05 Мая
2024 года
поделиться

Достоинства коллективной молитвы

Сегодня мы расскажем о достоинстве коллективного намаза в мечети. Не каждый сможет совершить все намазы коллективно.

Чтобы мы смогли упорядочить своё время и проявить усердие в посещении мечети, нам необходимо знать о достоинствах совершения коллективного намаза в мечети.

Коллективная молитва является усиленной сунной (крайне желательным действием) для мужчин. Передаётся от Ибн Умара t, что Посланник Аллаhа r сказал: «Намаз, совершаемый коллективно (джамаатом), по своей степени в двадцать семь раз превосходит намаз, совершаемый наедине» (аль-Бухари). 

Саид ибн Мусаййиб говорил: «Вот уже двадцать лет, как азан в мечети читается при мне» (то есть Саид отправлялся в мечеть ещё до наступления времени молитвы и заставал азан там). 

Мухаммад ибн Васи (учёный из Басры) говорил: «Я в этой жизни желал лишь три вещи: 

1) иметь товарища, который направит меня к истине, исправит меня, если я ошибусь или сойду с пути; 

2) иметь дозволенное пропитание, которое достанется мне без затруднения и освободит от зависимости и нужды в других людях; 

3) совершение намаза коллективно, без упущений, в спокойном состоянии души, сполна получая награду за него». 
Сообщается, что однажды Маймун ибн Михран отправился в мечеть, чтобы коллективно совершить намаз. Когда ему сообщили, что намаз уже совершили, он сказал самому себе: «Достоинства одного коллективного намаза для меня предпочтительнее, чем править всем Ираком». 
Передаётся от Анаса бин Малика رضي الله عنه, что Посланник Аллаhа ﷺ говорил: «Кто в течение сорока дней непрерывно станет совершать все пять намазов вместе с джамаатом, коллективно, не пропуская при этом ни одного вступительного «Аллаhу Акбар» (такбир ифтитах), тому Всевышний Аллаh предпишет два спасения – от лицемерия и огня Ада» (ат-Тирмизи). 

Условия действительности следования за имамом:

1) Пятка следующего за имамом не должна быть впереди пятки имама.

2) Нельзя исполнять за имамом более важную молитву, чем намаз имама. Например, нельзя совершать фарз-намаз за имамом, который выполняет желательный суннат-намаз, в том числе таравих-намаз, совершаемый в месяц Рамадан.

3) Нельзя исполнять за имамом обязательный фарз-намаз, который отличается от фарз-намаза имама, как, например, возмещать обеденный намаз за имамом, совершающим ночной намаз.

4) Нельзя совершать намаз за имамом, который, в свою очередь, восполняет ракааты в коллективном намазе (масбук). Если кто-то опоздал и вступил в намаз за имамом, а после завершения намаза продолжает совершать свои ракааты, за этим молящимся нельзя совершать намаз, присоединяться к нему. 

Суннат-намазы

Суннат- и нафиль-намазы не совершаются коллективно, за исключением таравих-намаза, который является сунной и его можно совершить как коллективно, так и индивидуально. Намаз витр, являющийся ваджибом, совершают коллективно в месяц Рамадан. Джума-намаз и праздничные намазы совершаются только коллективно.

Если человек, войдя в мечеть, обнаружит, что имам уже совершает обязательную коллективную молитву, ему не следует исполнять никакой другой суннат-намаз, за исключением двух ракаатов перед утренним (фаджр) намазом, если он обоснованно знает, что успеет присоединиться к имаму для коллективного намаза. 
Не следует совершать суннат-намазы (желательные), когда совершается коллективный намаз, так как это приводит к видимому расколу в обществе. Если же молящийся желает совершать суннат-намазы, то предпочтительно исполнять их дома. Если же он находится в мечети, то – в другой комнате. Если другая комната в мечети недоступна, то позади столба вдали от рядов коллектива. Если же всё идёт к тому, что совершение суннат-намаза приведёт к полному пропуску коллективной молитвы (он не успеет присоединиться к намазу за имамом), то в этом случае он должен присоединиться к коллективному намазу, оставляя суннат-намаз. Известно, что ценность коллективной молитвы превосходит даже ценность двух ракаатов сунны перед утренним фарз-намазом, несмотря на то, что в случае пропуска эти два ракаата не восполняются.

