), делая движение головой ниже для земного поклона, чем для поясного. Он должен склонять голову и для поясного, и для земного поклонов, но не обязан усложнять и наклонять её как можно ниже. Достаточно будет и лёгкого наклона для каждого поклона, если для земного поклона её наклон ниже, чем для поясного.

 

  Если же это не так, то молитва недействительна. Он также не поднимает к лицу никакого предмета для осуществления земного поклона на нём, поскольку это совершенно неугодно. Он может молиться движениями головы, сидя или стоя, но предпочтительнее – сидя. Если сидение невозможно (или весьма затруднительно), и при этом человек не может без чрезмерных трудностей сидеть, даже опираясь или прислоняясь к опоре, он может молиться движениями головы, лёжа на спине или боку (лицо при этом обращено к кибле).

 

  Лучше это делать, лёжа на спине, а не на боку, хотя оба варианта действительны. Если же он может сидеть, но не сидит, то молитва недействительна. Если человек лежит на спине, под голову следует положить подушку или т. п. для обращения лица к кибле, а не к небу, так, чтобы человек мог склонять шею для настоящих движений головы. Кроме того, в идеале ему следует согнуть колени, если он может сделать это без чрезмерных трудностей, чтобы ноги не были протянуты к кибле, поскольку такая поза, в целом, несколько неугодна для человека, способного её избежать.

 

  Если он не может совершать движения головой (тогда он не молится), и это состояние длится (полные) день и ночь, тогда, согласно мнению большинства алимов, он освобождается от этих обязательных молитв (то есть ему не нужно их потом восполнять). Другие алимы, впрочем, полагали, что ему нужно восполнить их по выздоровлении.

 

  Первое мнение, согласно которому он освобождается от восполнения данных молитв, является более веским, и фетва даётся по этому мнению. Но если такое состояние длилось в течение пяти периодов молитв или менее того, данные молитвы нужно будет восполнить по выздоровлении. В любом случае человек не молится движениями глаз, бровей или только сердцем (разумом).

 

  Если он так делает, это не является действительной молитвой. Если человек теряет сознание или разумность на время пяти (обязательных) молитв (или менее того), он должен восполнить их по выздоровлении. Если на большее время, то он этого не делает. То есть, как в случае невозможности совершать движения головой, так и в данном случае, потери сознания, освобождение от обязанности восполнения пропущенных молитв настаёт при истечении шестой пропущенной молитвы.

 

Освобождение от обязанности молитвы и поста

 

  Если больной человек, который не способен держать обязательный пост и исполнять обязательные молитвы движениями головы, умирает, или же путник умирает в поездке (в течение которой он пропустил дни поста) – и в обоих случаях смерть произошла до достижения альтернативных дней, – то ни одному из них не требуется в своём завещании оставлять завещательное распоряжение для искупительного платежа (фидьи) (за пропущенные молитвы или дни поста).

 

  То есть данное правило действует при условии, что не были достигнуты альтернативные дни (иными словами, больной до смерти так и не восстановился, а путник до смерти так и не стал не путником на достаточное количество дней для восполнения пропущенного).

 

  У путника прекращается сафар либо посредством вступления в границы города своего обычного места жительства, либо если он останется в другом месте как минимум на 15 дней. Если оба они (выздоровевший больной и бывший путник, пребывающий на месте как минимум 15 дней) были способны молиться или поститься, но не восполнили пропущенное (до смерти), то оба они должны в завещании оставить завещательное распоряжение для искупительного платежа в размере половины саа (1,8 кг) пшеницы или полного саа (3,6 кг) ячменя, или соответствующего денежного эквивалента за каждую пропущенную обязательную (фарз) молитву, даже витр, и за каждый пропущенный день поста. Эти деньги следует взять с трети оставленного им имущества (до разделения наследства).

 

   Если его наследник или некто другой (третье лицо) добровольно заплатит за него, это будет действительно на сумму, возложенную на него. Если части (то есть третьей части имущества умершего) недостаточно для этого, то исполнитель завещания может заплатить неимущему (факиру) с намерением искупления и его уплаты, а затем взять обратно уплаченное; в результате умерший станет освобождён на эквивалентное количество молитв и дней поста.

 

  Далее это повторяют вплоть до перехода, если считать суммарно все платежи всей положенной суммы получателю, чтобы умерший стал освобождён от всего возложенного на него. Будет действительной оплата искупительного платежа (фидьи) за многочисленные молитвы (или дни поста) полностью одному неимущему (факиру), в отличие от искупления за нарушение клятвы и т. п. В случае которого человек не имеет права отдавать одному получателю более одного искупительного платежа за день.

 

  Человек не может исполнять молитвы за другого (поскольку это не будет тому засчитано), и это не уменьшит сумму искупительного платежа за пропущенные молитвы. Это относится как к молитве, так и к посту. Если же говорить о хадже, наследник умершего может даже без завещательного распоряжения совершить его за него, чтобы исполнить обязательное (фарз) требование для умершего. Искупительный платёж уплачивается исключительно неимущим (факирам), а (надеемся) Аллах ﷺ, по Своей безграничной милости, простит грехи Своего умершего раба.

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