05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.2.2024 (по Шафии)

1.Является ли желательным повторное совершение намаза?

Совершившему обязательный пятикратный намаз индивидуально или коллективно (в джамаате) желательно совершить его повторно коллективно, даже в тот период дня, когда совершать намаз нежелательно, или с одним молящимся при соблюдении следующих условий:
– намаз должен быть фарзом или суннатом, для которого джамаат является желательным;
– совершение своевременного намаза, а не возмещаемого;
– совершение намаза повторно не более одного раза;
– если повторно совершаемый намаз – обязательный, нужно указать это в намерении;
– совершение всего второго повторяющегося намаза от начала до конца коллективно, согласно мнению ар-Рамли, а согласно мнению Ибн Хаджара, достаточно коллективно совершить хотя бы один ракаат;
– хотя бы один ракаат во втором джамаате должен быть совершён за время, отведённое для данного намаза;
– намерение на имамство, если он имам;
– во время вступления в повторный намаз молящийся должен остерегаться действий (например, выхода из ряда джамаата или совершения намаза за нечестивцем), из-за которых он может лишиться вознаграждения за коллективный намаз;
– повторное совершение намаза за тем, кто придерживается мнения, что можно повторять намаз. Если шафиит повторно совершает намаз с ханафитом, то имамом в этом следует поставить приверженца ханафитской школы;
– намаз, совершённый при экстренных случаях, например в ходе сражения, повторно не совершается.

Из обоих (совершённых и повторённых) намазов как фарз рассматривается только первый. Если станет известно, что первый намаз был недействительным, то повторно совершённый намаз не будет считаться фарзом. То есть необходимо будет возместить фарз-намаз.

Повторно совершить намаз не в коллективе нельзя, за исключением двух случаев:
1. При появлении после намаза сомнений в соблюдении всех условий молитвы.
2. При разногласии среди имамов в достоверности первого намаза.
(«Бушра аль-Карим», «Тухфат аль-Мухтадж»)

2.Дозволен ли ОМС (обезличенный металлический счёт)?  

ОМС – это счёт, открываемый в банке для учёта движения металла в обезличенной форме, на котором отражается металл в граммах без указания индивидуальных признаков (количество слитков, проба, производитель, серийный номер и др.), и осуществления операций по их привлечению и размещению.

Счёт обычно ведётся в одном драгоценном металле – чаще всего золоте, серебре, платине или палладии. Это счета, предполагающие покупку опредёленного количества металла по курсу банка. Физическая передача металла, по общему правилу, не осуществляется, если только этого не потребует клиент.
Открывать счета ОМС, согласно Шариату, не дозволено, так как предполагается покупка разных металлов, в том числе золота и серебра. А так как они могут быть объектом ростовщичества (риба), то при их приобретении необходимо соблюсти несколько условий. 

При покупке золота или серебра за деньги, как это обычно происходит в ОМС, необходимо передать предметы сделки обеих сторон из рук в руки на месте её заключения, лично или через уполномоченное лицо. Если не соблюсти этот пункт, то сделка с золотом и серебром считается ростовщической. В случае с ОМС этот пункт нарушается, так как отсутствует фактическая передача предмета договора из рук в руки, что также невозможно осуществить без идентификации товара.
При покупке же других металлов в неидентифицированном виде таких условий нет, но обязательно в сделке уточнить срок поставки реального товара, так как сделка покупки неидентифицированного товара – это торговля «салям», где обязательным её условием является уточнение срока поставки товара.

Примечание:
Если предположить, что в ОМС соблюдены условия торговли «салям», что представляется возможным со всеми металлами, кроме золота и серебра (а именно – обозначение в сделке срока поставки реального товара), и открыватель счёта получит в оговоренный срок на руки идентифицированный товар, то это дозволено, но в распространённых ОМС-счетах это не соблюдается.
Если же в сделке нарушается обязательное условие, то она становится недействительной, а заключать недействительные сделки греховно.

Если же допустить, что счёт ОМС предполагает не покупку неидентифицированного металла, а просто вкладывание денег в банк, чтобы сумма валюты оставалась эквивалентной стоимости определённого металла (с риском увеличения и падения его стоимости), то подобные вложения идентичны ставкам в азартных играх, что также запретно. 

Если допустить, что держатель ОМС оставляет деньги на счёте в качестве долга, то и в этом случае он впадает в ростовщичество, так как деньги привязываются к курсу металла, и возвращена будет не та же сумма, что была отдана.
Заключение:

Таким образом, как бы ни представляли счета ОМС, – будь это покупка драгоценных металлов или просто передача банку валюты, при возврате которых их цена должна быть эквивалентна стоимости определённых металлов, – они являются запретными.
 («Тухфат аль-Мухтадж», «Аль-маайир аш-Шария»).

3.Можно ли начать что-то строить на острове в море или в океане или на участках реки, образовавшихся после обмеления?

Захватывать и присваивать такие территории (харим) в Исламе запрещено. Отход реки от обычных границ или появление острова не означает, что там можно начинать что-то строить. А если строительство было начато, то его следует остановить.

Если земля, принадлежащая кому-то, ушла под воду и через некоторое время вода отошла, то эта земля остаётся его собственностью.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с «Хашия аш-Ширвани»)

4.Кого из родственников считают наследниками? И все ли родственники, которые относятся к этой категории, получают долю из наследства в случае, если все они живы?

Если один из супругов умер и у покойного остались все наследники, то наследство (ирс) получают только отец, мать, дети и один из супругов.
Наследниками из мужчин являются: сын, сын сына и ниже (правнук), отец, отец отца и выше (прадед), брат (родной, со стороны отца, со стороны матери), сын брата (родного и со стороны отца), дядя (родной, со стороны отца), сын такого дяди, муж.

Наследниками из женщин являются: дочь, дочь сына, мать, жена, бабушка, сестра (родная, единокровная – со стороны отца, единоутробная – со стороны матери).
(«Ар-Рахабия фи ильм аль-Фараид»)

5.Является ли значительное расстояние уважительной причиной для непосещения свадьбы? И вообще, кто должен на чью-то свадьбу прийти обязательно?

Посетить свадьбу, если их пригласили, обязаны те, кто находится в той местности, где она проводится. 

По вопросу же, находясь на каком расстоянии от местности проведения свадьбы приглашаемый обязан её посетить, у богословов нет единого мнения. Но большинство из них считает, что необходимо учитывать обычай каждой местности. Например, если в каком-то регионе принято не посещать свадьбу, если она будет проходить на определённом расстоянии, то обязанность отпадает.
(«Бугят аль-Мустаршидин»)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 
(СМС, WhatsApp, Telegram).