Исключением является тот случай, когда при этом была пропущена и сама обязательная молитва: тогда суннат-намаз, который перед утренним фарз-намазом, можно будет восполнить вместе с обязательной молитвой до зенита (заваля) того же дня. Если утренний фарз-намаз восполняется после зенита, то суннат-намаз не восполняется, необходимо возместить только обязательную молитву.

Суннат-намаз, который совершается до обеденного фарз-намаза (зухра), можно восполнить в течение данного времени молитвы, то есть до наступления предзакатного (аср) намаза, вместе с другими двумя ракаатами суннат-намаза. Иначе говоря, помимо двух ракаатов сунны перед обязательным утренним намазом, которые могут быть восполнены, это четыре ракаата до обеденного (зухр) намаза и четыре ракаата до пятничной молитвы. 
В случае их пропуска они восполняются после обязательной молитвы. По истечении обеденного времени их восполнять уже нельзя.

Присоединение к намазу за имамом (джамаат-намазу) 

Обязательный намаз не совершается повторно после его исполнения. То есть если человек совершил обязательный (фарз) намаз, то ему нельзя повторно совершать этот намаз лишь из-за сомнений в его действительности или ради дополнительной награды. Это является совершенно неугодным (макрух-тахрим). 
Слова «Аллаhу Акбар» при вступлении в намаз нужно произносить стоя. В ином случае вступление в молитву недействительно, из-за чего и сама молитва будет недействительной.

Если человек присоединяется к коллективному намазу в то время, когда имам находится в поясном поклоне, и остаётся стоять, пока имам не поднимет голову, то молящийся в этом случае не настиг этот ракаат молитвы. Если во время присоединения человека к коллективному намазу имам находится в поясном поклоне, человек настигает ракаат только в том случае, если после произнесения стоя «Аллаhу Акбар» (вступительного такбира) он успевает за имамом совершить поясной поклон, пока тот находится в поясном поклоне. 

Совершение коллективного намаза

Тот, кто собрался совершить коллективный намаз, в намерении должен указать, что в намазе он будет следовать за имамом.
Рассмотрим на примере совершение коллективного обеденного намаза (аз-зухр).
Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого ракаата:

1. Намерение: «Я намерился совершить 4 ракаата обеденного (аз-зухр) фарз-намаза, следуя за имамом, ради Аллаhа I».В каждом коллективном намазе делается намерение с добавлением слов «следуя за имамом».

2. После вступительного «Аллаhу Акбар» (такбират уль-ифтитах), произносимого имамом, следующие за ним повторяют также этот такбир и вступают в намаз. Затем, сложив руки на животе под пупком, читают дуа «Субханака» и молча следуют в движениях за имамом. Более того, им нельзя (карахату тахрим) читать в намазе за имамом что-либо из Корана. Во всех последующих ракаатах, находясь в положении стоя, никто из следующих за имамом больше ничего не произносит, за исключением намазов, которые читаются вслух, – там после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» сзади стоящие говорят про себя «Аминь».

3. Во время поясного поклона имам и за ним следующие произносят «Субхана Рабби яль-Азым» 3 раза про себя. Далее имам, говоря «Сами Аллаhу лиман хамидах», выпрямляется, и те, кто следует за ним, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва ляк аль-хамд». Далее идут на земной поклон, и там все произносят про себя 3 раза «Субхана Рабби яль-А’ля».

4. Во время чтения первого «Ат-тахията» (сидя, во втором ракаате) имам и следующие за ним читают шёпотом «Ат-тахият», не читая при этом «Салават» (благословение на Пророка ﷺ), а после чтения последнего «Ат-тахията» (сидя, в последнем ракаате) читают «Салават», мольбу (дуа) «Раббана атина…», и после чтения имамом салама (приветствие вправо, завершение намаза) следующие за ним также произносят салам. 

Совершающий молитву за имамом в коллективном намазе во всех действиях не должен опережать имама или отставать от него. Если человек с опозданием решит присоединиться к намазу за имамом и при этом успеет сделать намерение, сказать «Аллаhу Акбар» и в поясном поклоне настигнет имама, пока тот не выпрямится, то этот ракаат ему полностью засчитывается.

Если опоздавший присоединится к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона, то после чтения салама имама в правую сторону (завершения намаза) опоздавший встанет и самостоятельно восполнит недостающие ракааты, которые он не успел совершить, находясь за имамом. 

(«Радд уль-Мухтар»)

Мухаммад-фарук Азимов