07 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Что делает нашу веру полноценной

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто верует в Аллаhа ﷻ и в Судный день, пусть говорит благое либо молчит.

Кто верует в Аллаhа ﷻ и в Судный день, пусть почитает соседа. Кто верует в Аллаhа ﷻ и в Судный день, пусть почитает гостя» (аль-Бухари, Муслим).

Это высказывание Пророка ﷺ вбирает в себя три темы: говорить благое либо молчать; почитание соседа; почитание гостя.

Говори благое либо молчи

Посмотрите, с чего начинается хадис: «Кто верит в Аллаhа ﷻ и в Судный день, пусть говорит благое либо молчит». Может показаться, что те, кто пустословит, не являются верующими. Но здесь понимается не это, а именно то, что вера будет полноценной у того, кто говорит благое, не разбрасывается словами попусту.

По этому поводу есть много хадисов Пророка ﷺ.

Вот одно из высказываний Посланника Господа ﷺ: «Не будет искренней вера раба [Аллаhа ﷻ], пока не будет искренним его сердце. И не будет искренним его сердце, пока не будет искренним его язык» (Ахмад).

От имама ат-Табарани передаётся хадис Пророка ﷺ, где говорится: «Раб (Господа) не достигнет истинной богобоязненности, пока не сохранит свой язык (от всего плохого)».

Хадис раскрывает нам следующие тезисы: 
– сказать благое лучше, чем хранить молчание, так как оно упомянуто первым, а в начале упоминается наиболее важное;
– хранить молчание лучше, чем пустословить, говорить непристойное.

Однако важно понимать, когда нужно говорить, а когда –  промолчать.

Учёный Абу аль-Касим аль-Кушайри пишет: «Молчание – это спасение, первостепенная основа. Хранить молчание, где надо, – признак истинных мужчин. А высказать слово там, где это нужно, –  из почтенных качеств. Я слышал, как Абу Даккак говорил: “Кто промолчал, не сказав истину, тот подобен немому сатане”».
Говорить благое просто необходимо, не стоит молчать там, где есть что сказать, касается это мирского (этого мира) или ахирата (загробной жизни). 

Почитание соседа

Почитать соседа означает  не вредить ему, переносить от него трудности, быть приветливым c ним. 

По поводу того, кто считается соседом, есть разные мнения. Одни учёные считают: это сорок домов, что окружают со всех сторон. Другие же полагают, что соседи – это жители домов, до которых доходит голос читающего азан и икамат.

В достоверном хадисе Пророка ﷺ передаётся: «Джибриль столько говорил мне об отношении к соседям, что я подумал, что он включит их в число наследников» (аль-Бухари).

Хорошее и доброе отношение к соседу играет большую роль в духовно-нравственном развитии общества. И тут нет разницы, кто по нации твой сосед, какого он вероисповедания, является верующим или нет. Порой люди годами живут в одном многоэтажном доме и могут не знать, кто с ними живёт рядом на одной лестничной площадке, в соседнем подъезде. Это неприемлемо. Наоборот, важно постоянно взаимодействовать с ними, проявлять доброту, великодушие, приглашать домой и просто дружить.

Почитание гостя

Следует радоваться приходу гостя, почитать его, кто бы он ни был – бедный или богатый, знакомый или посторонний, родственник или чужестранец. Встречать его с радушным лицом, угостить тем, что имеется дома, при этом не утруждая себя, не нанося ущерба своей семье.

Передаётся, что пророк Ибрахим (Авраам) u был назван «отцом гостеприимства» из-за того, что он очень любил гостей и ходил искать их на расстояние двух миль, чтобы разделить с ними свою трапезу.

Истинно любите друг друга, относитесь с уважением, будьте великодушны. Всё это объемлет изречение Пророка ﷺ: «Не будет полноценной вера любого из вас до тех пор, пока не будете желать своему брату [по вере] того же, чего желаете самому себе» (аль-Бухари, Муслим).

Мухаммад Магомедов