поделиться

Эра милосердия

Современную медицину некоторые эксперты называют обычным бизнесом. По их мнению, предоставление медицинских услуг банальным образом является лишь средством заработать денег.

Тут такие же правила, как и в любой другой сфере, связанной с маркетингом и прибылью.

Такое мнение имеет право быть, так как есть деятели этой области, которые работают только ради обогащения. Прошедший через хирургию брат рассказывал, что, когда его везли в операционную, врачи, словно брокеры на бирже, сигналили, показывали руками какие-то знаки и чуть ли не кричали «этот мой!», «этот мой!», указывая на больных, которых должны доставить в их распоряжение. Потом выяснилось, что лечение можно было провести без скальпельной операции и последующих недель реабилитации с торчащими из живота трубками, накопителями и далёкими походами до туалета. В другой раз такое же лечение провели лазерным путём, и в тот же вечер брат вернулся домой, и занимать платную палату не пришлось. Видимо, в первом случае для проведения обычной операции у врача были свои, неведомые для нас, соображения.

Ряд медицинских клиник для увеличения количества клиентов и финансового роста приглашают обычных маркетологов, до этого работавших в торговле, производстве и т.д. Это, наверное, неплохо, потому что о хороших специалистах следует рассказывать и доносить до людей информацию об их успехах. Баннеры и другая реклама на это и рассчитаны. Однако розыгрыш каждый месяц специальных подарков с iphone среди клиентов, получивших медицинскую услугу, которая превышает сумму в 2500 рублей,  – это уже перебор. Так грубо ассоциировать себя с гастрономом или магазином бытовой техники пошло и, думаю, контрпродуктивно.

Врачи наряду с учителями – это люди самых благородных и важных профессий. Печально, что им приходится быть меркантильными… Они заслуживают самой высокой оплаты труда и наибольшего уважения в обществе. Наверное, простым пациентам правильно будет разделять владельцев клиник и врачей, которые работают в них.  

Такому положению вещей обычно противопоставляют советскую систему здравоохранения. Всё-таки тогда думали в первую очередь о человеке и его здоровье. Забота о нём была превыше всего остального. Чувствуете, даже в названиях какая разница: «услуги», связанные с медициной, и «охрана» здоровья. Кажется, тогда государство достаточно много заботилось о профилактике болезней, чтобы потом тратить меньше сил и энергии на лечение больных. Да и самим людям лучше принимать специальные меры, чтобы потом не болеть. Вспомните обязательный рыбий жир в дошкольных учреждениях, бесплатное молоко в начальных классах, массу разных прививок. Мы не забыли и этот многим ненавистный (но, как оказалось, очень полезный) жир, и молоко в треугольных пакетах, для которого мы носили в портфелях стаканы.

Но, как бы там ни было, и советский доктор, и современный врач – это те люди, которые помогают нашему здоровью, лечат нас. Кто-то по призванию, кто-то ради высокого заработка. Мы благодарны им за лечение. Главное, что получаем необходимую помощь. Дай Бог, конечно, никому не болеть, но всегда здоровым быть не каждому дано. Думая о тех, кто может попасть в лечебные учреждения, хотелось бы сегодня дать несколько осторожных советов (или пожеланий) людям, которые работают в сфере медицины.  

Случается, что врачи бывают грубыми людьми. По природе своей, из-за отсутствия воспитания или черствея с годами, такие врачи, даже будучи хорошими специалистами, оставляют о себе негативное впечатление. Больным ради здоровья приходится терпеть резкость (иногда хамство), а врачи не понимают, что с одной стороны делают добро, а с другой – выглядят как тираны. Таким людям немного любезности – и не было бы им цены. Может, вежливому обращению с больными следует обучать в вузах?

Другой крайне порицаемой чертой некоторых врачей является игнорирование поступившего на лечение больного, неоказание ему необходимой помощи. До тех пор, пока тот не позолотит ручку. Много слышал от тех, кто попадал на больничную койку, случаев, когда «будешь умирать – в твою сторону даже не посмотрят, пока не занесёшь по таксе». Так ли должен поступать представитель самой гуманной профессии, дававший клятву? Не на Священной Книге поклялся же, да? Как говорят сами больные, тут многое зависит от главврача. Наведёт порядок, будет увольнять взяточников (подарки после – это другое, добровольное дело), тогда не будут вымогать. Дорожить рабочим местом надо всем. А уволенных по «этой» статье можно заносить в «чёрные» списки, лишать лицензии. Кстати, прооперированный брат лечился на платном отделении, но при этом с него потребовали и обязательную медицинскую страховку. Что-то тут не сходится, кажется. Наверное, надо принимать какие-то меры в отношении нечистых на руку врачей. Нельзя ссылаться на дефицит специалистов и закрывать глаза на недостойное их поведение. Выгораживанию, корпоративной поддержке тут не должно быть места. Мало-помалу всё же, кажется, ситуация немного меняется, и есть надежда, что эта проблема будет решена.

Одной «замечательной» особенностью некоторых больниц является барьер для посещения больных. Устанавливаются жёсткие временные рамки «от» и «до» или вовсе часто все на карантине. Понятно, что доктора руководствуются благими намерениями. Однако такого усердия в московских клиниках нет. Неужели они там глупее и безответственнее всех остальных? Супруга не раз лечилась в Сеченовском центре нашей столицы (у замечательного врача Нино Поцхверашвили) и говорит, что посещение больных там вообще не ограничено, хоть в час ночи можно приходить. Другое дело, что там не особо и посещают. В Дагестане же каким бы больным или старым ни был пациент – ему приходится спускаться (зачастую без лифта) в фойе для встречи с навещающими. В Стране гор (неофициальное название Дагестана) навестить человека в больнице – долг каждого родственника, узнавшего об этом. Хотелось бы понимания со стороны ответственных руководителей-врачей и немного послабления в этом отношении. Некоторые могут подумать, что им так легче следить за порядком: никого не пускать – и всё будет стерильно. Хотя хороший врач должен понимать, что положительное эмоциональное состояние больного ускоряет лечение. Посещение, общение с родственниками укрепляют дух и способствуют выздоровлению больного. Или не так?

Из этих слов вовсе не следует, что к докторам я отношусь критично. Отнюдь. Они все разные, но мы ожидаем от них только доброго, чуткого отношения. И на душе становится неприятно, если ожидания вдруг не будут соответствовать реальности. Хотелось бы видеть всех врачей такими, какой является Нино Димитровна, которая на протяжении многих лет лечит мать моих детей. Она постоянно на связи, всегда подскажет, поможет. Это специалист с добрым сердцем и большим талантом. Даже когда по семейным обстоятельствам она переехала в Грузию, не прерывает ни консультаций, ни иной возможной помощи. Такие врачи украшают любое общество, вызывают чувства восхищения и благодарности.

В следующий раз хотелось бы  рассказать об удивительном докторе с большим сердцем, который проявляет заботу о нуждающихся, посещает их на дому, бесплатно лечит. Это прекрасный человек, одарённый врач, думающий и помогающий больным. Вот такие целители заслуживают всеобщего уважения и благодарности. Они выполняют свой долг перед обществом. Вот эти настоящие лекари должны задавать тон всей медицине, показывая достойный пример внимания и сердобольности к окружающим. И тогда настанет Эра милосердия.

Азиз Мичигишев