28 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Женская

«Спокойствие, только спокойствие!»

Преподавательница по английскому языку, занимающаяся репетиторством, удивилась, узнав, что мама одного из её учеников – учительница английского.

На вопрос, почему же та сама не обучает своего сына, репетитор получила ответ: «У меня терпения не хватает заниматься с ним, выхожу из себя и начинаю орать, когда он что-то не понимает и делает ошибки. Мне гораздо легче заплатить репетитору, чтобы сын подтянулся по учёбе».

Знакомая ситуация? Если даже учительница, вполне спокойно работающая с чужими детьми, не справляется с обучением собственного без эмоциональных срывов, что уж говорить об обычных среднестатистических мамах? Не претендуя на звание первооткрывателей, предлагаем обсудить способы, как нам сберечь нервы – и свои, и наших школьников – при выполнении пресловутой домашки.

А может, пусть сам?

Некоторые родители практикуют – кстати, вполне успешно – такой подход: домашнюю работу задали ребёнку – пусть он её и выполняет. Да, уже с первого класса. И только в том случае, если ему что-то непонятно, мама может подойти и помочь. Именно помочь, объяснить, а не сделать всё сама за своего школьника, ибо это стало бы для него дурным примером. Причём желательно дождаться просьбы, а не лететь в тот же миг, едва ребёнок замрёт над тетрадью чуть дольше обычного. Пожалуй, такой способ стоит взять на вооружение как один из самых адекватных.

Правда, тут есть нюанс: ребёнок может думать, что всё выполняет правильно, и наделать ошибок. Выход может быть таким: осуществляем завершающий контроль, то есть когда чадо закончило упражнения или примеры – подходим и проверяем. При наличии ошибки объясняем, где допущена неточность, и предоставляем сыну или дочери возможность переделать задание. Для ребёнка важно ощущать моральную поддержку и доверие мамы, к тому же школа уже с первого класса – это обучение самостоятельности. Школьник должен понимать: уроки – его индивидуальная ответственность. Это повышает его самооценку, ибо даёт почувствовать: он уже большой, а вовсе не неумелый малыш.

А если не понимает?

В этом случае маме следует выяснить, что конкретно не может понять её чадо. Возможно, ребёнок просто устал, и требуется перерыв? Кстати, перерыв можно заменить переключением на другой предмет или физкультминуткой. Если он не понял тему в школе – объясняем, используя фантазию и реальные образы. Пример: второклассница болела, когда её класс проходил деление, и сама не смогла разобраться в теме. Мама, увидев её затруднения, попросила дочь разделить 12 цветных карандашей поровну между девочкой и родителями. «Сколько карандашей получилось у каждого из нас?» – спросила мама. «Четыре карандаша!» – быстро посчитала дочь. «Верно. Ты только что разделила 12 (карандашей) на 3 (между тобой, мной и папой), и получилось 4 (карандаша у каждого)». Этот опыт пришлось повторить ещё раз – и девочка поняла, что такое деление! Домашнюю работу она сделала без затруднений.
Как эта мама сохранила спокойствие, объясняя ребёнку тему? Во-первых, она понимала, что дочь по интеллекту вполне соответствует своему возрасту и ждать от неё взрослой подготовки бессмысленно. Во-вторых, мама вспомнила себя в этом возрасте и определила, как такому ребёнку легче всего усвоить информацию. В-третьих, между ней и дочерью существуют тёплые доверительные отношения, основанные на любви и взаимопонимании.

А если не хочет?

Вот это уже вопрос посерьёзнее. Ребёнок может просто не хотеть делать уроки – тянет время, изображает недотёпу, всячески отвлекается. Следует выяснить причину такого поведения. Причём сейчас мы не рассматриваем отвлекающие факторы вроде компьютерных игр или прогулок с приятелями. Он не любит домашнюю работу в целом или испытывает неприязнь к определённому предмету? Во втором случае тоже может быть не одна причина. Тем не менее, залог удачного выхода из данной ситуации – заранее определить и сформулировать совместно со школьником смысл выполнения домашних заданий. Следует донести до него, что домашку нужно делать не просто потому, что мама или учительница так велели, а потому что в этом есть прямая польза для школьника. Если такое понимание придёт, ребёнок будет добровольно и осознанно согласен выполнять домашнее задание. После этого можно заняться вспомогательными условиями: определить график, очерёдность предметов и заданий и пр.

А как же мы?

Вроде всё делаем правильно, а всё равно не получается не раздражаться и не досадовать на непонятливое или упрямое дитя. Это вполне понятно – усталость на работе, да и просто от жизненных проблем даёт о себе знать, а тут ещё и... Что ж, есть смысл прибегнуть к традиционным средствам умиротворения: отвар пустырника и валерианы, успокаивающие аффирмации, душ или ванна с ароматной пеной, да и шопинг – сильнейший способ поднятия тонуса и настроения для женщин – никто не отменял. При этом нет нужды покупать что-то дорогое, достаточно взять шоколадку или что-то подобное. А главное средство для спокойствия, радости и мира – любовь и взаимопонимание в семье между всеми поколениями.

Юлия Зачёсова