04 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.03.2024 (по Шафии)

1.Принимается ли пост того, кто не совершает намаз?

Соблюдение поста в месяц Рамадан является четвёртым столпом Ислама, обязанностью, возложенной Всевышним на верующих. Доводом этому является аят Священного Корана (смысл комментария): «О те, которые уверовали, вам предписан пост» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Человек, не выполняющий обязательные предписания религии, если не отрицает их обязательности, является нечестивцем, но не становится неверующим. 

Если человек не совершает намаз, но при этом не отрицает, что его совершение обязательно, то есть не выполняет из-за лени или по другим причинам, то он не выходит из религии и, следовательно, обязан соблюдать пост, и, по воле Всевышнего, он принимается.
(«Мугни аль-Мухтадж»)

2.Может ли женщина продолжать пост, если в Рамадан, во время поста, у неё начался менструальный цикл?

Если у постящейся женщины в месяц Рамадан в дневное время начался менструальный цикл (хайз) или послеродовые выделения (нифас), то её пост нарушается и ей запрещено (харам) продолжать его. То есть нет желательности отказываться от всего, что нарушает пост.

Если менструальный цикл или послеродовые выделения прекратились и женщина очистилась в дневное время месяца Рамадан, ей желательно (суннат) до захода солнца отказаться от всего, что нарушает пост.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Фатх аль-Муин»)

3.Нарушается ли пост, если из носа пошла кровь?

Кровь, вышедшая из носа или из других частей тела (например, после хиджамы или из ран и т. д.), никак не влияет на действительность поста. И когда постящийся почувствует, что у него пошла кровь из носа, а затем она непроизвольно через носоглотку попадёт в ротовую полость и он её выплюнет, то его пост не нарушается. Пост нарушается, если умышленно её проглотить. В этом случае он должен воздержаться до конца дня от всего, что нарушает пост, а после Рамадана необходимо возместить пост этого дня. 

Важно знать, что пост нарушается и в том случае, если у постящегося выйдет из носа кровь и он преднамеренно втянет её обратно или поднимет голову, вследствие чего кровь стечёт обратно и перейдёт границу носовой кости.
(«Нихаят аль-Мухтадж», «Манхаж аль-Кавим», «Мугни аль-Мухтадж»)

4.Нужно ли в намерении на пост месяца Рамадан подчёркивать, что пост – обязательный?

Обязательными условиями для соблюдения поста месяца Рамадан, а также других обязательных постов являются:
– совершение намерения ночью (после захода солнца до утренней зари);
– подчёркивание в намерении, какой обязательный пост человек намеревается соблюдать: Рамадан, пост для каффарата (искупление), назр (обет) и т. д.

Относительно указания обязательности в намерении на пост Рамадана среди учёных есть разногласия. Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму» считает достоверным мнение, согласно которому в намерении на пост Рамадана не нужно указывать, что намереваетесь соблюдать обязательный пост, так как пост в месяце Рамадан, который соблюдается совершеннолетними, не бывает другим, кроме как обязательным. Аль-Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни ль-Мухтадж» считает это мнение более аргументированным. 

5.Дозволено ли тому, кто выходит в сафар, не соблюдать пост месяца Рамадан?

Человеку, который вышел в дозволенный путь (сафар), можно не поститься в месяце Рамадан, так же как ему дозволено сокращать и переносить намазы. Если человек, соблюдая пост, заболел, ему дозволено разговляться ввиду причины (болезни), позволяющей пропускать пост. Однако тому, кто с утра находился дома, затем вышел в путь, прерывать пост запрещено без другой причины, позволяющей сделать это.

В день выхода в путь человеку можно пропускать пост Рамадана только в том случае, если его путь начался (пересёк черту населённого пункта) до утреннего азана, а если путь начался после, то ему запрещено прерывать пост Рамадана.

Человеку, уже находящемуся в пути, или больному, соблюдающему пост, дозволено прервать его, если они захотят, так как причина, по которой они могут не соблюдать пост, сохраняется.

Если же больной, соблюдавший пост, выздоровел, или человек, находившийся в пути и соблюдавший пост, прибыл домой, то им с этого момента запрещено прерывать пост, так как причина, позволяющая им прерывать пост, уже отсутствует.
(«Мугни аль-Мухтадж»)

6.Что делать, если днём появились сомнения, было ли ночью сделано намерение на обязательный пост? 

Сделать намерение ночью для соблюдения обязательного поста на следующий день является одним из условий его действительности. 
Если человек забыл сделать намерение для обязательного поста до утреннего азана, то его пост недействителен, хотя он должен воздержаться в этот день от всего, что нарушает пост, если это пост месяца Рамадан.

Если в течение постного дня у человека возникнут сомнения относительно совершения намерения, то его пост действителен в том случае, если он вспомнит, что совершал намерение (согласно аргументированному мнению). Даже если он вспомнит об этом после завершения поста, такие сомнения не влияют на действительность поста. А если он не вспомнит, совершал намерение или нет, то пост считается недействительным.

Если у человека появились сомнения относительно намерения уже после завершения поста, то такое сомнение не влияет на его действительность, и пост считается действительным, так же как и в случае, когда постящийся уверен в совершении намерения на обязательный пост, но сомневается, совершил он его ночью или днём.

Важно отметить, что под обязательными постами подразумеваются не только посты Рамадана, но и посты каффарата (искупления), назра (обета), возмещаемые обязательные посты.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани»)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 
(СМС, WhatsApp, Telegram).